Главная » Разработки уроков » Литература

Урок-путешествие в „серебряный век” русской поэзии

Расцвет поэзии в литературе рубежа   веков. Поиск новых принципов и форм поэтического самовыражения в творчестве символистов, акмеистов, футуристов. Их философско-эстетические концепции, платформы, манифесты. Мотивы, темы, искусство слова, ритма, особенности поэтического образа.

Цели

 Знать:

Общую характеристику литературы и эстетических поисков конца XIX-начала XX века в Росси;
Философско-эстетические концепции, платформы, манифесты, символистов, акмеистов, футуристов;
Основные закономерности поэзии серебряного века;
Формировать навыки сопоставлять разные эстетические позиции;
Учить совершенствовать репродуктивную и исследовательскую деятельность;
Стимулировать интерес к поэзии «серебряного века».

Реквизиты: учебник, хрестоматия 11класс под. ред. И.И.Московский; портреты поэтов «серебряного века»; карточки со стихотворениями поэтов «серебряного века».

   м-м 1

Задачи:

   Умей творить из самых малых крох,

   Иначе для чего же ты кудесник?

   Среди людей ты божества наместник,

   Так помни, чтоб в словах твоих был бог.   (К. Бальмонт)

Учитель:

Сегодня мы с вами отправляемся в замечательное путешествие - мы отправляемся в серебряный век русской поэзии.

Время, когда творил А.С.Пушкин, получило название золотого века русской поэзии. Но была в истории русской литературы и другая эпоха, когда вновь ярким светом вспыхнуло поэтическое творчество, когда всего лишь за два десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы  гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. И это время получило название «серебряный век» русской поэзии. Давайте представим себя путешественниками: мы будем путешествовать по Поэтической вселенной серебряного века и встречаться с «астероидами», которые откроют нам тайны этой вселенной.

На первом астероиде жил поэт – повелитель природы. Это был очень странный поэт. Он мог писать свои стихотворения, забираясь на вершину дерева – ему казалось, что, таким образом, слившись с природой, он лучше почувствует её и сможет рассказать об этом читателям.

Поэт:

Вы хотите услышать шум дождя, не выходя из класса? А почувствовать шелест листьев на деревьях или плеск реки? Я могу это сделать всего лишь словом, волшебным поэтическим словом. Послушайте:

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

Мелькают, мигают – и снова их нет,

И снова забрезжил блуждающий свет.

Полночной порой камыши шелестят,

В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

В болоте дрожит умирающий лик.

То месяц багровый печально поник.

И тиной запахло. И сырость ползет.

Трясина заманит, сожмет, засосет.

«Кого? Для чего? – камыши говорят,

Зачем огоньки между ними горят?»

Но месяц печальный безмолвно поник.

Не знает. Склоняет все ниже свой лик.

И, вздох повторяя погибшей души,

Тоскливо, бесшумно шуршат камыши.

(К. Бальмонт «Камыши»)

Что вы услышали во время чтения этого стихотворения?

Заметьте, что вы не только услышали и узнали о камышах, вы услышали и сами камыши, я смог воссоздать эти волшебные звуки.

Попробуйте и вы написать небольшое стихотворение про грозу, бурный ураган, барабанный дождь по крыше.

Например: Барабанит дождь по крыше,

   Тараторит третий час.

   Резкой дробью рвется выше

   И рычит который час.

(Поэтическая пятиминутка: учащиеся сочиняют свои стихотворения).

Поэт:  Хорошо. Хочу напомнить вам, что

   …Я хочу быть первым в мире, на земле и на воде,

   Я хочу цветов багряных, много созданных везде.

Мой лирический герой претендует на высшее место личности в иерархии ценностей. Мой лирический герой не устаёт любоваться своей «многогранностью», стремиться приобщиться к культурам всех времен и народов. Я воздействую на читателя не столько звуковой «ворожбой», сколько смычком слов. У меня есть стихотворение «Слова- хамелеоны», я вам задаю последние слова каждой строки для рифмы, а вы вложите смысл в каждую строку, чтобы получилось стихотворение.

хамелеоны   2. меняться

спеша   цвета  

    законы   обновятся  

   душа     красота

3. краски   4. длится

   взгляд   плен 

   сказки   изменяться

   таят   измен

А теперь слушайте моё стихотворение.

Слова – хамелеоны,

Они живут спеша.

У них свои законы,

Особая душа.

Они спешат меняться,

Являя все цвета;

Поблекнут – обновятся,

И в том их красота.

Все радужные краски,

Всё, что чарует взгляд,

Желая вечной сказки,

Они в себе хранят.

И сказка длится, длится

И нарушает плен.

Как сладко измениться, -

Живу я для измен!

1901 год.

А хотите узнать, как я пишу стихи?

Как я пишу стихи.

Рождается внезапная строка,

За ней встаёт немедленно другая,

Мелькает третья, ей издалека

Четвертая смеется, набегая.

И пятая, и после, и потом,

Откуда, сколько – я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом

И, право, никогда не сочиняю.

Учитель:

Литературовед Б. Зайцев писал «Бальмонт был, конечно, настоящий поэт и один из «зачинателей» серебряного века».

А.Белый: «Бальмонт – залетная комета. Она повисла в лазури над сумраком, точно рубиновое ожерелье».

Итоговая беседа.

Прокомментируйте следующую декларацию лирического героя Бальмонта: «Я – для всех и ничей».
«Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии одухотворенным, прозрачным, насквозь просвечивающим», - писал Д.Мережковский. Соотнесите этот тезис с особенностями изобразительной манеры Бальмонта.
Выберите из приведенных ниже характеристик те, которые можно отнести к лирическому герою Бальмонта: переменчивость настроений; стабильность мироощущения; любовь к экзотике; напряженная совестливость; сдержанность в проявлении эмоций; нелюбовь к правилам  и ограничениям; строгая логика; любование своей многогранностью; возвышение над мирской суетой; неозабоченность своей репутацией; шутливость самооценок.

(запись в тетради)

Выводы: Общие ощущения от лирики Бальмонта – непосредственность реакции поэта на мир, его умение поэтически возвысить непостоянство настроений и  вкусов, импрессионичность видения и сильнейшая тяга к внешней музыкальности.

   м-м 2

Задачи:

   Я- бы таинственного мира,

   Весь мир в одних моих мечтах.

   Не сотворю себе кумира

   Ни на земле, ни  в небесах.

Ф.Сологуб

     Что значит жить? Для вас – не знаю,

   Жизнь для меня – вдыхать сирень,

   В крещенский снег стремиться к маю,

   Благословляя новый день.

И.Северянин

Учитель: На втором астероиде жил поэт – музыкант и колдун. Его стихотворения были странные: никто не мог сказать, о чем они написаны, но когда поэт их читал, слушатели оказывались околдованными и очарованными этими непонятными творениями. Читал поэт стихотворения особым образом: он не говорил, а почти пел, покачиваясь в такт стихотворению и, порой, закрывая глаза. Итак, с нами поэт Федор Сологуб.

Поэт:

И два глубокие бокала

Из тельно – алого стекла

Ты к светлой чаше подставляла

И пену сладкую лила.

Лила, лила, лила, качала

Два тельно – алые стекла,

Белей милей, алее лала

Бела была ты и ала.

О чем это стихотворение? Какое ощущение у вас возникло во время его звучания.

Правильно,  я называю себя колдун и волшебник: мои стихотворения – это словесная ворожба, магическое заклинание, заговор, они напоминают завывание шамана, изгоняющего какую – то болезнь или злого духа.

Учитель: Поэт серебряного века считает: главное в стихотворении не слова, а звук, и они стараются заворожить, околдовать читателя таинственной мелодией стиха. Федор Сологуб – поэт – оборотень, который умел превращаться в самых разных животных. Поэты серебряного века вообще люди необыкновенные. Они могут видеть мир не только собственными глазами, но и глазами других живых и даже неодушевленных существ. Вы, наверное, когда – нибудь  выходили на улицу ночью. Опишите, что вы видели, какой вам казалась эта ночь, что для вас было самым интересным и необычным.

(слово учащихся)

Поэт: У всех вас ночь, конечно же, была разная, но вы видели её глазами человека. А не пробовали вы смотреть на ночь глазами собаки? Послушайте:

Высока луна Господня,

Тяжко мне.

Истомилась я сегодня

В тишине.

Ни одна вокруг не лает

Из подруг.

Скучно, страшно замирет

Все вокруг.

В ясных улицах так пусто,

Так мертво.

Не слыхать шагов, ни хруста,

Ничего.

Землю нюхая в тревоге,

Жду я бед.

Слабо пахнет на дороге

Чей – то след.

Никого нигде не будит

Быстрый шаг.

Жданный путник, кто ж он будет –

Друг иль враг?

Под холодною луною

Я одна.

Нет, невмочь мне – я зеваю

У окна.

Высока луна Господня,

Высока.

Грусть томит меня сегодня

И тоска.

Просыпайтесь, нарушайте

Тишину.

Сестры, сестры! Войте лайте

На луну!

 Что оказывается важным для собаки в её восприятии ночи?

Учитель: Вы видите, как Сологуб смог воссоздать в стихотворении нечеловеческое восприятие. Он будто бы превратился на некоторое время в иное существо и посмотрел на мир его глазами. Хотя «стать собакой» не так сложно, ведь мы хорошо знаем «братьев наших меньших», гораздо сложнее превратиться в предмет, казалось бы, неодушевленный, который не может ничего ощущать.

На третьем астероиде еще один поэт – волшебник – Игорь Северянин. Он описал, как чувствует себя в лесу весенняя фиалка.

Давайте попробуем угадать, что может видеть и чувствовать фиалка?

(учащиеся)

Поэт:   Я, гений Игорь Северянин,

   Своей победой упоен:

   Я повсеградно оэкранен!

   Я повсесердно утвержден!

Послушайте моё стихотворение о фиалке.

Снежеет дружно, снежеет нежно,

Над ручейками хрусталит хрупь.

Куда ни взглянешь — повсюду снежно,

И сердце хочет в лесную глубь.

Мне больно-больно... Мне жалко-жалко..

Зачем мне больно? Чего мне жаль?

Ах, я не знаю, ах, я — фиалка,

Так тихо-тихо ушла я в шаль.

О ты, чье сердце крылит к раздолью,

Ты, триумфатор, ты, властелин!

Приди, любуйся моей фиолью —

Моей печалью в снегах долин.

О ты, чьи мысли всегда крылаты,

Всегда победны, внемли, о ты:

Возьми в ладони меня, как в латы,

Моей фиолью святя мечты!..

(Игорь Северянин)

Учитель: Стихотворениям и Федора Сологуба, и Игоря Северянина присущи красочность, выразительность и мелодичность поэтической речи.

Итоговая беседа:

Сопоставьте два отрывка, определите, кто автор (Ф.Сологуб или И.Северянин)

1. Звук зурны звенит, звенит, звенит, звенит,

   Звон стеблей, ковыль поёт, поёт, поёт

   Серп времен сквозь сон горит, горит

   Слезный стон растет, растет, растет, растет.

(Ф.Сологуб)

2. В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

   По аллее олунненой вы проходите марево…

   Ваше платье изысканно, Ваша шалька Лазарева,

   А дорожка песочная от листвы разузорена.

(И.Северянин)

3. В поле не видно не зги

   Кто – то зовет: «Помоги»

   Что я могу?

   Сам я и беден и мал.

   Сам я смертельно устал,

   Как помогу?

(Ф. Сологуб)

4. Я выполнил свою задачу,

   Литературу покорил,

   Бросаю сильным на удачу

   Завоевателя порыв.

(И.Северянин)

Вывод: Соотносятся лирические герои поэзии К.Бальмонта, Ф.Сологуба, И.Северянина с личностями самих поэтов?

С какими предметными образами ассоциируются у вас лирические герои К.Бальмонта, И.Северянина, Ф.Сологуба?

м-м 3

Задачи: Лозунг «Долой слово – средство! Да здравствует самовитое, самоценное слово!»

Учитель: На пятом астероиде жил поэт – словотворец. Он считал, что многие слова русского языка давно устарели, мы слишком часто их употребляем, и они становятся непригодными для волшебной и таинственной поэзии. Наш поэт считал, чтобы вернуть поэзии магическую силу, нужно переделать, изменить прежний язык. И поэт Велимир Хлебников создает новый, настоящий язык поэзии.

Поэт: Вот один из моих экземпляров.

   О, рассмейтесь, смехачи!

    О, засмейтесь, смехачи!

   Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

   О, засмейтесь усмеяльно!

   О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!

   О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

   Смейево, смейево!

   Усмей, осмей, смешики, смешики!

   Смеюнчики, смеюнчики.

   О, рассмейтесь, смехачи!

   О, засмейтесь, смехачи!

Я назвал своё стихотворение «Заклятие смехом».

Исследовательская работа:

Объясните следующие неологизмы Хлебникова.

«облакини плыли и рыдали (синтез «облака» и «богини», «княгини»)

«тихес голубое величье» (синтез «тишины» и «небес»)

«сыновеет ночей синева» (глагол от слова «сын»)

«темный волн кумоворот» («кум» - родственник, сближение волн, их порождение)

«так умер Волкобой» (охотник)

«земля – мозг, всё мыслезем» (гибрид слов «мысль» и «чернозем»)

Поэт: если вы не понимаете, о чем я говорю, это еще не значит, что мои слова пустые и бессмысленные. Ведь мы же не понимаем языка птиц, однако он существует, просто он нам недоступен. А вот поэт может передать это язык птиц. Вы были когда – нибудь утром в лесу, слышали, как по – разному поют птицы? Я написал об этом стихотворение, мои птицы по очереди подают голоса.

Славка беботэу-вевять!

Вьюрок тьерти-едигреди!

Овсянка кри-ти-ти-ти тии!

Дубровник вьор-вэр-виру, сьек, сьек, сьек!

Дятел Тпрань! Тпрань, Тпрань а-ань!

Пеночка зеленая прынь, пцирэб, пциреб! Пцыреб э,сэ,сэ!

   («Мудрость в силке(утро в лесу)»)

Практическая работа: Попробуйте и вы написать такую миниатюру и передать язык домашних птиц «Утро на птичьем дворе».

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по вселенной серебряного века. Какими же вы себе представляете поэтов серебряного века?

Вывод: Поэты серебряного века зачастую нарушали все существующие правила, нормы, законы. Самый главный их закон – собственная поэтическая фантазия. Они творили, особый мир, существующий по своим, порой непонятным обычным людям, законам -  и в этом мире они были полновластными хозяевами.

Мы не прощаемся с серебряным веком. На следующем уроке мы будем открывать новые тайны одной из самых замечательных эпох в истории русской поэзии.

Поэзия серебряного века «Растворяет двери человечеству…в  вечность». (В.Брюсов)

Рефлексия (метод «Открытого микрофона»)

1. Понравился ли вам урок?

2. Что нового вы узнали о поэтах «серебряного века»?

3. В чем заключаются основные закономерности поэзии серебряного века?

Домашнее задание: выполнить задания творческими группами.

1гр.- За поэтическими строками Валерия Брюсова.

2гр.- Удивительная усадьба

3гр.-т Иннокентий Анненский – одинокий и непризнанный поэт на свете.

Урок-путешествие в „серебряный век” русской поэзии

Скачать конспект (16.0 Kb)



Автор разработки: Буко Тамара Николаевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 919 | Загрузок: 242 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Серебряный век

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»