Главная » Разработки уроков » Музыка |
Цели: организовать деятельность учащихся на углубление изучения темы «Музыка в литературных произведениях»; Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная. Методы: словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный. Музыкальный материал: Б. Мурашкин «Контрапункт живой клетки», В. Петрушин «Приветствие», Норвежская народная песня «Волшебный смычок», Украинская народная сказка «Волшебная скрипка», В. Шаинский «В мире много сказок». Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, диски, слайд-фильм, иллюстративный материал. Тип урока: урок углубления темы.
ХОД УРОКА Организационный момент: вход в кабинет под музыку (Б. Мурашкин «Контрапункт живой клетки» из программы тонизирующей направленности для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному, рождает чувство гармонии с миром); музыкальное приветствие: (использована вокальная попевка-приветствие для утверждения позитивных мыслей музыкального психолога В. Петрушина). Д. Добрый день! У. Рада видеть вас! Д. В унисон зазвучал наш класс. Дружно петь всем нам веселей, Мир вокруг – ярче и светлей! (слайд № 1) У. На предыдущих уроках мы увидели, как много бы потеряла музыка, если бы не было литературы, и начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Напомните проблемный вопрос, на который мы с вами пытались ответить? Д. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? (слайд № 2) У. Давайте вспомним, какие литературные жанры мы знаем, разгадав кроссворд. (слайд № 3) (1-стих, 2-сказка, 3-басня, 4-рассказ, 5-повесть, 6-роман,7-миф, 8-легенда) У. Как вы считаете, какой из литературных жанров самый музыкальный? Что было бы со стихами, если бы не было музыки? Д. Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, так как могут существовать только с музыкой. У. «Слово». Слово было в начале убого, узко, словно истоки у рек. Слово было в начале у Бога, но коснулся его человек… И оно полетело, как птица, зазвенело искусным крылом, чтобы людям Богам поклониться, песней им послужить и стихом… У. Обратите внимание на слова неизвестного автора. Давайте подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе, и что роднит ее с музыкой? Д. Поэзию с музыкой роднит очень многое - интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз. У. Отгадайте загадку: Движенья плавные смычка приводит в трепет струны, Мотив журчит издалека, поет про ветер лунный. Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка, Звучит мечтательный мотив, его выводит … Д. Скрипка. (слайд № 4) У. Молодцы! А теперь давайте послушаем норвежскую народную песню «Волшебный смычок» (слушание норвежской народной песни «Волшебный смычок») (слайд № 5) У. Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент и почему? Д. Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Ведь скрипка нужна была не только ему одному, она приносила радость и смех людям. В этой песне говорится о необыкновенной силе музыки. У. Почему песня называется «Волшебный смычок»? Каков характер музыкального языка песни? Найдите кульминацию песни. Можно ли назвать песню музыкальной сказкой? Д. (ответы) (Далее учащимся предлагается несколько вариантов исполнения песни. Перед вокально-хоровой работой выполняются упражнения дыхательной гимнастики, звукотерапии). (дыхательная гимнастика; массаж внутренних органов брюшной полости, тонизирующий тип дыхания) 1-й такт – основная стойка, на медленном вдохе поднимаем руки вверх как бы забирая из организма все имеющиеся в нем плохие ощущения; 2-й такт – задерживаем дыхание с внутренним представлением, что все болезни и неприятности находятся в руках, поднятых над головой; 3-й такт – бросаем на землю все свои представленные болезни, неприятности, обиды и страхи, наклоняемся вперед и полностью расслабляем руки, в этот момент выдыхаем набранный воздух через рот, произнося слог «Ха». (упражнение повторяется 3-4 раза) (упражнения звукотерапии; повышение адаптационных и резервных возможностей детского организма) Сядем ровно, сосредоточим внимание на вдохе и выдохе. 4 счета – вдох, 4 счета – задержка дыхания, 4 счета – выдох, 4 счета – задержка дыхания( выполняем под равномерный счет преподавателя). Вдыхаем медленно через нос, выдыхаем глубоким и медленным произношением какого либо звука или звукосочетания. Ладони рук положите на колени, ноги расставьте на ширину плеч. - звуки «Зааааааааа» ля первой октавы – активизируют силы соединения и сцепления, постоянно действующие в нашем организме, укрепляет межклеточные связи; - звуки «Эээээээээээ» до первой октавы – очищает кровь и лимфу, - звуки «Эээээрррр» до второй октавы – положительно воздействует на печень, поджелудочную железу, почки, способствует насыщению крови кислородом. - звук «У» - укрепляет уверенность в своих силах; - звук «Н» - заставляет вибрировать головной мозг, активизирует правую половину головного мозга и лечит его болезни, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности. (звуки повторяются не менее 7 раз) У. Замечательно! И теперь в наш «оздоравливающий коктейль» добавим и саму песню! (исполнение норвежской народной песни «Волшебный смычок») У. Ребята, не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой, но и находится среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка. (на фоне звучания песни В. Шаинского «В мире много сказок» появляется слайд № 6, на котором содержится тема урока и припев песни, где говорится о значимости сказок) У. Почему нельзя прожить на свете без сказок? Чему учат сказки? Назовите сказки в которых звучит музыка? Д. (ответы) У. Отправимся на выставку в картинную галерею (слайд № 7). Сегодня там представлены живописные произведения из различных сказок(«Соловей» Г.Х. Андерсен, «Садко» сказка былина, «Золушка» Ш. Перро). Назовите, из каких они сказок и какую роль в них играет музыка? Д. (ответы) У. Правильно, ребята. Музыка «звучит» во многих сказках народов мира. И с одной из лучших сказок украинского народа мы сегодня познакомимся. Называется она «Волшебная скрипка». (слушание сказки «Волшебная скрипка», анализ прослушанного произведения) У. Почему сказка названа «Волшебная скрипка»? Какое место занимает музыка в сказке и какую роль играет? Что общего в содержании норвежской народной песни «Волшебный смычок» и украинской народной сказке «Волшебная скрипка»? Что произошло бы со сказкой, если из нее исключить музыку? Д. (ответы) У. Сказка и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы. У. А теперь домашнее задание: 1 группа – сочинить сказку, где главную роль играет музыка. 2 группа – инсценирует сказку. 3 группа – подберет музыку и исполнит ее во время инсценировки сказки. (слайд № 8) У. Завершить наш сегодняшний урок я хочу словами неизвестного автора: «В сказках, и легендах, и былинах, Музика жива во все века. То печалится, то вновь она грива В ней живет народная душа...» Спасибо всем за урок. До свидания. |
Автор разработки: Миронюк А.И. Учебный предмет: Музыка Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1950 | Загрузок: 355 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |