Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели проведения: содействие эстетическому воспитанию школьников; расширение литературного кругозора посредством стихотворений поэтов Серебряного века. Отработка навыков умения вести диалог, разрешать поставленные проблемы. Оборудование: портреты поэтов, книжная выставка, cвечи, компьютерная презентация, живые цветы и осенние листья, музыкальные отрывки, раздаточный материал (тексты стихотворений, бумажные звезды) ХОД ЗАНЯТИЯ На фоне музыки (Свиридов «Метель») Конец 19 – начало 20 века один из самых сложных и интересных периодов в истории России. Это эпоха величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных битв. Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей культуры этого периода стала поэзия Серебряного века Слайд 1 ПУТЕШЕСТВИЕ В « СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТКА (Занятие в литературной гостиной начинается чтением наизусть отрывков из стихов поэтов Серебряного века) 2.БЛИЦ – ОПРОС -Кто ввел понятие «Серебряный век»? (Брюсов) -Назовите литературные течения, возникшие в эту эпоху? ( символизм, футуризм, имажинизм, акмеизм) -Рамки Серебряного века -Поэты символисты? (Бальмонт, Брюсов, Гиппиус, Блок) - акмеисты? ( Ахматова, Гумилев, Мандельштам) - Футуристы? ( Маяковский, Северянин) - имажинисты? ( Есенин) - Не принадлежали к группировкам? (Цветаева, Бунин) - Что характерно для стихов этой эпохи? Судьба этих мастеров поэзии трагична, трагична тем, что Родина, которую они любили страстно, самозабвенно, перестала их понимать, она не хотела их понимать, но, несмотря на это, эти люди отдали себя до капельки, до последнего дыхания, своей прекрасной Отчизне. Но остались их бессмертные серебряные голоса. Сегодня в нашей литературной гостиной должно звучать много стихов В душе каждого человека есть клапан, Отворяющийся только поэзией А. Блок Слайд 2 Метр символизма - ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ (портрет) Учащиеся читают стихи, можно с комментариями. - Какие творческие принципы декларирует поэт? (Стремление к мистике, символам и воплощению впечатлений хаоса от Вселенной.) Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроение, чувства и мысли при помощи символов. Слайд 4 портрет Бальмонта О ком Блок сказал: «Когда слушаешь Б… - слушаешь весну» И действительно, в его поэзии красота, весна, цветенье. (Учащиеся читают стихи Бальмонта) В своем творчестве он всегда был честным и мужественным. Каждое его стихотворение – это страница большой книги, тема которой - жизнь. Кто это? О, Весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Не узнали? О, я хочу безумно жить…. ……………………………………… Сотри случайные черты – И ты увидишь мир прекрасен Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов Серебряного века стоит АЛЕКСАНДР БЛОК Слайд 4 портрет Блока ( Учащиеся читают стихи Блока ) Все свое творчество Блок разделил на три этапа: 1 – стихи о Прекрасной Даме, в нем преобладает белый цвет. 2 – это том Незнакомки, о крушении идеала, связанные с проблемами семейной жизни с Л. Менделеевой. Это том синего цвета. 3 – том России. Цвет красный – цвет крови и пламени. Звучит романс В споре с символизмом родился акмеизм ( ГУМИЛЕВ, АХМАТОВА, МАНДЕЛЬШТАМ ). Проповедовали идею отображения реальной жизни к тому, что можно было познать. Слайд 5 портрет Гумилева
Поэт – рыцарь, поэт – воин. Вот как писал Куприн о Гумилеве « Он писал стихи, насыщенные терпкой прелестью, прекрасные, полнозвучные. Странствующий рыцарь, аристократический бродяга – он был влюблен во все эти эпохи.» (Учащиеся читают стихи Гумилева) Парадокс. Гумилев не писал политических стихов, но даже Молчание расценивалось властью, как сопротивление. Гумилев отказался от диалога с ней, отказался говорить на ее языке. Какова судьба Гумилева? (Был расстрелян) Слайд 6 портрет Ахматовой Кого называли САФО 20 столетия? «Я научилась просто мудро жить..» 1946 год ж. «Ленинград» говорит о том, что лирика Ахматовой развращает молодежь, а ее стихи до убожества ограничены - Согласны ли вы с этим? (Высказываются учащиеся) Стихи Ахматовой – это исповедь влюбленной женской души. Несравненный психологизм, напряженные драматические чувства. Слайд 7 Цветаева Узнайте, о ком сейчас пойдет речь? - Человек с очень непростой судьбой. - Смерть мужа и дочери, бедность. - Неприятие революции. Ее стихи узнаешь по распеву, ритмам. интонации. Они напоминают маленькие музыкальные пьесы. В ее стихах мы найдем склонность к перевоплощению. Еще одна талантливая поэтесса, еще одна трагическая судьба Марина Цветаева. Слайд 8 - В чем особенность мироощущения М. Цветаевой? - Какие нравственные категории составляют суть поэзии М. Цветаевой? - Каковы важнейшие черты лирической героини в поэзии Цветаевой? ПЕСНЯ «Мне нравится, что вы больны не мной» Поэзия Серебряного века прошла большой путь. Несомненно, в своем развитии она обогатила русскую культуру. Удивительный пласт поэзии Серебряного Века излучает свою энергию и сейчас. Слайд 7 Покинули Родину Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, И. Бунин, А. Куприн, А. Толстой.. В годы «красного террора» и сталинщины были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Н. Гумилев, О. Мандельштам, Н. Клюев. Покончили жизнь самоубийством С. Есенин, В. Маяковский, М. Цветаева «МИКРОФОН» Подари звезду любимому поэту Серебряного Века. Напиши несколько слов о том, чья поэзия тронула, а потом зачитай и приколоти на голубое небо. (Звучит «Реквием» Моцарта) |
Автор разработки: Мокроусова Нина Петровна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 575 | Загрузок: 197 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |