Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель: повторить орфограммы: буква Ю после шипящих; буквы И, Ы после Ц, буквы О, Ё после шипящих; ввести понятие "однозначность" и "многозначность"; через исследование ЛЗ слова "земля" дать определение понятию "главное ЛЗ слова". Ход урока I. Словарный диктант с объяснением. а) Жюри, парашют, парашютный, брошюра; б) цифра, авиация, цикл, цыганский, цыплячий; в) шорох, шепот, крыжовник, желудь, дирижер, желтый, жесткий, черствый, пчелка. II. Проверка домашнего задания. III. Значение какого-то слова легко понять из контекста. Контекст - это то словесное окружение, в котором слово употребляется с одним и тем же значением. Задание для групповой работы. Определите значение слова "земля" в каждом из данных предложений. а) Весна - пора вспахивания земли. б) Земля вращается вокруг Солнца. в) - Смотрите! Земля! Земля! - закричал вахтенный матрос. г) - А за этой рекой земли Польши, - сказал наш проводник. Запись в тетради: Земля - ? (плодородный слой на поверхности, почва); ___ - ? (часть поверхности без воды, суша); ___ - ? (название планеты солнечной системы); ___ - ? (территория государства). IV. Надеюсь, вы заметили, что слово "земля" имеет несколько разных значений. Поищите в учебнике в § 7, как называют такое слово. Запишите в тетради, каким является слово "земля". Запись: Земля - слово многозначное. V. Задание для групповой работы. Поставьте цифру 1 напротив того значения слова "земля", которое вы считаете главным. Подсказка: главное - самое простое значение, бедное по содержанию, оно входит в состав всех остальных значений. VI. Анализ ответов групп и обобщающее слово учителя. Правы те, кто цифру 1 поставил против значения "название планеты солнечной системы", ведь остальные три значения возможны только применительно к поверхности планеты Земля. Запись в тетради: Главное ЛЗ слова - то, которое самое простое, бедное по содержанию и которое входит в состав всех остальных значений. VII. Домашнее задание. §7 задание №2 (поставьте выбранное вами главное значение на 1-е место и сделайте упражнение). |
Автор разработки: неизвестный Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 847 | Загрузок: 209 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |