Главная » Разработки уроков » Математика |
Цели и задачи - актуализировать знания учащихся по теме «Решение тригонометрических уравнений» и обеспечить их применение при решении задач вариантов ГИА; - рассмотреть общие подходы решения тригонометрических уравнений; - познакомить с новыми способами решения тригонометрических уравнений; - вырабатывать внимание, самостоятельность при работе на уроке; - способствовать формированию активности и настойчивости, максимальной работоспособности; -сформировать навыки сотрудничества с одноклассниками; -сформировать навыки в приобретении знаний; -сформировать навыки творческого использования ИКТ Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с элементами: *проектной деятельности; *практической работы; *использованием ИКТ. Оборудование: *мультимедийный проектор, компьютер; *презентация с планом урока,заданиями для устной работы, самостоятельной работы и текста домашнего задания; *тексты и презентации для выступлений групп. Ход урока. 1.1.Организационный момент. Задачи: обеспечить внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически настроить учащихся к общению. Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы сможете обобщить и систематизировать знания по решению тригонометрических уравнений, основные и специальные методы их решения, рассмотреть задания ГИА.В ходе урока проверите степень своей готовности к предстоящей контрольной работе. К концу урока постарайтесь зафиксировать свои ошибки (сколько, какие). Работаем по следующему плану: ( презентация учителя) Устная разминка Решение уравнений базового уровня Решение уравнений повышенного уровня Решение заданий ГИА. Подведение итогов 1.2. Устная работа. Учитель: Используя основные формулы тригонометрии, упростите выражение: На экране проецируется задание с презентации учителя:
Учитель: Ребята, давайте вспомним свойства четности и нечетности тригонометрических функций, значения тригонометрических функций для различных углов поворота, применение формул приведения Учащиеся формулируют свойства четности и нечетности, правило применения формул приведения, называют значения тригонометрических функций для различных углов поворота. Учитель: А теперь вспомним определение арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса. Учащиеся дают определения обратных тригонометрических функций, обращая внимание на область определения и множество значений. Учитель: Выполним следующую работу. Вычислите: На экране проецируется задание с презентации учителя.
2. Актуализация опорных знаний и действий учащихся. 2.1. Повторение (чередование групповой и индивидуальной форм работы с последующей проверкой задания). Учитель: перейдем к решению простейших тригонометрических уравнений. Напомните, пожалуйста, формулы решения уравнений вида sinx =а, cosx = а, tg х=а. Выступает представитель 1-й группы (См.презентацию) Учитель: Рассмотрим основные методы решения тригонометрических уравнений. Выступает представитель 2-й группы (См. презентацию) Учитель: Рассмотрим уравнения, где необходимо выполнить отбор корней. Выступает представитель 3-й группы (См. презентацию) Физкультминутка. Учитель: Ребята, а сейчас давайте немного отдохнем. Для этого я предлагаю выполнить упражнение. Упражнение. Цель этого упражнения - устранение вредных эффектов от неподвижного сидения в течение длительного периода времени.В положении стоя положите руки на бедра. Медленно отклоняйтесь назад, глядя на небо или в потолок. Вернитесь в исходное положение. Повторите 10 раз. Учитель: А теперь самостоятельно решите уравнения. На экране проецируется задание.( См. презентацию учителя) 1.2cosx-√3 =0 2.s¡n2x=-√3/2 3.2cos(x-π/4) =-1 4.tq²x6tqx +5=0 5.( 2s¡nx -1)(cosx-1)=0 Учитель: Ребята, проверьте свое решение с ответами и оцените себя по критериям(количество баллов соответствует числу решенных заданий) На экране проецируются ответы ( См. презентацию учителя) Озвучиваем результаты самостоятельной работы. 3. Выполнение задач, поставленных перед учащимися. 3.1. Знакомство с уравнениями повышенной сложности и заданиями ГИА. Учитель: А сейчас познакомимся с решением тригонометрических уравнений новыми способами: Выступают представители 4-й группы.Работа у доски. А) метод введения нетрадиционной замены при решении симметричных тригонометрических уравнений Введем понятие симметричного уравнения Пусть R (х; у) – выражение, которое рационально зависит от х и у. Такое выражение называют симметричным, если R (х; у) = R (у; х). Рассмотрим уравнение 4 sin х - 6 sinх cos х + 4 cosх + 1 = 0, т.к. (sin x + cos x)2 = 1 + 2 sin x cos x, то sinx ·cos x =1 ∕ 2((sin x + cos x)2 - 1 ) , получим 4 sin х + 4 cosх - 3 ( (sin x + cos x)2 – 1) + 1 = 0, Введем обозначение t = sin x + cos x, получим 4 t – 3 (t2 -1) + 1 = 0 – 3 t2 + 4 t + 4 = 0 3 t2 - 4 t - 4 = 0. Решая квадратное уравнение, найдем t 1 = 2, t 2 = -2/3, после чего переходим к решению уравнений sin х + cosх = 2 и sin х + cosх = -2/3 Б) метод разложения на множители. Рассмотрим более сложное уравнение, решаемое методом разложения на множители: 4 sin 3 х + 3 sin х - 7 = 0. Легко можно заметить, что 4 + 3 = 7 или 4 ·1 3 + 3 · 1 - 7 = 0. Выполним преобразование 4 sin 3 х + 3 sin х - 7 – (4 · 1 3 + 3 · 1 - 7 ) = 0 или 4 ( sin 3 х - 1 ) + 3 ( sin х - 1 ) = 0. Разложим на множители: 4 ( sin х - 1 ) ( sin 2 х + sin х +1 ) + 3 ( sin х - 1 ) =0 ( sin х - 1 ) ( 4 ( sin 2 х + sin х + 1) + 3 ) = 0 ( sin х - 1 ) ( 4 sin 2 х + 4 sin х + 4 + 3 ) = 0 ( sin х - 1 ) ( 4 sin 2 х + 4 sin х + 7 ) = 0, откуда sin х - 1 = 0 или 4 sin 2 х +4 sin х + 7 = 0 х = π/2 + 2пk, k Z решений нет В) метод оценки левой и правой частей уравнения Рассмотрим уравнение sin x/4 + 2 cos (x- 2 π)/3 = 3 Вспомним, что – 1 ≤ sin ≤ 1 – 2 ≤ 2 cos (x-2 π)/3 ≤ 2 – 3 ≤ sin x/4 + 2 cos(x-2 π)/3 ≤ 3. Исходное уравнение будет иметь решение тогда и только тогда, когда одновременно выполняются равенства: sin x/4 = 1 и 2 cos (x-2 π)/3 = 2 sin x/4 = 1 cos (x-2 π)/3 = 1 . Решая уравнение sin x/4 = 1, получим х = 2 π+ 8πn, n Z. Решая уравнение cos (x-2 π)/3 = 1, имеем (x-2 π)/3 = (2 π+ 8πn - 2 π)/3. Или (x-2 π)/3 = 8πn /3. Итак, cos 8πn /3 = 1. Это возможно только в тех случаях, когда, n делится нацело на 3, т.е. n = 3 k, k Z. Значит, решением исходного уравнения являются числа вида х = 2 π + 24 π k, k Z. 3.2.Задачи ГИА. Учитель: А сейчас познакомимся с решением тригонометрических уравнений из сборника ГИА.. Рассмотрим виды заданий и оформление этих заданий. Выступает представитель 5-й группы ( См. презентацию) Предлагается решить самостоятельно и проверить по готовым решениям. ( См. презентацию ) 4. Рефлексивно-оценочная часть урока. 4.1. Обсуждение результатов индивидуальной работы. Учитель: А теперь оцените свою работу на уроке. 4.2. Информация о домашнем задании. 1. cos6х + sin6 х = 16 sin2 х cos2х; 2. sin3 х + 3 sin х - 4 = 0 3. 2 ( сosх + sin х ) + sin 2 х + 1 = 0 4.3. Подведение итогов урока. |
Автор разработки: Середа Алла Анатольевна Учебный предмет: Математика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 995 | Загрузок: 235 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |