Главная » Разработки уроков » Русский язык

Сколько может быть значений у слова? (однозначные и многозначные слова)

Цель: повторить орфограммы: буква Ю после шипящих; буквы И, Ы после Ц, буквы О, Ё после шипящих; ввести понятие "однозначность" и "многозначность"; через исследование ЛЗ слова "земля" дать определение понятию "главное ЛЗ слова".

Ход урока

I. Словарный диктант с объяснением.

а) Жюри, парашют, парашютный, брошюра;

б) цифра, авиация, цикл, цыганский, цыплячий;

в) шорох, шепот, крыжовник, желудь, дирижер, желтый, жесткий, черствый, пчелка.

II. Проверка домашнего задания.

III. Значение какого-то слова легко понять из контекста. Контекст - это то словесное окружение, в котором слово употребляется с одним и тем же значением.

Задание для групповой работы.

Определите значение слова "земля" в каждом из данных предложений.

а) Весна - пора вспахивания земли.

б) Земля вращается вокруг Солнца.

в) - Смотрите! Земля! Земля! - закричал вахтенный матрос.

г) - А за этой рекой земли Польши, - сказал наш проводник.

Запись в тетради:

Земля - ? (плодородный слой на поверхности, почва);

___ - ? (часть поверхности без воды, суша);

___ - ? (название планеты солнечной системы);

___ - ? (территория государства).

IV. Надеюсь, вы заметили, что слово "земля" имеет несколько разных значений. Поищите в учебнике в § 7, как называют такое слово. Запишите в тетради, каким является слово "земля".

Запись:

Земля - слово многозначное.

V. Задание для групповой работы.

Поставьте цифру 1 напротив того значения слова "земля", которое вы считаете главным.

Подсказка: главное - самое простое значение, бедное по содержанию, оно входит в состав всех остальных значений.

VI. Анализ ответов групп и обобщающее слово учителя.

Правы те, кто цифру 1 поставил против значения "название планеты солнечной системы", ведь остальные три значения возможны только применительно к поверхности планеты Земля.

Запись в тетради:

Главное ЛЗ слова - то, которое самое простое, бедное по содержанию и которое входит в состав всех остальных значений.

VII. Домашнее задание.

§7 задание №2 (поставьте выбранное вами главное значение на 1-е место и сделайте упражнение).

Сколько может быть значений у слова? (однозначные и многозначные слова)

Скачать конспект (12.7 Kb)



Автор разработки: неизвестный

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 847 | Загрузок: 209 | Комментариев: 0

Ключевые слова: однозначные слова, многозначные слова

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»