Главная » Разработки уроков » Математика |
Цель урока: Формирование понятий о четырёхугольниках и их элементах. Параллелограмм и его свойства. Ход урока.
Определение. Четырёхугольником наз. фигура, которая состоит из 4 – х точек, никакие 3 из них не лежат на одной прямой, и 4 – х отрезков, которые последовательно соединяют эти точки и не пересекаются. Элементы четырёхугольника АВ, ВС, СД и АД – стороны четырёхугольника А, В, С, Д – вершины четырёхугольника АС и ВД – диагонали четырёхугольника РАВСД = АВ + ВС + СД + АД периметр четырёхугольника Стороны и углы четырёхугольника могут быть соседними и противоположными. АВ и АС, АВ и ВС – соседние стороны; АВ и СД, ВС и АД – противоположные стороны; ∠А и ∠В – соседние углы, ∠С и ∠А – противоположные. Опр. Отрезки, соединяющие противоположные вершины четырёхугольника наз. диагоналями. Опр. Сумма длин всех сторон четырёхугольника называется периметром. Четырёхугольники бывают выпуклые и невыпуклые. Определение. Если четырёхугольник лежит с одной стороны от каждой прямой, которая проходит через 2 его соседние вершины, то он выпуклый Тест с выбором одного правильного ответа: 1.Укажите пары противоположных сторон четырёхугольника. а) АВ и ВС б) АД и ВС в) ВД и АС г) АВ и СД 2. Укажите пары соседних сторон четырёхугольника. Варианты ответов те же. 3. Укажите диагонали четырёхугольника. Варианты ответов те же. 4. a, b, c, d – стороны четырёхугольника, Р – его периметр. Заполнить таблицу:
Существование четырёхугольника. Чтобы установить, можно ли из 4 – х отрезков построить четырёхугольник, проверьте, будет ли самый длинный отрезок меньше суммы оставшихся трёх. Теорема 1.1 Сумма углов четырёхугольника равна 360º. ∠А + ∠В + ∠С + ∠Д = 360º.( рис. 1) Определение. Угол, смежный с углом четырёхугольника, наз. внешним углом четырёхугольника. Тест с выбором одного правильного ответа: 1. Найти градусную меру неизвестного угла. а) 110º В ∠А = 61º, б) 97º С ∠В = 110º в) 153º А ∠С = 92º г) 90º ∠Д -? Д 2. Найти градусную меру неизвестного угла. а) 90º В ∠А = 60º, б) 75º С ∠В = 135º в) 135º А ∠С? г) 60º ∠Д - 90º Д 3. Найти неизвестный угол четырёхугольника, если три его угла равны 60º, 100º, 50º. а) 60º; б) 100º; в) 50º; г) 150º. 4. Какие из наборов углов могут быть углами четырёхугольника? а) 55º, 75º, 100º, 80º; б) 160º, 95º, 45º, 60º; в) 145º, 85º, 70º, 65º Параллелограмм. Определение. Четырёхугольник у которого противоположные стороны попарно параллельны наз. параллелограммом. Определение. Высотой параллелограмма наз. перпендикуляр, опущенный из любой точки прямой, содержащей сторону параллелограмма, на прямую, содержащую противоположную сторону. Свойства параллелограмма. У параллелограмма:
Тест с выбором одного правильного ответа: 1. В параллелограмме АВСД: АВ = 7см, ВС = 12 см. Найти: АД и СД. а) 3,5 и 6; б) 12 и 7; в) 14 и 24; г) 5 и 19. 2. В параллелограмме АВСД:∠С = 60º. Найти все углы параллелограмма. а) 30º и 60º и 60º; б) 120º и 60º и 120º; в) 90º и 60º и 90º; г) 60º и 60º и 120º; 3. В параллелограмме KLMN, ∠MLK = 35º. ∠LMN -? а) 35º, б) 145º, в) 55º, г) 70º. 4. Какие из наборов длин отрезков могут быть длинами сторон и диагональю параллелограмма? а) 5, 8, 14; б) 7, 4, 9; в) 25, 9, 14; г) 134, 6, 9. 5. АВСД – параллелограмм: АВ = 6см, ВС = 8 см, ВО = 3 см, АО = 5 см. Найти его диагонали. а) 8 и 6; б) 6 и 10; в) 11 и 6; г) 5 и 8. 6. Найти углы параллелограмма, если его внешний угол равен 130º. а) 130º и 30º; б) 115º и 65º; в) 130º и 50º; г) 260º и 100º; 7. Найти углы параллелограмма, если один из них равен сумме двух других. а) 30º и 60º; б) 40º и 80º; в) 100º и 50º; г) 120º и 60º;
IV. Д/з А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир Геометрия – 8: §1, п. 1 и 2. Уметь отвечать на вопросы со стр.9 и 16. Выполнить №№ 41, 46, 49, 53.
Урок 2. Признаки параллелограмма. Решение задач. Цель: Изучить признаки параллелограмма. Формировать умения у учащихся применять свойства и признаки параллелограмма к решению задач. Ход урока.
Признаки параллелограмма. Теорема 3.1 (1 признак): Если в четырёхугольнике противоположные стороны равны, то этот четырёхугольник – параллелограмм. Теорема 3.2(2 признак): Если в четырёхугольнике две противоположные стороны равны и параллельны, то этот четырёхугольник – параллелограмм. Теорема 3.3 (3 признак): Если в четырёхугольнике диагонали точкой пересечения делятся пополам, то этот четырёхугольник – параллелограмм. Тест с выбором одного правильного ответа.
а) KL = MN; б) KL = MN, KN = LM; в) KL = LM. 2. В 4 – х угольнике АВСД противоположные стороны попарно равны. Найти ∠А, если ∠С = 55º. а) 125º; б) 55º; в) 35º; г) 110º. 3. В 4 – х угольнике АВСД противоположные стороны попарно равны. Найти АВ, если СД = 8. а) 10 см; б) 8 см; в) 64 см; г) 16 см. 4. Какой из 4 – х угольников, три угла которого даны является параллелограммом? а) 20º, 60º, 120º; б) 60º, 60º, 130º; в) 40º, 40º, 140º; г) 30º, 60º, 30º; 5. Дано: ∆АВС = ∆А1В1С1. Найти расстояние между точками В и В1, если АА1 = 6 см. В В1 а) 3см; б) 12 см; в) 6 см; г) 2 см. 6. Дано: ∆АВС = ∆А1В1С1. Найти расстояние между точками В и В1, если АС = 10 см, А1С = 4 см ( рис. 1). а) 10см; б) 6 см; в) 4 см; г) 14 см. 7. Дано: ∆АВС = ∆А1В1С1. Найти расстояние между точками В и В1, если АС = 20 см, А1С = 6 см ( рис. 1). а) 32см; б) 7 см; в) 8 см; г) 16 см. 8. В 4 – х угольнике АВСД, О – точка пересечения его диагоналей. Заполнить таблицу так, чтобы вывод был верным.
№ 51 Мерзляк, Полонский Геометрия 8 кл. Дано: АВСД – параллелограмм, ВК ⊥ АД, АК = 4 см, КД = 6 см, ∠АВК = 30º. А 4 К 6 Д Найти: углы пар – ма, РАВСД. Решение.
Ответ: 60º и 120º; 36 см.
Урок 3. Прямоугольник и его свойства. Решение задач. Диагностическая контрольная работа. Цель: Изучить свойства и признаки прямоугольника. Формировать умения у учащихся применять свойства и признаки прямоугольника к решению задач. Ход урока.
1. Если в 4 – х угольнике: а) противоположные стороны попарно равны то он является п – ом; б) если две противоположные стороны равны; в) если две соседние стороны равны; г) если два противоположных угла равны; д) если сумма 2-х соседних углов равна 180º; е) если противоположные углы попарно равны. III. Восприятие нового материала. Определение. Прямоугольником наз. параллелограмм, у которого все углы прямые. Свойство прямоугольника ( т. 4.1 ) Диагонали прямоугольника равны. Свойство прямоугольника ( т. 4.2 ) Если один из углов параллелограмма прямой, то этот параллелограмм – прямоугольник. Признак прямоугольника ( т. 4.3) Если в параллелограмме диагонали равны, то это прямоуг. Тест с выбором ответа.
а) 24 см; б) 28 см; в) 48 см; г) 34 см. 2. В прямоугольнике АВСД: АД = 15 см, СД = 20 см, АС = 25 см. Найти: ВД. а) 35 см; б) 25 см; в) 20 см; г) 45 см. 3. Дано: АВСД – прямоугольник, ВД – диагональ, ∠ВДС = 46º. Найти: ∠АВД, ∠ДВС, ∠АДВ. 4. Найти периметр прямоугольника, если его стороны равны 7 мм и 50 мм. а) 57 мм; б) 120 мм; в) 24 см; г) 11,4 см. 5. Найти диагонали прямоугольника, если их сумма равна 18 см. а) 10 см и 8 см; б) 18 см и 12 см; в) 9 см и 9 см; г) 18 см и 18 см. 6. В прямоугольнике АВСД на стороне ВС взята точка К, ∠СДК = 40º. Найти: ∠ВКД, ∠СКД, ∠АДК. 7. Найти диагонали прямоугольника АВСД, если АВ = 10 см, ∠АОВ = 60º.Геометрия, а) 10см и 20 см; б) 20см и 20 см; в) 30 см и 30 см. 8. Найти периметр прямоугольника АВСД. Точка К взята на стороне ВС: ВК = 3 см, КС = 5 см, ∠СДК = 45º. а) 16 см; б) 32 см; в) 26 см; г) 25 см. IV. Диагностическая контрольная работа. В – 1 1. Вычислить: ( - 2)3⋅ ( - 1)2.
2. Упростить: ( а2 ⋅ а3)3.
3. Решить уравнение: - 3х + 2 = 2х + 7.
4. Решением системы уравнений 3х + 4у = 7, есть пара чисел… 2х + 3у = 5
5. Установить соответствие между данными выражениями ( 1 – 4) и разложе – нием этих выражений на множители ( А – Д)
6. Найти координаты точки, в которой график уравнения 3х – у = 2 пересекает ось ординат. 7. Разложить на множители: 81а5 – а. 8. Решить уравнение: ( х – 2)2 – 5 ( х – 3) ( х + 3) + 4 ( х – 1) ( х + 4) = 1. 9. За 12 тетрадей и 8 карандашей заплатили 52 грн. Сколько стоит 1 тетрадь и 1 карандаш, если 7 тетрадей дороже четырёх карандашей на 13 грн.? В – 2 1. Вычислить: ( - 3)2⋅ ( - 2).
2. Упростить: ( а2 ⋅ а4)2
3. Решить уравнение: 11 – 2х = 2 – 5х.
4. Решением системы уравнений 2х - у = 1, есть пара чисел… х + у = 2
5. Установить соответствие между данными выражениями ( 1 – 4) и разложе – нием этих выражений на множители ( А – Д)
6. Найти координаты точки, в которой график уравнения 5х – 3у = 2 пересекает ось абсцис. 7. Разложить на множители: 25а2 – 10ав + в2 - 1. 8. Решить уравнение: (2х – 3)2 – 3 ( х – 2) ( х + 2) = ( х – 2) ( х + 1). 9. За 2 футбольных и 6 баскетбольных мячей заплатили 520 грн. Сколько стоит каждый мяч, если 3 баскетбольных дороже одного футбольного на 160 грн. Система оценивания:
V. Дом. задание. А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир Геометрия – 8: §1, п. 4. Уметь отвечать на вопросы со стр.32. Выполнить №№ 116; 118;
Урок 4. Ромб и квадрат их свойств и признаки. Решение задач. Цель: Изучить свойства и признаки ромба и квадрата. Формировать умения у учащихся применять свойства и признаки ромба и квадрата к решению задач. Ход урока.
1. Какую фигуру называют прямоугольником? 2. Сформулировать 1 и 2 свойства прямоугольника. 3. Сформулировать признак прямоугольника. III. Восприятие нового материала. Определение. Ромбом называется параллелограмм, у которого все стороны равны. АВСД – ромб. АВ = ВС = СД = АД. Свойства ромба. 1. Все свойства параллелограмма. 2. Теорема 5.1 Диагонали ромба перпендикулярны и являются биссектрисами его углов. Дано: АВСД - ромб Доказать: АС ⊥ ВД, АС и ВД – биссектрисы углов А, В, С, Д. Доказательство. Так как по определению все стороны ромба равны, то ∆АВС – равнобедр. ( АВ = ВС). АО = ОС ( по 2 свойству параллелограмма), тогда ВО – медиана ∆АВС и кроме того ВО – биссектриса и высота по по признаку. Слд. АС ⊥ ВД, АС и ВД – биссектрисы углов А, В, С, Д. Распознавать ромбы среди параллелограммов позволяет не только определение ромба, но и его признаки. Признаки ромба. Признак 1 ( теорема 5.2): Если диагонали параллелограмма перпендикулярны, то это ромб. Если АС ⊥ ВД, то АВСД – ромб Признак 2 ( теорема 5.3): Если диагонали параллелограмма являются биссектрисами его углов, то это ромб. Если АС и ВД – биссектрисы углов А, В, С, Д, то АВСД – ромб. Определение. Квадратом называется прямоугольник у которого все стороны равны, или ромб, у которого все углы равны. Свойства квадрата. 1. У квадрата все углы прямые. 2. Диагонали квадрата равны. 3. Диагонали квадрата перпендикулярны и являются биссектрисами его углов. Тест с выбором ответа. 1. АВСД – ромб, О – точка пересечения его диагоналей. АВ = 10 см, АО = 8 см. Найти: ВС. а) 10 см; б) 8 см; в) 6 см; г) 14 см. 2. АВСД – ромб, О – точка пересечения его диагоналей. АВ = 10 см, АО = 8 см, ДО = 6 см. Найти: ВС. а) 10 см; б) 12 см; в) 16 см; г) 14 см. 3. Найти стороны ромба, если его периметр равен 24 см. а) 12 см; б) 24 см; в) 6 см; г) 8 см. 4. АВСД – ромб, ∠АВД = 60º. Найти: ∠АСД. а) 60º; б) 30º; в) 90º; г) 120º. 5. Один из углов ромба равен 70º. Найти углы, образованные диагональю ромба с его сторонами. а) 70º, 70º, 110º, 110º; б) 35º, 55º, 35º, 55º; в) 70º, 70º, 20º, 20º; 6. Найти углы ромба, если одна из его диагоналей равна стороне ромба. а) 30º, 60º, 30º, 60º; б) 60º, 60º, 120º, 120º; в) 30º, 60º, 120º, 90º; 7. Один из углов ромба равен 60º, а меньшая диагональ равна 10 см. Найти периметр ромба. а) 20 см; б) 40 см; в) 60 см; г) 80 см. 8. Найти периметр квадрата, если точка пересечения его диагоналей удалена от сторон квадрата на 5 см. а) 20 см; б) 40 см; в) 60 см; г) 80 см. 9. АВСД и СОДК – квадраты. Найти периметр СОДК, если диагональ квадрата АВСД равна 8 см. 10. В таблицу поставить знак +, если геометрическая фигура имеет указанное свойство:
IV. Дом. задание. А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир Геометрия – 8: №№ 140, 145,169. |
Автор разработки: Литвишко Наталья Михайловна Учебный предмет: Математика Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2976 | Загрузок: 306 | Комментариев: 3 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |