Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Тип урока Обобщение и систематизация материала. Ролевая игра. Цели: 1. научить творчески применять знания, полученные при изучении темы; 2. развивать социальную, коммуникативную, самообразовательную компетентности, компетентное отношение к собственному здоровью; 3. развивать умение работать в коллективе, потребность в творческом отношении к делу. Оборудование: иллюстрации зимних пейзажей, элементы костюмов к ролевой игре. Ход урока Организация класса. Запись в тетрадях. Сообщение темы. Учитель. - Напишите сочинение – метаморфозу, которое будет начинаться с фразы: Однажды я, проснувшись утром, увидел, что превратился в причастие (деепричастие). Работаем по вариантам. Образец Однажды я, проснувшись утром, увидел, что превратился в причастие. Вот те раз – причастие: не прилагательное, не глагол – причастие. Вот такой ребёночек. А что, очень даже я похоже на своих родителей. От мамы – глаза – признаки, отвечаю, как и она, т.е. прилагательное, на вопросы какой, какая? Модничаю, как мама, т.е. склоняюсь по падежам, бываю в единственном и множественном числе. Люблю общаться с друзьями, в основном, с существительными, хотя могу побыть и одно. С подружкой «не» то дружу, то ссорюсь, и пишусь поэтому с «не» то слитно, то раздельно. Как мама, чаще всего бываю определением. А какие причастные обороты мы с друзьями устраиваем! От папы у меня признак по действию, папы ведь должны больше делать, чем говорить. Зато папа любит вспоминать о бывших заслугах, так и я, бываю то совершенного, то несовершенного вида. И вообще, я люблю часто работать самостоятельно, т.е. бываю действительным, а иногда отдыхаю (пусть другие потрудятся), становясь страдательным. А как вам нравится: «девочка» или «улыбающаяся девочка», «ученица» или «победившая ученица»? Вот такое я – причастие, особая форма глагола.
Второй образец Однажды я, проснувшись утром, увидела, что превратилась в деепричастие. Я – деепричастие? Что же делать? Я же не самостоятельная часть речи, а только особая форма глагола. Но, подумав секунд пять, призналась себе любимой, что ничего страшного не произошло. Оглядев себя в зеркале, увидев, что я – ого- го, принялась за анализ ситуации. И вывод напросился сам собой: быть рядом с глаголом – это же здорово! Как жена при муже – богатыре, обозначаю добавочное действие. Бываю в настоящем времени, наслаждаясь сегодняшним днём, бываю и в прошедшем, вспомнив что – то приятное. С друзьями часто празднуем деепричастные обороты. А вот с «не» чаще всего держусь на расстоянии, иногда только допуская её в свою жизнь. В предложении бываю обстоятельством, подчеркнуть же меня надо двумя значками – точкой и тире. А как же, я же деепричастие. Учитель Хорошо, молодцы. Скажите, а о каких признаках причастий или деепричастий дети не сказали? Ответы Когда обособляются причастные и деепричастные обороты. Не привели примеров страдательных причастий, не вспомнили о правописании суффиксов. Не сказали, на какие вопросы отвечает деепричастие. Учитель Скажите, какая форма глагола главнее? Ответы Учитель Чтобы разрешить спор, выберем судью, договоримся поработать свидетелями. Спор двух учеников, представляющих противоборствующие стороны. Судья. Что вы можете заявить? Послушаем свидетелей. На доске написан текст. Но ветер ворвался к нам в кабинет и унес некоторые буквы. Помогите вернуть их на место. Я буду вызывать по одному свидетелю от спорящих сторон. Легки опуш…ые инеем деревья. Сверка…т б..лизной снежный покров. Поража…т необыкнове…ая ч…стота цвета в стынущ…й воде у кромки берега и ковер из снежинок вытка…ый волщебницей - зимой. Прелес…ный ру…кий пейза…. Глядя на него хочется жить и верить в прекрас…ное на земле. Свидетели находят и объясняют: - безударные гласные; - окончания глагола; - суффиксы прилагательных; - окончания причастий; - причастный и деепричастный обороты; - оставшиеся орфограммы и пунктограммы; - произвести синтаксический разбор третьего предложения; - прочитать текст и озаглавить его («Зимний пейзаж») Судья. А вот еще один независимый свидетель – Не. Не, обращаясь поочередно к Причастию и Деепричастию: «Мне нравится с вами дружить, я буду писаться с вами слитно». Судья. А что можете сказать вы, господа Причастие и Деепричастие, когда вы пишетесь с «Не» раздельно? Ответы учащихся о раздельном написании с «не». Судья. Я объявляю новый вид выяснения спора: КСУ Учитель. Современному обществу нужны активисты, самостоятельные люди, которые критически и творчески мыслят. Ситуация. Ты идешь из школы. Вдруг видишь воробышка, над которым стоит кот. Мотивация: - Твои действия: - Равнодушно пройдешь мимо? - Заберешь домой, чтобы подлечить птичку, а потом выпустить? - Попытаешься чем-то покормить и уйдешь, а потом вернешься, но, увидев только перышки, заплачешь? Формы предъявления: «Альтернатива» Судья. Объявляю перерыв в слушанье дела. Учитель. Современная молодежь должна быть инициативной, готовой к самосовершенствованию и самообразованию. Проведем тренинг воссоздающего воображения – «Ветер». - Назови эпитет к слову ветер так, чтобы мы явно представили, каким он бывает. Используйте не только прилагательные, но и причастия. И представьте нам ветер по мере его усиления. Ответы: легкий, легкое дуновение, нежное прикосновение, как заботливая рука мамы, умиротворяющий, завораживающий, мягкий, ласкающий, заигрывающий, порывистый, нахлынувший, как первое чувство любви; долгожданный, неожиданный, шумящий, холодный, умеренный, леденящий душу, пронизывающий насквозь до косточек, почти сносящий с ног, сильный, ужасающий, беспощадный, не оставляющий равнодушным никого, ошеломляющий, разрушающий, сметающий все на своем пути. Судья. Предлагаю вашим командам задание. Придумайте и напишите на доске текст так, чтобы одни из вас доказали, что вам нравится зима, другие - что нет, используя причастия и деепричастия. Ученики пишут по одному предложению. Как красив снег, искрящийся на солнце. Вышедшие во двор друзья лепят снеговика. Никаких ссор – даже укутанный малыш работает - тащит морковку. Озабоченные родители в выходной день резвились, как дети, спускаясь на санках с горки. А вечером я каталась на коньках, представляя себя участницей «Ледникового периода». Не кутаясь, стараюсь больше двигаться, играю в снежки. И только зимой получается «ангел», отпечатавшись от моей фигуры на снегу. Не люблю обжигающий зимний мороз. Ветер, сдувающий с ног и сносящий шапки с прохожих, меня не радует. Утром, высунув нос в форточку, вижу, что зимний дождь льет, не переставая. Укутанной иду в школу. Промокнув на горке, возвращаюсь домой. Лучше нарисую заснеженный лес, сидя в кресле. Чаще болея зимой, лишний раз на улицу не выхожу. Судья. Всем встать. Я оглашаю приговор. Учитывая ваши ответы и помощь ваших свидетелей, принял решение и объявляю вас обоих важными. Нам без вас не обойтись, вы украшаете нашу речь, делая ее красивее, точнее и выразительнее. Учитель. Домашнее задание. 1. Обоснуйте собственное мнение, написав несколько связных предложений о том, нравится вам ветер или нет. |
Автор разработки: Сизоненко Т. В. Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 622 | Загрузок: 205 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |