Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цели: формирование у пятиклассников учебной, коммуникативной, социальной компетентностей в ходе систематизации и обобщения знаний по изученной теме, расширение кругозора, привитие интереса к научно-популярной и познавательной литературе, формирование умений и навыков работы в группе. Оборудование: «Энциклопедия для детей. Всемирная история»; иллюстрированный журнал для детей «Открой мир с Волли», выпуск № 1; таблички с названиями команд «ЗИМА», «ВЕСНА», «ЛЕТО», «ОСЕНЬ»; карточки с заданиями; мультимедийный проектор, экран. Тип урока: системно-обобщающий. Форма урока: урок-игра Ход урока: Мотивация учебной деятельности. Организационный момент. Систематизация и обобщение знаний. Разминка (фронтальное повторение основных понятий, изученных в теме). Используется приём «снежного кома». Каждая команда получает карточку с заданием, в котором требуется дать определения двум-трём понятиям. Здесь же оговариваются условия выполнения этого задания: 1) члены команды отвечают по цепочке, при этом каждый следующий за отвечающим не должен повторять сказанного ранее; 2) не подсказывать соседу, иначе нечего ответить будет самому! (Приложение № 1) Задание № 1 «В поисках смысловой законченности». В тексте определить конец предложений и поставить необходимые знаки препинания (каждой команде предлагается свой текст! Весь материал для этого упражнения использован из журнала «Открой мир с Волли»). На выполнение задания отводится 2 (3) минуты. Первой отвечает та команда, которая раньше всех справилась с заданием. После того, как команда ответила, на экран проецируется проверочный слайд (№№ 2-5). NB! Учитель следит за тем, чтобы все команды прекратили работу над упражнением и внимательно слушали отвечающего, т.к. следующее упражнение построено с учетом знания всех четырёх текстов. (Приложение № 2) Задание № 2. «Конкурс капитанов». Каждая команда составляет 3 вопроса по тексту, с которым работала, выполняя задание № 1 (по одному вопросу каждой команде-сопернице). Затем капитаны приглашаются к доске, а команды-соперницы задают им вопросы (каждый капитан в общей сложности должен ответить на 3 вопроса). Это могут быть вопросы по содержанию текста, по теме «Простое предложение», а также касающиеся правил орфографии или пунктуации. Оценивание: 3б. – если капитан дал правильный ответ самостоятельно; 2б. – если капитан использовал помощь команды; 1б. – если капитан ответил неправильно, но члены его команды дали правильный ответ. Задание № 3. «Члены предложения». В предложенных текстах найти и подчеркнуть условными линиями: «Зима» - главные члены предложения; «Весна» - определения; «Лето» - дополнения; «Осень» - обстоятельства. Для проверки этого задания можно использовать помощь компетентного жюри (из числа старшеклассников) или с помощью проверочных слайдов (№№ 6-9). (Приложение № 3). Игра «Верно или неверно?» (на внимательность). Учащимся предлагаются истинные и ложные утверждения. Все утверждения связаны с темой «Египет», которая звучала во всех текстах, используемых на уроке. За правильный и аргументированный ответ команде присуждается дополнительный балл. Утверждения: Пирамиды были построены для того, чтобы служить гробницами для фараонов. (верно) Ночью в сахаре очень жарко. (неверно) Подведение итогов урока. Объявление и награждение команды-победительницы. В какое время года вы посетили бы Египет? Почему? Домашнее задание. Представьте, что вы менеджеры по рекламе в туристическом агентстве «Зима» («Весна», «Лето» или «Осень). Какие страны мира вы пригласили бы посетить туристов зимой (весной, летом или осенью)? Попробуйте самостоятельно придумать рекламу. Помните, что главное требование к рекламе – максимум информации при минимуме слов. Приложение № 1. «Разминка» Команда «Зима» Дайте определения. Что мы называем предложением? Условия: 1) члены команды отвечают по цепочке, каждый следующий за отвечающим не должен повторять сказанного ранее; 2) не подсказывать соседу, иначе нечего ответить будет самому! Команда «Весна» Дайте определения. Что мы называем грамматической основой предложения? Условия: 1) члены команды отвечают по цепочке, каждый следующий за отвечающим не должен повторять сказанного ранее; 2) не подсказывать соседу, иначе нечего ответить будет самому! Команда «Лето» Дайте определения. Какое предложение называется распространённым? Условия: 1) члены команды отвечают по цепочке, каждый следующий за отвечающим не должен повторять сказанного ранее; 2) не подсказывать соседу, иначе нечего ответить будет самому! Команда «Осень» Дайте определения. Расскажите о знаках препинания в конце предложений. Приведите примеры. Условия: 1) члены команды отвечают по цепочке, каждый следующий за отвечающим не должен повторять сказанного ранее; 2) не подсказывать соседу, иначе нечего ответить будет самому! Приложение № 2. «В поисках смысловой законченности» Команда «Зима» Задание. В предложенном тексте определите конец предложений и поставьте необходимые знаки препинания. Загадочные пирамиды Пирамиды это огромные гробницы древние египтяне сооружали их для того, чтобы возвеличить своих фараонов в Египте существует около 90 пирамид некоторые из них настолько впечатляющи, что привлекают путешественников всего мира Команда «Весна» Задание. В предложенном тексте определите конец предложений и поставьте необходимые знаки препинания. Большая пирамида Хеопса Самая известная среди египетских пирамид Большая пирамида Хеопса построена она четыре с половиной тысячи лет назад как и другие пирамиды она была возведена на западном берегу Нила на её строительство ушло 20 лет высота пирамиды – 147 метров внутри находится погребальная камера фараона размером с небольшой дом Команда «Лето» Задание. В предложенном тексте определите конец предложений и поставьте необходимые знаки препинания. Сколько сокровищ! Когда фараон умирал, его тело мумифицировали и помещали в погребальную камеру туда же укладывали вещи, которые могли понадобиться фараону в потустороннем мире в погребальных покоях хранились оружие одежда драгоценности статуи мебель и даже ванна Команда «Осень» Задание. В предложенном тексте определите конец предложений и поставьте необходимые знаки препинания. Это интересно! Фараона хоронили в комнате, расположенной точно под вершиной пирамиды внизу сооружались каменные двери и лжекоридоры все эти хитрости должны были ввести в заблуждение воров, пришедших за сокровищами фараона однако все известные нам гробницы были ограблены Приложение № 3. «Члены предложения» Команда «Зима» Задание. В предложенном тексте найдите и подчеркните условными линиями главные члены предложений. Река Нил Нил – самая длинная река в мире. Его истоки находятся в Центральной Африке. А впадает Нил в Средиземное море. Большая часть египтян живет на берегах Нила: из него они берут воду для питья, стирки и орошения полей. В прошлом из-за сезонных дождей Нил каждый год выходил их берегов. Когда он возвращался в своё русло, вода оставляла за собой превосходную почву для сельского хозяйства. Команда «Весна» Задание. В предложенном тексте найдите и подчеркните условной линией определения. Сахара Большую часть территории Египта занимают две обширные и жаркие пустыни – Синайская и Сахара. Сахаре принадлежит много рекордов: это самая большая пустыня и самое жаркое место на Земле. Солнце светит там каждый день, однако ночи в пустыне очень холодные. Самая высокая температура, которую зарегистрировали в сахаре, достигла отметки + 58 С в тени. Команда «Лето» Задание. В предложенном тексте найдите и подчеркните условной линией дополнения. Вода, вода! Племя бедуинов научилось выживать в пустыне, в её суровых условиях. Они пасут стада овец и коз, переходя от одного озерца к другому. Иногда песок раскаляется так сильно, что начинает отражать солнечный свет. В результате голубое небо отражается на песке. У путника создаётся впечатление, что там есть вода. Это явление называют миражом. Команда «Осень» Задание. В предложенном тексте найдите и подчеркните условной линией обстоятельства. Жало на кончике хвоста Скорпионы прячутся в расщелинах скал, под камнями или в песке. Слой воска защищает их от жары в пустыне. Охотятся они по ночам, выпрыгивая из своей норы и нападая на насекомых и пауков. Если насекомое мечется, они протыкают их своим жалом, расположенным на кончике хвоста. Скорпион парализует жертву, впрыскивая ей смертельный яд. |
Автор разработки: Коваленко Ольга Кирилловна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 514 | Загрузок: 201 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |