Главная » Разработки уроков » Русский язык

Многозначные слова и омонимы

Цель: вывести понятие "омоним" из понятий "буквенная оболочка" и "многозначное слово"; сформулировать способ отграничения омонимов от многозначного слова.

Ход урока

I. Повторение.

Задание для групповой работы:

Запишите в скобках, метафорой или метонимией является значение таких слов:

а) круг (2) - спасательный круг (?) метафора,

б) конь (2) - ход конем (!) метафора,

в) подошва (2) - подошва горы (?) метафора,

г) расческа (2) - пластмассовая расческа (?) метонимия.

II. Проверка домашнего задания:

§11 упр. 2 Чтение предложений с комментарием.

III. Выпишите из учебника (§14, стр. 27) стихотворение

- Кто вы?

- Мы лисички,

- Дружные сестрички

- Ну, а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже!

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, еще со шляпкой...

IV. Понятно, что в стихотворении говорится и о животных, и о грибах. Запишем эти значения полностью.

Запись:

Лисички - съедобные грибы рыжего цвета,

- хищное животное рыжего цвета.

Задание для групповой работы.

Решите, эти значения - значения многозначного слова? (и тогда одно из них главное, а другое переносное). Или эти значения не взаимосвязаны, и значит, они принадлежат разным словам с похожей буквенной оболочкой? (перед обсуждением вспомним определение главного и не-главного ЛЗ и способа отличия неглавного от главного).

V. Ответы групп и обобщающее слово учителя:

- Ведь главное должно входить в состав переносного ЛЗ. Проверим это. Пусть значения "съедобные грибы" - главное. Можно ли тогда так сказать: "Лисички - это хищные животные, которые питаются грибами"?

Пусть значение "хищное животное" - главное.

Можно ли сказать так: "Лисички - это грибы, которые растут там, где живут лисы"? Тоже нельзя! Получается, что значения-то не взаимосвязаны, и перед нами совершенно разные слова. Но что у них общего? Заметили? Такие слова и есть омонимы.

Запишем определение в тетради:

Омонимы - слова, которые произносятся или пишутся одинаково, но имеют разные (не взаимосвязанные) ЛЗ.

VI. Выполним упр. №2 после §14, пункт А.

Определите омонимы и многозначное слово:

Нужно купить тетрадь в косую линейку;

Свою линейку я отдал товарищу.

В линейку запрягли двух вороных коней.

Предлагаю выписать ЛЗ трех слов и сравнить:

Запись:

линейка - 1 прямая линия,

линейка - 2 предмет для проведения прямых линий,

линейка - повозка.

Запись-вывод в тетради.

Так как первое значение входит в состав следующего, то они принадлежат многозначному слову, третье значение - значение омонима.

VII. По этому образцу сделайте домашнее задание: §14, упр. №2, пункты Б, В.

Многозначные слова и омонимы

Скачать конспект (13.1 Kb)



Автор разработки: неизвестный

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2611 | Загрузок: 238 | Комментариев: 0

Ключевые слова: омонимы, многозначные слова

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»