Главная » Разработки уроков » Музыка |
Цели: направить деятельность учащихся на обобщение представления о многообразии и богатстве связей между музыкой и литературой, их взаимовлиянии и взаимодополнении; Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы: словесный, наглядно-слуховой, анализ, обобщения. Музыкальный материал: В. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады», В. Петрушин «Приветствие», фр-нт видеофильма «Нотр дам де Пари», Н. Лысенко Кантат «Радуйся, нива не политая», Ф. Шуберт «Аве Мария», П. Чайковский «Концерт № 1»,С. Пркофьев «Золушка», В. Барвинский Квартет», В. Крутских «Солнце красное». Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, DVD, диски, портреты композиторов, писателей, кроссворд-анаграмма, оценочные эмблемы. Тип урока: практическое применение знаний, умений и навыков. ХОД УРОКА Организационный момент: вход в кабинет под музыку (В. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады» для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности, настроения); музыкальное приветствие: (использована вокальная песенка-приветствие для позитивных мыслей и душевного умиротворения В. Петрушина). (на доске тема урока, наглядный материал) (В начале урока класс делится на две группы: музыкантов и литераторов) У. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о двух искусствах: музыке и литературе. О том, что их связывает друг с другом. (звучит песня В. Крутских «Сонце красное») У. К какому музикальному жанру относится прослушанное вами произведение? Д. Это песня. У. Из чего состоит песня? Д. Из музыки и стихов. У. Могла бы эта песня появится на свет, если бы не было литературы? Д. Нет. У. А возможно ли существование песни без слов? Д. Да, такие песни называют вокализами. У. Для чего нужны слова в песни, в чем их значение? Д. (лит-ры) Слова помогают ярче и полене выразить образ, подчеркнуть настроение. У. Какой образ у прослушанной вами песни «солнце красное»? Д. Радостный, игривый, лето, отдых, каникулы. У. Как в музыке выражен образ данной песни? Д. (муз-ты) Музыка веселая, задорная, шаловливая, ритмичная. У. Какое одно из главных качеств песни? Д. (муз-ты) Мелодия. У. Многие композиторы использовали песенные мелодии для создания своих произведений. Послушаем музыкальные фрагменты таких произведений и определим музыкальные жанры и песенные мелодики, которые были использованы. (прослушивание П Чайковского «Концерт для ф-но с оркестром №1», «Симфонию №4») Д. (музыканты определяют муз. жанры и композитора, литераторы – названия песенных мелодий) У. Хорошо, а могли бы появится эти произведения без песен? Д. Нет. У. Поэтические образы литературного произведения вдохновляли композиторов на создание различных музыкальных произведений, от самых простых (песен, романсов) до самых сложных, о которых мы теперь говорим. На создание какого музыкального жанра вдохновили Н. Лисенко стихи Т. Шевченко? Д. Кантата «Радуйся, нива не политая». (просмотр портретов, прослушивание муз. Фрагмента) У. Что привнесла музыка в эти стихи? Д. (муз-ты) музыка более выразительна, ярче образ природы в ожидании тепла, солнца, весеннего ливня. У. Обратите внимание на репродукцию картины Рафаэля «Сикстинская мадонна». Какие чувства вызывает этот образ? Д. (лит-ры) Благородство, возвышенность, спокойствие. У. Какая музыка соответствует этому образу? Д. (муз-ты) Лирическая, спокойная, светлая, нежная. У. Какой литературный текст должен бать в основе такого произведения? Д. Религиозный. (прослушивание фр-та «Аве Мария» Ф. Шуберта) У. Такими бесконечно высокими, светлыми чувствами обладает духовная музыка. Могли бы на свет появиться такие возвышенные произведения, если бы не было религиозных текстов? Д. Нет. У. Какие еще музыкальные жанры не появились бы без литературы? Жанры, в основе которых лежит либретто. Что такое либретто? Д. (ответы лит-ров) (прослушивание фр-в из балета «Золушка» С. Прокофьева) У. Назовите музыкальное произведение, композитора, автора сказки, автора либретто. Д. (ответы муз-ов) (просмотр фр-та мюзикла «Нотр дам де пари») У. Определите жанр данного произведения. Может ли данное произведение существовать без музыки или без литературы? Д. (ответы) У. Как называется состав исполнителей из 4 человек? Д. Квартет. У. Какой литературный жанр рассказал нам о горе-квартете? Д. (лит-ры) Басня. У. Получилась ли музыка у героев басни? Д. (муз-ты) Нет, это была не музыка. Герои фальшивили, звуки были бессмысленны. У. Какова же мораль этой басни? Д. Чтобы хорошо делать любое дело нужны знания, умения, старания и согласие. У. Какой получилась музыка у настоящих музыкантов? (слушание фр-та «Квартета для двух скрипок, альта и виолончели В. Барвинского) Д. Нежная, выразительная. У. На каких страницах литературных жанров еще звучит музыка? Д. Сказки, рассказы.(приводят примеры заполняя кроссворд) У. Итак, сегодня на уроке мы с вами стали свидетелями крепкой дружбы двух великих начал, двух гигантов-стихий: музыки и литературы. На протяжении веков они непрерывно взаимодействуют друг с другом. На протяжении веков они владеют душами и помыслами человечества. Благодаря этим двум видам искусств существует так много разножанровых произведений. Как литература, так и музыка могут силой своего искусства не только восхищать и воодушевлять, но и исцелять. Об этом мы с вами уже не раз говорили на уроках музыкального искусства. «Болящий дух врачует песнопенье Гармонии таинственная власть, Тяжелые искупит заблужденья И укротит бунтующую страсть» Е. Бартынский. И в подтверждение вышесказанного предлагаю вам исполнить песню В. Крутских «Солнце красное». (исполнение песни; работа над техническим вокалом) У. Спасибо всем .Урок окончен. До свидания. |
Автор разработки: Миронюк А.И. Учебный предмет: Музыка Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1844 | Загрузок: 273 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |