Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цели: повторить виды сложных предложений, их структуру и типы связи между частями сложного предложения; Речевая тема: «Поэзия А.С. Пушкина» Оборудование: тексты для наблюдений, самопроверки и самостоятельной работы, мультимедийная презентация. Ход урока. І.Организационный момент. ІІ.Мотивация учебной деятельности. Вы любите музейные экскурсии? Сегодня я приглашаю Вас в гости к А.С. Пушкину (слайд № 1). Конечно, вы знаете о нём немало. У каждого, наверняка, есть своё любимое произведение поэта. Сегодня, я надеюсь, Пушкин откроется вам с новой стороны. Но мы будем не просто слушать и читать стихи поэта, но и проследим, как мастерски он использует богатые возможности русского языка. ІІІ.Актуализация опорных знаний. Мы с вами в Петербургском Пушкинском доме (слайд № 2). О нём вы прочитаете в тексте. Ваши задания к тексту: подчеркните грамматические основы в предложениях, определите их структуру (простое или сложное предложение); Бесценные сокровища. Библиотека и рукописи А.С. Пушкина хранятся в Пушкинском доме в Петербурге. Небольшой полутёмный коридор отделяет хранилище личной библиотеки Пушкина от комнаты-сейфа, где находятся рукописи и рисунки поэта. Открывается стальная дверь – и мы оказываемся в большой высокой комнате, перегороженной металлическими стеллажами. В нынешнем здании Пушкинского дома когда-то была таможня, и в этой комнате хранилось золото, платина. Драгоценные камни. Сегодня здесь хранится бесценное национальное сокровище русского народа – рукописи Пушкина. Полки стеллажей невысокие, на каждой из них – лишь одна папка с несколькими автографами. Это предохраняет от порчи. Особые приборы поддерживают и контролируют температуру и влажность, а электрические рубильники во избежание пожара на ночь выключаются. Примерные ответы учащихся. Библиотека и рукописи А.С. Пушкина хранятся в Пушкинском доме в Петербурге. В этом предложении одна грамматическая основа с двумя однородными сказуемыми, предложение простое. Небольшой полутёмный коридор отделяет хранилище личной библиотеки Пушкина от комнаты-сейфа, где находятся рукописи и рисунки поэта. Это предложение сложное, сложноподчинённое с придаточным предложением определительным, состоит из двух частей, связанных подчинительной связью. Во второй части – два однородных подлежащих. Определение главной мысли текста. «Я думаю, что главная мысль текста, – это бережное отношение к наследию Пушкина» «Главная мысль текста в том, что русский народ сохраняет всё, что связано с творчеством поэта». IV. Повторение изученного о простом и сложном предложении. 1.Давайте посидим вместе с поэтом у лукоморья и вспомним, какие герои там живут и действуют (слайд № 3). Я думаю, с синтаксической точки зрения вступление к поэме «Руслан и Людмила» вас удивит. Прочитайте предложение, определите его структуру (текст перед учениками на партах): · У лукоморья дуб зелёный; Предложение сложное, состоит из четырёх частей, связанных бессоюзной связью, первая, вторая и четвёртая части – неполные предложения. · Там чудеса: там леший бродит, Эта часть стихотворения состоит всего из одного предложения. Как вы думаете, почему поэт использовал такую структуру? Предположительный ответ. Когда в одном предложении много героев и действий, это создаёт динамику движения. Мы как бы наблюдаем за быстрой сменой картин. Вы правы: всего двумя предложениями поэт создал неповторимый дух русского сказочного мира. 2.Сделайте синтаксический разбор предложений из статьи Н. Добролюбова о Пушкине (по вариантам): Пушкин первый приучил русскую публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга. 3.О языке произведений А.С. Пушкина писали многие его современники. Предлагаю вам отзыв известного русского критика В. Белинского (текст у каждого ученика). Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, затем проведите самопроверку и самооценку своей работы (ученикам даются критерии оценивания), через 3 минуты текст будет выведен на экран (слайд № 4). 4.Наша экскурсия продолжается, мы находимся в одной из комнат дома-музея А.С. Пушкина в Михайловском. Здесь представлены два женских портрета. На одном из них – Анна Керн, которой поэт посвятил стихотворение «К ***» («Я помню чудное мгновенье…») (слайд № 5). А через несколько лет русский композитор И. Глинка написал романс на стихи Пушкина и посвятил его дочери Анны Керн - Екатерине (слайд № 6,7). Послушайте романс в исполнении С. Лемешева. Выскажите своё мнение о том, какие чувства выразили поэт и композитор в произведении (письменно, используя разные виды предложений). Предполагаемый ответ. И Пушкин, И Глинка говорят в романсе о любви. Только Пушкин говорит о ней словами, а Глинка – музыкой. Они как бы дополняют друг друга. Душевные переживания поэта передаются композитору, потому что они оба любят. В моём рассуждении использованы простые и сложные предложения. Первое предложение простое, с двумя однородными подлежащими. Во втором, сложносочинённом, предложении две части, соединённые сочинительным союзом. Третье предложение простое. Последнее предложение сложноподчинённое с придаточным предложением причины, части его связаны подчинительным союзом. 5.Звучит романс «Я вас любил...» в исполнении И. Козловского. Ещё один чудный образ, не перестающий волновать любителей русской поэзии более двух столетий, - Аннета Оленина. Фрейлина двух императриц, одна из звёздочек придворного небосклона, Аннета была украшением балов. Она имела успех в придворных спектаклях как актриса и певица. Они встретились на балу. Аннета была в пышном белом платье, по которому разбросаны букеты роз; золотые локоны перехвачены бирюзовой короной, сделанной в модном греческом стиле (слайд № 8). По Петербургу поползли слухи, что Пушкин женится. Однако Оленина предпочла ему другого человека. Стихи, которые Пушкин посвятил княжне Олениной в 1829 году, достойны её божественного облика. И в них мы чувствуем истинное божественное поклонение, всю красоту мужского чувства, робкого, нежного, грустного, восторженного, тоскующего и благодарного. А ведь в стихотворении всего два предложения (стихотворение "Я вас любил" на столах перед учениками). Исследуйте его с языковой точки зрения и скажите, как поэту удалось достигнуть такой глубокой эмоциональности. Предполагаемый ответ. Эффект достигается троекратным повторением слов «Я вас любил» в начале строк. Все предложения в стихотворении сложные, что даёт возможность наполнить их богатым смысловым и эмоциональным содержанием. V. Закрепление материала. Нашу экскурсию завершит посещение села Михайловского, с которым у поэта связано много радостных и печальных событий. Во время Великой Отечественной войны фашисты заминировали могилу А.С. Пушкина, и наш земляк, лейтенант Старчеус, разминировал её и спас для потомков. Самостоятельная работа (слайд № 9). Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки; сделайте полный синтаксический разбор последнего предложения (текст у каждого ученика, после выполнения работы сдаются на проверку). Михайловс(ь)кий парк для Александра Сергеевича Пушкина был любимым местом прогулок и источ(ь)ником вдохновения. Центром парка является еловая ал(л)ея которая служ…ла в…ез(д)ной дорогой в уса…ьбу. Она р…зделяет парк на две равные ч…сти. В парке много дорожек перес…кающих друг друга. Одна из них ведёт к прудам. В середине верхнего пруда «остров уед…нения» любимый уголок поэта. К нему перекинут маленький горбатый мостик. Пруд обсажен с…р…бристой ивой и высокими соснами на верш…нах которых издавн… в…ют гнёзда птицы. VI. Рефлексия. Продолжите предложение: Пушкин писал стихи не только о природе, но и… VII. Дифференцированное домашнее задание: составить пять предложений разной структуры о жизни и творчестве А.С. Пушкина; выписать из стихотворений поэта предложения разной структуры, сделать их синтаксический разбор; |
Автор разработки: Черепанова Людмила Васильевна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1318 | Загрузок: 219 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |