Главная » Разработки уроков » Математика |
Цель урока. Повторить основные сведения о параллельности прямых и плоскостей в пространстве. Тип урока. Повторительно- обобщающий. Форма урока. Урок – игра «Математический футбол». Оборудование. Компьютер, проектор, презентация, фотографии стадионов и шахт. Ход урока Вступление. Вы знаете, что в этом году в Украине и Польше пройдёт чемпионат Европы по футболу ЕВРО-2012. Давайте и мы сегодня на уроке поговорим о футболе и поиграем в футбол, только математический. В футболе есть свои правила. Их устанавливает организация Международный совет футбольных ассоциаций, в котором по одному голосу имеют представители английской, шотландской, валлийской и североирландской футбольных организаций и 4 голоса ФИФА. Ныне действующие правила игры в футбол были приняты в 1997 году и после этого мало изменялись. Мы также примем свои правила игры в математический футбол. У нас будет две команды по 11 человек. Назовём их «Шахтёр» и «Горняк». Остальные учащиеся будут запасными игроками. У каждой команды будет капитан, вратарь и защитники. Если команда ответит на вопрос, значит, она забила гол. В этом случае команда получит символический мяч. Игра будет состоять из двух таймов. В ходе игры нельзя нарушать дисциплину, выкрикивать с места, оскорблять соперников. При нарушении будут применяться штрафные санкции – назначать пенальти. Кстати, зона ЕВРО-2012 объявлена зоной свободной от курения. Давайте и мы поддержим это правило. Кто курит, тот бросит курить. Итак, перед игрой проводится разминка, проведем и мы. Разминка. Как могут располагаться прямые в пространстве? (Слайд № 4) На фотографии стадиона назовите параллельные, пересекающиеся и скрещивающиеся прямые. (Слайд № 6) Стадион «Металлист» в Харькове. (Слайд №7) На снимке шахты найдите все случаи взаимного расположения прямых в пространстве: параллельные, пересекающиеся, скрещивающиеся. 1 тайм. Играем у ворот команды «Горняк». (Слайд №8) Тест №1. Прямая а не лежит в плоскости квадрата АВСD и параллельна его стороне АВ. Какому из отрезков параллельна данная прямая? А) СD; Б) АD; В) АС; Г) ВD. Играем у ворот команды «Шахтёр». (Слайд №9) Тест №2. Прямая в не лежит в плоскости квадрата КМLN и параллельна его стороне М L. Какому из отрезков параллельна данная прямая? А) NМ; Б) К N; В)КМ; Г)К L. Играем у ворот команды «Горняк». Сформулируйте основное свойство параллельных прямых в пространстве. (Слайд № 10) Через точку, не лежащую на прямой, в пространстве можно провести прямую, параллельную данной прямой, и притом только одну. Играем у ворот команды «Шахтёр». Сформулируйте признак параллельности прямых. (Слайд № 11) Две прямые, параллельные третьей прямой, параллельны между собой. Играем на середине поля. Задача №1. (Слайды № 12, 13) МК – средняя линия боковой грани АА1D1D правильной четырёхугольной усечённой пирамиды АВСDА1В1С1D1. Доказать, что МК || ВС. Доказательство. Грань АА1D1D правильной четырёхугольной усечённой пирамиды АВСDА1В1С1D1. является равнобокой трапецией. МК || АD – так как средняя линия трапеции параллельна основанию трапеции. В основании пирамиды лежит квадрат. А D || ВС – как противоположные стороны квадрата. Следовательно, по признаку параллельности прямых МК || ВС. Что и требовалось доказать. (Задачу разобрать сначала устно, затем показать решение на экране, с экрана записать в тетрадь.) Играем у ворот команды «Горняк». Что называется расстоянием от точки до прямой? (Слайд №14) Играет защитник команды «Шахтер». Задача №2 (Слайд № 15) Найти расстояние от точки А до прямых ВС, DС, А1D1, если измерения параллелепипеда равны 3, 4, 5 см. Играем у ворот команды «Шахтёр». Что называется расстоянием между параллельными прямыми? (Слайд № 16) Играет защитник команды «Горняк». (Слайд № 17) Задача №3 Найти расстояние между параллельными рёбрами прямоугольного параллелепипеда, если его измерения равны 4, 6, 9см. Закончился первый тайм. Подведём итоги. Команды подсчитывают полученные мячи, победительницей в 1 тайме считается та, у которой больше мячей. 2 тайм. (Команды задают вопросы друг другу) Играем у ворот команды «Горняк». 1.Каково взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве? (Слайд № 18) Прямая а лежит в плоскости . (Слайды № 19, 20) 2. На снимках найдите все случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве. Стадион «Висла» в Кракове, Польша. Играем у ворот команды «Шахтёр». 1. В чём заключается признак параллельности прямой и плоскости? (Слайд № 21) Если прямая, не лежащая в плоскости, параллельна какой-нибудь прямой, лежащей в этой плоскости, то она параллельна и самой плоскости. Играем у ворот команды «Горняк». 2.Каково взаимное расположение двух плоскостей в пространстве? (Слайд № 22) Две плоскости пересекаются. (Слайды № 23, 24, 25) На снимках найдите все случаи взаимного расположения плоскостей в пространстве. НСК «Олимпийский» в Киеве. Стадион в Донецке «Донбасс Арена». Играем у ворот команды «Шахтёр». В чем заключается признак параллельности плоскостей. (Слайд № 26) Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум пересекающимся прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны. Играет капитан команды «Шахтер». Задача №4. (Слайды №27, 28) Треугольник АВС не лежит в одной плоскости с треугольником АВD и имеет с ним общую сторону АВ. Доказать, что средняя линия КМ треугольника АВС параллельна плоскости треугольника АВD. Решение. (Слайд) В треугольнике АВС средняя линия параллельна основанию АВ. Прямая АВ лежит в плоскости треугольника АВD. Следовательно, по признаку параллельности прямой и плоскости КМ || (АВD). Играет капитан команды «Горняк». Задача №5. (Слайды № 29, 30) В кубе доказать параллельность граней АВСD и А1В1С1D1. Решение. АВ || А1В1, АD || А1D1 как противоположные стороны квадратов. АВ и АD, А1В1 и А1D1 – пересекающиеся прямые. Следовательно, по признаку параллельности плоскостей грани АВСD и А1В1С1D1 параллельны. (Слайд № 31) Дополнительная задача №6. Параллельные плоскости и пересекают сторону АВ угла ВАС в точках М и М1, а сторону АС соответственно в точках К и К1. Найдите длину отрезка МК если: АМ = 12см, А М1 = 18см, М1К1 = 54см; Закончился второй тайм, команды подсчитывают общее количество мячей, определяется победитель. Подведение итогов, выставление оценок. Домашнее задание. § 32-35, стр.198, тест № 1. |
Автор разработки: Горбульова Вера Михайловна Учебный предмет: Математика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 904 | Загрузок: 274 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |