Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель:1) обобщить полученные знания 2) развивать умение писать и говорить правильно 3) воспитывать интерес к предмету Оборудование: карта «Фонетическая страна», мультимедийная доска, проектор, кроссворд, набор букв «Колесо», кубик с буквами – лл-, -мм-,-нн-, Ход урока Урок-путешествие. Мы путешествуем заочно, но могли путешествовать по-настоящему. Ответьте, на каких видах транспорта можно отправиться в путешествие и как записать эти слова. Поезд, самолет, корабль, автобус, автобус-экспресс, велосипед, троллейбус. Отправная точка путешествия – город Фонема А) учитель читает скороговорки и спрашивает, какие звуки преобладают -Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока -В живом уголке жили ужи и ежи Ушел косой козел с козой Щетина у чушки, чешуя у щуки У осы не усы, не усищи, а усики Тридцать три трубача трубят тревогу. Б) Наиболее трудные записывают в тетрадь: -Расскажите про покупки! Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои! -Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп. -Все скороговорки не перескороговоришь и не перевыскоговоришь. В) «Мозговая атака». Устно учащиеся называют скороговорки и говорят об их роли в речи Г) Чтение рассказа В. Суслова «Трудные буквы» Д) «Мозговой штурм». Вопросы по разделу «Фонетика». Е) Отгадайте и скажите, чем отличаются друг от друга (проецируется на экран): -С глухим шипящим круглый, как мячик Со звонким – как огонь горячий (шар-жар) -С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким - сам звеню в раздолье (колос-голос) - С глухим траву она срезает, Со звонким все листочки поедает (коса-коза) - С глухим согласным мы его читаем, Со звонким – в нем мы обитаем (том-дом) _Со звонкой на конце он значит Примерно тоже, что «не стар», С глухой – по наковальне скачет, Звенит в ушах его удар. (Молод-молот) Посреди города течет речка Звучная, чтобы переправиться на другой берег, поучаствуем в «фонетическом бое» А) учитель называет слова, учащиеся говорят, сколько в них букв и звуков, записывают транскрипцию Меч, мать, печь, Юра, елка, ель, буква, звук, класс, грамм Переплыв речку, оказались в Море букв. А) Все учащиеся работают над кроссвордом Спрятанное слово - раздел науки о языке Б) 2 учащихся по «Колесу» составляют слова Кто больше? В) Все учащиеся составляют другие слова по словам Фонетика. Графика. Орфоэпия Миновав море Букв, мы увидели какие-то дома, а на самом большом из них буквы Ь и Ъ. Оказалось, что мы попали в поселок Алфавит. А) учащийся читает стихотворение Б. Заходера «Песенка-буква». Второй учащийся записывает буквы на доске. Б) Отвечаем на вопросы: -Какие сестренки не попали в стихотворение? -Что такое алфавит и почему он так называется? -Каким другим словом можно назвать алфавит и почему? -О чем спорят Ь и Ъ? В) По поселку передвигаемся группами. 1 группа: записать 6 существительных в алфавитном порядке 2 группа: 5 слов, в котором звуков больше, чем букв 3 группа: 6 существительных с двойными согласными 4 группа: 6 существительных с непроизносимыми согласными Г) командиры получают задание записать слова между буквами: З а а к г д а а д г к а а з 6. Следуя по поселку, мы постепенно взбираемся на гору. Это вершина Ударение. А) чтение стихотворения Я.Козловского «О словах разнообразных, одинаковых, но разных» Б)Загадки-складки. Записать слова и поставить ударение (мультимедийная доска) -На бахче у нас растет, Как разрежешь – сок течет; Свеж и сладок он на вкус, Называется ….. -Это зелье ты не тронь: Жжется больно, как огонь. Неприметна, некрасива Называется….. -Стелют на матрас меня Называюсь…… -Из меня посуду тонкую Нежно белую и звонкую Отжигают с древних пор Называюсь я …. -Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный… -Буквы-значки, как бойцы на парад В строгом порядке построены в ряд Каждый в условленном месте стоит, И называется он… 7. Спустившись с вершины, мы устроим привал Веселье. А) игра «Не пишите ь» (с кубиком, где написаны сочетания –чк-, -нщ-) Подбросить и назвать слова. Б) Шуточные загадки и вопросы: -Что находится посередине земли? -Что мы говорим в начале урока? -Что мы слышим в начале концерта? -Я в озерах и реках, но в воде меня нет; я в арбузах и огурцах, но в дынях меня нет. -Я в яблоке и в сливе, но в саду меня нет, я в. луке и в салате, но в огороде меня нет. -Какое слово жалуется, что у него не хватает до сотни ( ста-нет) -Что у зайца позади, а у цапли впереди? 8. Отдохнув немножко, движемся по Орфоэпической долине. А) Сказать и записать отгадки к орфограмме «Непроверяемое написание» -На вокзалах есть всегда, К нему подходят поезда, Двойное –рр- содержит он И называется…. -На большие расстояния Мчится он без опоздания: Пишется в конце два-сс- Называется…. -Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через два -кк- И мяч, и шайбу клюшкой бей И называюсь я…. -Во мне два –кк-, не забывайте, Таким, как я всегда бывайте: Я точный, чистый и опрятный, Иным же словом… -В конце двойное –лл- пиши И как зовут меня реши Без мастера граненым стал Блестящий, правильный…. Б) Игра «Кто скорее» ( На четырех сторонах квадрата надписи –лл-, -мм-, -нн-, -сс-) Учащиеся подбрасывают квадрат и записывают слова с данными буквами. 1 учащийся – на русском языке, другой – на украинском. 9. Подведение итогов. |
Автор разработки: Маловичко Наталья Васильевна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 928 | Загрузок: 226 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |