Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель: вывести понятие "омоним" из понятий "буквенная оболочка" и "многозначное слово"; сформулировать способ отграничения омонимов от многозначного слова. Ход урока I. Повторение. Задание для групповой работы: Запишите в скобках, метафорой или метонимией является значение таких слов: а) круг (2) - спасательный круг (?) метафора, б) конь (2) - ход конем (!) метафора, в) подошва (2) - подошва горы (?) метафора, г) расческа (2) - пластмассовая расческа (?) метонимия. II. Проверка домашнего задания: §11 упр. 2 Чтение предложений с комментарием. III. Выпишите из учебника (§14, стр. 27) стихотворение - Кто вы? - Мы лисички, - Дружные сестрички - Ну, а вы-то кто же? - Мы лисички тоже! - Как, с одной-то лапкой? - Нет, еще со шляпкой... IV. Понятно, что в стихотворении говорится и о животных, и о грибах. Запишем эти значения полностью. Запись: Лисички - съедобные грибы рыжего цвета, - хищное животное рыжего цвета. Задание для групповой работы. Решите, эти значения - значения многозначного слова? (и тогда одно из них главное, а другое переносное). Или эти значения не взаимосвязаны, и значит, они принадлежат разным словам с похожей буквенной оболочкой? (перед обсуждением вспомним определение главного и не-главного ЛЗ и способа отличия неглавного от главного). V. Ответы групп и обобщающее слово учителя: - Ведь главное должно входить в состав переносного ЛЗ. Проверим это. Пусть значения "съедобные грибы" - главное. Можно ли тогда так сказать: "Лисички - это хищные животные, которые питаются грибами"? Пусть значение "хищное животное" - главное. Можно ли сказать так: "Лисички - это грибы, которые растут там, где живут лисы"? Тоже нельзя! Получается, что значения-то не взаимосвязаны, и перед нами совершенно разные слова. Но что у них общего? Заметили? Такие слова и есть омонимы. Запишем определение в тетради: Омонимы - слова, которые произносятся или пишутся одинаково, но имеют разные (не взаимосвязанные) ЛЗ. VI. Выполним упр. №2 после §14, пункт А. Определите омонимы и многозначное слово: Нужно купить тетрадь в косую линейку; Свою линейку я отдал товарищу. В линейку запрягли двух вороных коней. Предлагаю выписать ЛЗ трех слов и сравнить: Запись: линейка - 1 прямая линия, линейка - 2 предмет для проведения прямых линий, линейка - повозка. Запись-вывод в тетради. Так как первое значение входит в состав следующего, то они принадлежат многозначному слову, третье значение - значение омонима. VII. По этому образцу сделайте домашнее задание: §14, упр. №2, пункты Б, В. |
Автор разработки: неизвестный Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2598 | Загрузок: 235 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |