Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель урока: в игровой форме повторить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка; вырабатывать практические умения и навыки в процессе анализа фонетических и грамматических явлений; развивать мышление, орфографическую зоркость, грамотное письмо; воспитывать интерес к учебе, к русскому языку. Оборудование: запись на доске, рабочая тетрадь, карта страны «Русский язык», индивидуальные карточки, дидактический материал, тренажеры по русскому языку, дополнительный материал. Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала. Жанр урока: урок – игра, использование игровых приемов при повторении изученного на уроках русского языка. Межпредметные связи: литература, история, математика. Культура речи: составление простого плана текста. Орфограммы: «Употребление разделительных ъ и ь знаков»; «Безударная гласная, проверяемая ударением»; «Правописание слов с непроизносимой согласной»; «Правописание сочетаний чк, чн»; «Буквы и, а после шипящих». Ход урока І. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. ІІ. Мотивация учебной деятельности. Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Ваши знания, смекалка и находчивость помогут вам совершить путешествие. Мы отправимся с вами в страну Русского языка (демонстрируется карта), посетим её главный город, пройдем по его площадям и улицам, и в этом нам помогут те знания, которые вы получили за время обучения в 5 классе. - Как называется главный город любого государства? (Столица) В нашей сказочной стране тоже есть столица – город Фонетика. Именно в нем нам и предстоит побывать. И чтобы нас в него пустили, вам необходимо выполнить тестовое задание. Тест
А) наука, которая изучает части речи; Б) наука, которая изучает звуки речи; В) наука, которая изучает знаки препинания? 2. Что такое звуки речи: А) звуки, из которых состоят слова; Б) звуки, из которых состоит музыка; В) звуки, которые мы слышим в природе? 3. На какие группы делятся все звуки речи: А) мягкие и твердые; Б) согласные и гласные; В) звонкие и глухие?
А) которые образовались с помощью голоса; Б) которые образовались с помощью шума; В) которые образовались с помощью шума или шума и голоса? 5. Какие звуки мы называем согласными: А) которые образовались с помощью голоса; Б) которые образовались с помощью шума; В) которые образовались с помощью шума или шума и голоса? 6. На какие группы делятся согласные звуки: А) мягкие и твердые; Б) согласные и гласные; В) звонкие и глухие? Ответы на тест
Оценивание 1. (Учащиеся подсчитывают количество полученных баллов и выставляют в свои тетради). ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся Учитель. Вот мы в городе и сразу же попадаем на площадь «Звуков и Букв» и чтобы без препятствий пройти по этой площади, нам необходимо выполнить несколько заданий. - Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем; один и тот же звук может обозначаться разными буквами) 1. Образовательный диктант (составить из предложенных слов словосочетания так, чтобы образовались пары одинаково звучащих слов). Образец: пруд/т – заросший пруд тонкий прут(ик). Рог/к, стог/к, плод/т, лез/с, код/т, изморос/зь, д/том. Учитель. С площади «Звуков и букв» мы переносимся на проспект «Алфавита». Здесь нас также ожидают задания, выполнение которых даст нам возможность пройти дальше.
(10 букв)
(21буква и буквы ъ и ь знаки).
(расположить предложенные слова в алфавитном порядке, назвать в каждом слове изученную орфограмму, дать толкование слов, составить с одним словом предложение) Впечатление, очарование, примечание, воодушевление, искренность, доброта, красота, смелость, трудолюбие, честность, щедрость, преданность. (воодушевление, впечатление, доброта, искренность, красота, очарование, преданность, примечание, смелость, трудолюбие, честность, щедрость). Оценивание 2. (Правильное выполнение данного задания соответствует 12 баллам, каждая ошибка – минус 1 балл). 4. Работа с текстом. Учитель. Выход из проспекта охраняется: у входа охрана – стражники Ъ и Ь знаки. Они молчат, но предлагают нам познакомиться с рассказом Ф. Кривина «Мягкий знак» и выполнить задания, чтобы отправиться дальше по городу Фонетике. - Прослушайте данный рассказ, составьте к нему простой план, выясните, о каких правилах употребления мягкого знака в нем говорится? Мягкий знак Мягкий знак давно и безнадежно влюблен в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, но все напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьешься ни звука. А Мягкий знак таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строке, занять первое место. Он настолько тих и незамечен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нем. Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства. Не смягчается буква Ш, несмотря на все старания Мягкого знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз становится рядом с буквой Ш. (употребление Ь знака в существительных женского рода 3 склонения, в глаголах 2 лица единственного числа). - Проверка работ учащихся (выборочно). 5. Словарно – орфографический диктант. Учитель. Задания мы выполнили, но стража не хочет открывать нам ворота. Оказывается, чтобы попасть за ворота, нужно написать слова без ошибок. Итак, в приведенные слова вместо пропусков необходимо вставить Ь или Ъ знак и объяснить правописание. В..езд, сем..я, об..явление, друз..я, об..яснение, вороб..и, лист..я, с..едобный, колос..я, необ..ятный, руж..ё, журчан..е. Оценивание 3. (правильно записанное слово соответствует 1 баллу).
(задание выполняется по вариантам, у доски работают учащиеся) І вариант ІІ вариант Друзья Листья. Учитель. С проспекта «Алфавит» мы поворачиваем налево и попадаем в переулок «Ударений» - Что такое ударение? (произношение одного из слогов с большей силой и продолжительностью) - Для чего необходимо ударение в слове? 7. Определительный диктант. ( в предложенных словах расставить ударение) Алфавит, арбуз, библиотека, диалог, закупорить, документ, инструмент, километр, средства, каталог, столяр, шофёр, обувной, кухонный. Учитель. Запоминанию правильного ударения способствует и отгадывание загадок. Послушайте их внимательно и отгадайте. На бахче у нас растет, Как разрежешь – сок течет; Свеж и сладок он на вкус, Называется…(арбуз). Это зелье ты не тронь, Жжется больно, как огонь. Неприметна, некрасива – Называется…(крапива). Учитель. Мы с вами говорили, что ударение в русском языке может падать на любой слог слова. Наверное, поэтому ударение выполняет смыслоразличительную роль, то есть одинаковые по написанию слова могут иметь разное значение в зависимости от того, на какой слог падает ударение. Вы сейчас в этом убедитесь, если правильно назовете слова. Я – травянистое растение С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. ( ирис – ирис) Я – сборник карт; от ударения Зависят два моих значения. Захочешь – превращусь в название Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас – атлас)
Учитель. Мы идем дальше по городу Фонетика. Но, кажется, заблудились. Это – Тупик Ошибок. Чтобы выбраться из тупика, необходимо выполнить задания. В каждую из карточек со стихами вкрались ошибки. Как только вы их исправите, путешествие продолжится. 1. Притихший лес одежду сбросил. Прошел сквозь чящу бурелом. Что делать? Всех задела осинь Своим безжалосным крылом. 2. Уж небо осинью дышало, Уж реже солнышко блистало; Кароче становился день, Лисов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. 3. Ложился на паля туман, Гусей крекливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучьная пора: Стоял ноябрь уж у двора. 4. Осинь – месяц грусти нежной, Сад мой – сказочьный чертог. Листапад пришел неспешно, Медью выстлав мой порог.
Грусной прелести полны. Гладиолусов антенны В небасвод устремлены.
Лес обнажылся. Поля опустели. Только не сжата полоска одна, Грусную думу наводит она. Оценивание 4. (если учащийся в карточке нашел три слова, в которых необходимо исправить ошибки и исправил их, то он получает максимум баллов) Учитель. Мы выбрались из Тупика Ошибок, долго гуляли и оказались на набережной. Оказывается Фонетика расположена на реке Склонений, через реку построен мост в страну Морфологию. И чтобы попасть туда, нам необходимо просклонять словосочетание. А помогут нам в этом братья – падежи. Вы не забыли, как их зовут и на какие вопросы – пароли они отвечают? Пока вы будете это вспоминать, я прочту вам стихотворение, а его название вам необходимо будет просклонять. Этот ленительный падеж Спросили Лежебокина: - А ну – ка расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знают назубок. Их за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно: - В том не моя вина. Пусть им сперва ученые Изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: Трудиться, а тем более Творить я не хочу, Такой падеж, как дательный, Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я, Чтоб не учить урок, Приходится выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж винительный И вовсе я сердит: Отец во всякой шалости Всегда меня винит. - Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам ты смог бы новые Придумать имена? - Давно придумал: взятельный, Грязнительный, лежательный, Губительный, ленительный, И, наконец, простительный! (учащиеся выполняют последнее задание письменно или устно на усмотрение учителя) IV. Подведение итогов урока. Учитель. Вот и закончилось наше путешествие в страну Фонетика. Вы, конечно же, понимаете, что это была игра, но мы с вами повторили тот материал, который изучили с начала учебного года, выполнили задания. Впереди у нас будет еще много путешествий, и чтобы они были интересными, вы должны быть на уроках внимательными и иметь хотя бы одно желание – хорошо учиться. А сейчас подведем итоги нашей работы, и каждому из вас нужно будет решить математическую задачку: определить среднее арифметическое полученных вами баллов после четырех оцениваний. Полученный результат – это ваш балл за работу на уроке. Интерактивное упражнение Учащимся предлагается закончить предложение:
V. Домашнее задание Повторить изученные орфограммы, составить словарный диктант (25 – 30 слов). |
Автор разработки: Злидниченко Марина Геннадьевна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1053 | Загрузок: 248 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |