Главная » Разработки уроков » Математика

Решение линейных неравенств с одной переменной

Тема урока: «Решение линейных  неравенств  с  одной  переменной».

Тип урока: урок формирования навыков и умений.

Цель урока: формировать навыки решения линейных неравенств с одной переменной, умение решать линейные неравенства с одной переменной с параметром;

развивать умение анализировать, правильно выражать свои мысли;

воспитывать интерес к математике.

Оборудование: компьютер, телевизор, карточки с заданиями,  микрофон, сигнальные карточки.

Ход урока.

І.  Вступительное слово учителя. Сообщение темы, задач и целей урока.

Ребята! На предыдущих уроках мы с вами учились решать неравенства с одной переменной, затем линейные неравенства с одной переменной, переходили от простого к сложному. Сегодня мы с вами продолжим  формировать навыки решения линейных неравенств с одной переменной, рассмотрим более интересные упражнения, где не только нужно решить неравенство, но и после решения ответить на заданный вопрос, вспомним с вами понятие неравенства, которое является следствием другого, рассмотрим неравенства  с параметрами.

Эпиграфом нашего урока будет высказывание Декарта: «Математика учит преодолевать трудности и исправлять свои ошибки».

Мы сегодня постараемся не делать те ошибки, которые вы допускали на предыдущих уроках. Ведь  « ошибаться может каждый, а вот оставаться при своих ошибках может только глупец». Пусть девизом нашего урока будет: «Не говори – не умею, а говори – научусь».

ІІ.  Проверка выполнения  домашнего задания.

На  доске  четыре   ученика подготовили задания №23.21, 23.23, 23.25, 23.27, решённые дома (Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра: Учебник для 8 класса с углубленным изучением математики. –Х.: Гимназия, 2008)

         Учащиеся проверяют выполнение домашнего задания и ставят себе самооценку. (Каждое задание оценивается в 3 балла)

ІІІ. Решение устных упражнений. Ученики решают устно неравенства, передавая друг другу микрофон.

Один ученик отвечает, а другие  выражают своё согласие-несогласие поднятием сигнальной карточки (красная – «не согласен», зелёная – «согласен»)

1)0х > -7,                       7)0х < 0,

2)0х ≤ 4,                         8)2х ≥ -1,                    

3)0х ≥ 7,                         9)-3х ≥ 3,

4)0х ≥ -5,                      10)-х ≤ 1,

5)0х > 0,                        11)-0,5х ≥ 2,

6)0х ≥ 0,                         12)0,7х < 3.

ІV. Блиц тест (смотри приложение)

Задаются 6 вопросов. Вопросы по одному показываются на экране телевизора. Ребята пишут в тетрадях ответ  «1» - если отвечают «да»,  «0» - если отвечают «нет».

На экране телевизора высвечиваются правильные ответы. Взаимопроверка.

V. Решение упражнений на формирование у учащихся понятия «неравенства- следствия».

Вопросы классу:

1) Когда мы говорим, что одно неравенство является следствием другого?

          2) Назовите, какое неравенство из данных двух  является следствием другого

                                 (х>5 и х>8;   0,3х≥6 и 0х>5;   х<2 и х<0)

Работа в группах. Каждая группа получает 4 карточки с неравенствами и 4 карточки с номером карточки и соответствующей буквой. Необходимо решить 4 неравенства, а затем расположить карточки с буквами так, чтобы верхнее неравенство было следствием  неравенства, расположенного под ним. Каждая команда записывает полученное слово на доске. (Круг, угол, ромб)

0,25х>4

1

 

1

У

0х<0

2

 

2

Г

6х>12

3

 

3

К

-х<-7

4

 

4

Р

 

VI. Физкультминутка. (Проводит ученица)

VII. Решение текстовой задачи №23.24

На экране видеопрезентация задачи (смотри приложение)

VIII. Решение неравенств с параметрами.

1) Ученик-олимпиадник рассказывает алгоритм решения линейных неравенств, содержащих параметр, пользуясь презентацией на экране (смотри приложение).

2) Решение упражнений №23.36. 1) и 2) решаем коллективно,  3) и 4) - два ученика у доски, остальные решают на местах,  сверяя своё решение с решением на доске, и находя ошибки или у себя, или на доске)

После решения неравенств  каждый ученик ставит себе самооценку за данный вид работы.

Учитель: «Я думаю, что решать неравенства с параметрами вам понравилось, ведь быть в роли исследователя всегда  увлекательно.В 9-11 классах мы научимся решать болем сложные неравенства: квадратичные, показательные, логарифмические. Дома вы продолжите работать над решением неравенств с параметрами».

IX. Итоги урока.

1) Какие задачи мы ставили в начале урока?

2) Чему  вы научились на уроке?

3) Оцените свою работу на уроке:

                                                а) я очень доволен собой;

                                                б) я не очень доволен собой, есть ещё над чем поработать;

                                                в) ещё есть много проблем, их  надо  решать.

Учащиеся сдают листочки с самооценкой работы на уроке.

Х. Домашнее задание.

Вдумчиво поработайте над домашними упражнениями.

№ 23.29(1), 23.33, 23.35, 23.37.

А теперь отгадайте, какое целое число я задумала.

Если его увеличить втрое и к результату прибавить 10, то получится число больше - 8. Если же его увеличить только вдвое, а затем  из результата вычесть 7, то получится число меньше - 16. 

Учащиеся составляют систему неравенств.

На следующем уроке мы научимся решать такие системы. (Некоторые ученики успевают  быстро решить эту систему в классе. Получают дополнительный балл за работу на уроке). 

Молодцы! Хорошо поработали на уроке. Много интересных упражнений успели решить. На следующем уроке будем учиться решать системы линейных неравенств с одной переменной.

Урок окончен.

Решение линейных неравенств с одной переменной

Скачать конспект (1.19 Mb)



Автор разработки: Степаненко Нина Владиславовна

Учебный предмет: Математика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1395 | Загрузок: 258 | Комментариев: 0

Ключевые слова: линейные уравнения

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»