Главная » Разработки уроков » Литература

Открытый урок по теме: «Александр Сергеевич Пушкин. Личность, судьба, творчество»

План урока:

1. Актуализация опорных знаний учащихся (2 минуты)
2. Мотивация учебной деятельности школьников (5 минут)
3. Объявление темы и целей урока (1 минута)
4. Восприятие учащимися учебного материала:
                            а) Беседа учителя (10 минут)
                            б) Физкультминутка (2 минуты)
                            в) Сообщения учеников (10 минут)
                            г) Сообщение учителя (10 минут)
5. Подведение итогов урока (4 минуты)
6. Домашнее задание (1 минута)

Тема:          А. С. Пушкин. Личность. Судьба. Творчество.

Цель:
1.     Показать, что Пушкин – явление необычайное в литературе.

2.     Развивать творческую активность, познавательный интерес и нестандартное мышление учащихся.

3.     Эмоционально настроить учащихся на изучение творчества поэта.

Оборудование:

1.     Портрет А. С. Пушкина (авторы  О. А. Кипринский; В. А. Тропинин)

2. Иллюстрации:

а) «Памятник Пушкину в Москве» Автор А. М. Опекушин.

б) «Памятник Пушкину в Ленинграде» Скульптор М. К. Аникушин.

в) «Памятник Пушкину лицеисту в г. Пушкино» Автор Р. Р. Бах.

3. Электронная презентация, компьютер, экран, медиапроектор.

Эпиграф:

Наша память хранит с малолетства веселое

имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет

собою многие дни нашей жизни.

                             А. Блок

Ход урока.

Учитель. Пушкин! Веселое, легкое имя… Да, в сознании потомства это имя всегда звучало как символ жизнелюбия, символ неугасимых светлых надежд.

Сегодня, ребята, мы будем говорить о личности Пушкина, о его творчестве, будем читать его стихи, словом, нам предоставляется возможность погрузиться в изумительный пушкинский мир (слайд №1).

[Солнце русской поэзии.]

Учитель. Есть подвиги ратные, есть подвиги великих открытий. Они связаны с минутами наивысшего духовного нравственного подъема.

Но есть подвиги, внешне как бы скрытые. Сначала в них трудно распознать и почувствовать нечто особое, героическое. И только когда человек уходит из жизни, мы начинаем сознавать, что вся жизнь его была подвигом.

Такой подвиг в русской литературе, а точнее в русской действительности, в русской общественной жизни Х1Х в. Совершил А. С. Пушкин. Вся жизнь поэта – великий нравственный гражданский подвиг.

Жизнь поэта была короткая, но яркая (слайд №2).

[...Жизнь короткая, но яркая...]

Учитель.  С именем Пушкина вы знакомы с самого раннего детства. Даже когда вы были еще совсем маленькими, вам мамы и бабушки читали сказки Пушкина.

- Назовите известные вам сказки и поэмы Пушкина. Какие из них вам особенно нравятся? Чем они вам интересны?

У поэта тоже было детство. Ведь не всегда он был взрослым.

- Что известно о детских годах поэта?
- Где учился Пушкин? Кто были его друзья по лицею?
- Как называется сейчас Царское Село?

Учитель. А. С. Пушкин заявил о себе как поэт 1811 году, когда в его жизни началась новая пора – Лицей. Так называлась только что открывшаяся школа в Царском Селе под Петербургом. Уже в лицее Пушкин понял, что главное дело его жизни – поэзия.
В 1815 году на публичном экзамене Пушкин прочел свои стихи в присутствии знаменитого поэта Державина. Державин был очень стар, экзамен его утомил. Но вот начался экзамен по русской словесности…
«Тут он оживился, глаза заблистали… Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах писать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом.» Пушкин впоследствии скажет:

Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил…

Рассмотрим иллюстрацию в учебнике « Пушкин на экзамене в Царскосельском лицее» художника Евгения Демакова.
 

Посмотрим в какой семье он родился, чем она известна, знаменита? (слайд №3).

[Краткая биография А.С. Пушкина]

Сообщение учащегося «Детство поэта».

Учитель.  А теперь давайте посмотрим, какой была внешность Пушкина (слайд №4).

[Узнаю тебя, Пушкин...]

Учитель.  А вот каким увидели современники его личность (слайд №5).

[Пушкин в жизни]

Учитель.  Поэта помогают представить портреты.

Сообщение учащегося «Пушкин на портрете Тропинина (материал смотри в учебнике на стр. 88-89).

Учитель.  Что же сделал поэт, чтобы заслужить всемирную славу, горячую любовь читателей. За что ему поставлены памятники?

Слушаем ответы учащихся.

Учитель.  Обобщить ваши высказывания поможет отрывок из статьи С. Бонди «А. С. Пушкин» (стр. 89 учебника).

Учащийся читает выразительно отрывок (смотри учебник).

Учитель.  В жизни поэта было много разных событий, много было поэтом пережито, перечувствовано. Самые проникновенные страницы его жизни – это встреча с будущей женой поэта Н. Н. Гончаровой (слайд №6)

["Я помню чудное мгновенье..."]

Учитель.  В творчестве поэта можно выделить несколько этапов:

1.     Петербург(1817-1820 г.г.)

2.     Южная ссылка.

3.     Михайловское и др.

Но самый плодотворный из всех, это Болдинский период. Здесь были созданы самые значительные произведения поэта. Среди них «Полтава», «Повести Белкина», «Капитанская дочка» и др. (слайд №7).

[Болдино]

Учитель.  Известно много памятников, воздвигнутых в дань уважения поэту. Об открытии одного из них послушаем выступление вашего одноклассника.

Сообщение учащегося «Из воспоминаний писателя Н. Д. Телешова «Памятник Пушкину».

Учитель.  – А вы, ребята, какие знаете портреты Пушкина, памятники поэту? Расскажите об этом.

Сообщения учащихся.

Учитель.  Пушкин понимал свое бессмертие. Об этом он сказал в стихотворении «Памятник» (слайд №8).

[Живи в веках...]

Учитель читает наизусть стихотворение «Памятник».

-Скажите, сбылось ли пророчество поэта?

Физкультминутка:
Чтобы сильным быть и ловким,
Всем нужна нам тренировка.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины.
Потолки высоки, высоки-превысоки.
Топ-топ, хлоп-хлоп.
Поклонись-ка!
 

Учитель.  А какие стихи поэта вы помните, какие из них знаете наизусть? Прочитайте одно из стихотворений поэта и объясните, чем оно привлекает вас и что вы больше всего в нем цените?

Слушаем стихи учащихся, их рассуждения. (Прозвучали «Зимнее утро», «Цветок», «Няне», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», отрывок из сказки о царе Салтане и др.)

Учитель.  В стихотворении «Памятник» А. С. Пушкин дал себе самооценку высокую и гордую. А как же смотрели на творчество Пушкина его современники?

Слушаем ответы учащихся.

1.     Одоевский назвал Пушкина «солнцем нашей жизни».

2.     Дельвиг сказал в стихотворении «К Пушкину»:

Пушкин! Он и в лесах не укроется,

Лира выдаст его громким пением.

3.     Белинский позднее сравнит Пушкина с «Волгой, поящей миллионы людей», «… в поэзии Пушкина есть небо, но ним всегда проникнута земля.»

4. Лермонтов сказал о нем в стихотворении «Смерть Поэта» так: «… светоч, дивный гений.»

Подведение итогов урока:

Учитель.  Урок наш подошел к концу.

- Что нового узнали вы о личности поэта, о его творческой судьбе?

- Возникло ли у вас желание продолжить разговор о поэте?

- Что бы вам еще хотелось узнать?

Домашнее задание:

1.     стр.91. Статья «Пушкин на юге».

2.     «Песнь о вещем Олеге» - выразительное чтение.

Открытый урок по теме: «Александр Сергеевич Пушкин. Личность, судьба, творчество»

Скачать конспект (154.4 Kb)



Автор разработки: Кривова Лидия Михайловна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 4920 | Загрузок: 318 | Комментариев: 2

Ключевые слова: Пушкин

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»