Главная » Разработки уроков » Литература

Стихия, ворвавшаяся в судьбы людей. Урок по изучению повести А.С. Пушкина «Метель»

Цель: раскрыть пушкинское мастерство сюжета повести «Метель»; показать значимость пейзажа как одного из главных композиционных элементов; развивать умение работать над текстом художественного произведения; на примере анализа действий литературных героев формировать чувство ответственности за свои поступки; воспитывать позитивное отношение к жизненным ситуациям.

Оборудование: потрет поэта; аудиозапись «Романса» Свиридова к «Метели» Пушкина; видеозапись фрагментов из кинофильма «Метель»; запись на доске определений литературоведческих терминов: «ирония» - тонкая, скрытая насмешка, «интрига» - [ лат. Intricare – запутывать] – сложное и напряженное сплетение действий персонажей, которые для достижения своих целей прибегают к уловкам и сокрытию своих намерений; рисунки учащихся к повести.

Ход урока

 Приветствие, оргмомент, запись темы урока.
Актуализация.

1) Кто такой Белкин?

2) Существовал ли на самом деле такой человек?

Умер (Белкин) осенью 1828 года, «занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер, несмотря на неусыпные старания уездного нашего лекаря, человека весьма искусного, особенно в лечении закоренелых болезней, как-то мозолей…» (Ирония). Литературное наследие Ивана Петровича находится у его друга, частично употреблено его ключницей на разные домашние потребы. Все окна ее флигеля заклеены первой частью романа, который он не закончил.

 Белкин – не просто одно из действующих лиц, он самый главный образ, единственный, кто незримо присутствует во всех пяти повестях. «Издатель» - сам Пушкин. Введение образа Белкина давала издателю возможность вторгаться во все включенные в сборник повести.

Мотивация.

Учитель: все повести, входящие в белкинский цикл, действительно, занимательные истории, но не все они веселые. Мы убедились в этом, познакомившись  с очень серьезной, очень грустной и нравоучительной историей в «Станционном смотрителе». Но «Повести Белкина» разные и по характеру, и по настроению. И сегодня нам предстоит в этом убедиться.

Что может выражать заглавие произведения? (тему, идею)
А что выражает понятие «метель»?
Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

«Ассоциация на доске» (учитель записывает понятие «метель» и просит учеников назвать признаки этого понятия или ассоциации, которые оно у них вызывает, направляя и записывая ответы учащихся от понятия «метель» к понятию «стихия»; к мысли о том, что человек и стихия (вьюга) живут по разным законом. Эти законы не согласованы, но таинственным образом взаимообусловлены).

Постановка цели.

Попробуем проникнуть в эту тайну и выяснить, как стихия смогла распорядиться судьбами героев.
На первый взгляд, повесть «Метель» может показаться романтической новеллой. Ее сюжет схож с сюжетом романтической баллады Жуковского «Светлана». Недаром и эпиграф к повести взят из этой баллады. Но манера повествования, а главное, авторский взгляд  на вещи – совсем не романтические. Благодаря автору, его иронии, рассказанная история выступает в правдивом, реалистическом свете.

         Как же это удалось Пушкину! В чем проявилось его мастерство? – нам и предстоит выяснить на сегодняшнем уроке.

 А для того чтобы наша работа была более организованной и целенаправленной, будем ориентироваться на следующие вопросы, записанные на доске, необходимые нам для того, чтобы понять, что же хотел донести до нас   А.С. Пушкин своим произведением.

Мастерство сюжета:

    а) пейзаж как один из главных композиционных элементов;

    б) значение интриги в создании композиции.

Жизненная основа повести – война 1812 года.
Чувство святости брачных уз для героев повести.

4.  Смысл заглавия.

     V.     Основная часть урока: беседа с элементами литературного анализа текста.

Кто является главными героями повести «Метель»? (Марья Гавриловна, богатая невеста, бедный армейский прапорщик Владимир, гусарский полковник Бурмин).
В чем авторская ирония по отношению к Марье Гавриловне и Владимиру?  (Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следовательно, была влюблена.

Рассуждение: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? «Разумеется, что эта счастливая мысль сперва пришла в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романтическому воображению Марьи Гавриловны»)

Когда игра кончается и становится страшно за героев?

Когда Марья Гавриловна поняла, что видит своих родных  последний раз.

(зачитывается пророческий сон героини; описание метели – печального предзнаменования для беглянки).

Когда Владимира закружила метель (зачитать)

Учитель: в своих произведениях А.С. Пушкин размышляет об очень сложных  вопросах человеческого бытия – о родственности и враждебности явлений природы человеческой душе, о том, есть ли в природе разумное начало или она бессмысленна в своем грозном могуществе, связаны ли каким-нибудь образом природное стихии с мыслящим и чувствующим человеческим «я»:

         Просмотр отрывка  из кинофильма («Владимир сбился с пути во время метели»), сопровождаемого выразительным чтением наизусть стихотворения «Бесы» учеником:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали… «Что там в поле?» -

«Кто их знает? Тень иль волк?»

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вон уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

Учитель: в «Бесах» строка за строкой кружится и несется куда-то вьюга, занося дороги, плюя в очи снегом, сбивая с пути. Каждый русский знал это чувство тревоги и тоски, когда вьюга плачет и злится, а снег уже не просто снег – он кажется чем-то неведомым и злым, толкающим в овраг коня. Кружишь и кружишь в поле, не в силах вырваться из колдовских объятий. В народе говорят: это водит бес.

Куда «привели бесы» Владимира, когда метель утихла? (на красивую равнину, «устланную белым волнистым ковром» - это словно предвестие судьбы «бедного армейского прапорщика», который будет смертельно ранен под Бородином и успокоится навеки).
Чем закончится похищение Марьи Гавриловны? (Ничем. Утром она встанет и придет к завтраку, а вечером сляжет в горячке).
Изображаются ли события во временной последовательности? Где 1-ый раз нарушается последовательность в описании? Для чего? (Интрига)
Какие исторические события заслоняют собой историю Марьи Гавриловны и Владимира? (Война 1812 года, битва при Бородине, где Владимир будет ранен, а затем умрет уже в Москве накануне вступления французов; окончание войны, возвращение из похода наших полков, боевых офицеров, «обвешанных крестами».)
О каких событиях повествует автор далее? (история развития отношений Марьи Гавриловны и раненого гусарского полковника Бурмина).

 Инсценировка отрывка из повести («Признание Бурмина в любви к Марье Гавриловне») под музыку из «Романса» Свиридова.
 Просмотр фрагмента из кинофильма «Метель» («Венчание в церкви»).
 Беседа:

Найдите в тексте описание чувств и действий Бурмина во время метели.
Как он относится сейчас к тому, что произошло 3 года назад?
Почему считает себя «несчастнейшим созданием?»
 Сопоставьте отношения Марьи Гавриловны с Бурминым с ее отношениями  с Владимиром.

(Сходство – эти отношения складываются трудно. Различие – отношение с Владимиром сложились зимой, герои пережили метель в прямом и переносном значении и другие препятствия; встреча с Бурминым произошла летом, при ярком солнце, все сразу счастливо объяснилось).

Подведение итогов.

Какую роль сыграла стихия (метель) в судьбе всех 3-х героев?

(Развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым; помогла раскрыться характеру каждого их них; распорядилась жизнью героев: наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдания и вознаградила за все пережитое

Учитель: все повести Белкина кончаются благополучно. Случайно ли это? Некоторые исследователи творчества Пушкина, в том числе и прекрасный пушкинист, известная поэтесса Анна Андреевна Ахматова, обратили внимание на то, что в 1830 году, когда Пушкин писал «Повести Белкина», на душе у него было тревожно и он особенно томился по счастью. Счастливые концы его повестей были в этих условиях чем-то вроде художественного выражения его личности, человеческой жажды счастья. Пушкин, пишет Ахматова, «словно подсказывает судьбе, как спасти его, поясняя, что нет безвыходных положений, и пусть будет счастье, когда его не может быть…»

С каким стихотворением поэта, в котором он выражает оптимистическое отношение к жизни, перекликаются эти строки? («Если жизнь тебя обманет…» - читается наизусть)

Учитель: итак, основной мотив повести – метель, стихия жизни, которую, как считает А.С. Пушкин, человек должен принимать как данность, бороться с которой не имеет смысла, ее надо принимать и проживать, пережидать, терпеливо сносить. Ребята, я желаю, чтобы в вашей жизни было как можно меньше метелей, а как можно чаще светило яркое солнце, чтобы вы всегда помнили о своих близких и были ответственны за свои поступки. И, я думаю, произведения Пушкина вам в этом помогут.

X. Домашнее задание: подготовиться к устному развернутому ответу на вопрос:

о чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С. Пушкина?

ХІІ.   Оценивание работы учащихся на уроке.

Оценивание творческих заданий (инсценировка, рисунки) с помощью резенций одноклассников.
Комментированное оценивание ответов учеников за работу в течение всего урока.

Стихия, ворвавшаяся в судьбы людей. Урок по изучению повести А.С. Пушкина «Метель»

Скачать конспект (11.0 Kb)



Автор разработки: Вылиток С.В.

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1762 | Загрузок: 256 | Комментариев: 9

Ключевые слова: Пушкин

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»