Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель: раскрыть пушкинское мастерство сюжета повести «Метель»; показать значимость пейзажа как одного из главных композиционных элементов; развивать умение работать над текстом художественного произведения; на примере анализа действий литературных героев формировать чувство ответственности за свои поступки; воспитывать позитивное отношение к жизненным ситуациям. Оборудование: потрет поэта; аудиозапись «Романса» Свиридова к «Метели» Пушкина; видеозапись фрагментов из кинофильма «Метель»; запись на доске определений литературоведческих терминов: «ирония» - тонкая, скрытая насмешка, «интрига» - [ лат. Intricare – запутывать] – сложное и напряженное сплетение действий персонажей, которые для достижения своих целей прибегают к уловкам и сокрытию своих намерений; рисунки учащихся к повести. Ход урока Приветствие, оргмомент, запись темы урока. 1) Кто такой Белкин? 2) Существовал ли на самом деле такой человек? Умер (Белкин) осенью 1828 года, «занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер, несмотря на неусыпные старания уездного нашего лекаря, человека весьма искусного, особенно в лечении закоренелых болезней, как-то мозолей…» (Ирония). Литературное наследие Ивана Петровича находится у его друга, частично употреблено его ключницей на разные домашние потребы. Все окна ее флигеля заклеены первой частью романа, который он не закончил. Белкин – не просто одно из действующих лиц, он самый главный образ, единственный, кто незримо присутствует во всех пяти повестях. «Издатель» - сам Пушкин. Введение образа Белкина давала издателю возможность вторгаться во все включенные в сборник повести. Мотивация. Учитель: все повести, входящие в белкинский цикл, действительно, занимательные истории, но не все они веселые. Мы убедились в этом, познакомившись с очень серьезной, очень грустной и нравоучительной историей в «Станционном смотрителе». Но «Повести Белкина» разные и по характеру, и по настроению. И сегодня нам предстоит в этом убедиться. Что может выражать заглавие произведения? (тему, идею) «Ассоциация на доске» (учитель записывает понятие «метель» и просит учеников назвать признаки этого понятия или ассоциации, которые оно у них вызывает, направляя и записывая ответы учащихся от понятия «метель» к понятию «стихия»; к мысли о том, что человек и стихия (вьюга) живут по разным законом. Эти законы не согласованы, но таинственным образом взаимообусловлены). Постановка цели. Попробуем проникнуть в эту тайну и выяснить, как стихия смогла распорядиться судьбами героев. Как же это удалось Пушкину! В чем проявилось его мастерство? – нам и предстоит выяснить на сегодняшнем уроке. А для того чтобы наша работа была более организованной и целенаправленной, будем ориентироваться на следующие вопросы, записанные на доске, необходимые нам для того, чтобы понять, что же хотел донести до нас А.С. Пушкин своим произведением. Мастерство сюжета: а) пейзаж как один из главных композиционных элементов; б) значение интриги в создании композиции. Жизненная основа повести – война 1812 года. 4. Смысл заглавия. V. Основная часть урока: беседа с элементами литературного анализа текста. Кто является главными героями повести «Метель»? (Марья Гавриловна, богатая невеста, бедный армейский прапорщик Владимир, гусарский полковник Бурмин). Рассуждение: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? «Разумеется, что эта счастливая мысль сперва пришла в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романтическому воображению Марьи Гавриловны») Когда игра кончается и становится страшно за героев? Когда Марья Гавриловна поняла, что видит своих родных последний раз. (зачитывается пророческий сон героини; описание метели – печального предзнаменования для беглянки). Когда Владимира закружила метель (зачитать) Учитель: в своих произведениях А.С. Пушкин размышляет об очень сложных вопросах человеческого бытия – о родственности и враждебности явлений природы человеческой душе, о том, есть ли в природе разумное начало или она бессмысленна в своем грозном могуществе, связаны ли каким-нибудь образом природное стихии с мыслящим и чувствующим человеческим «я»: Просмотр отрывка из кинофильма («Владимир сбился с пути во время метели»), сопровождаемого выразительным чтением наизусть стихотворения «Бесы» учеником: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин… Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин! Сил нам нет кружиться доле; Колокольчик вдруг умолк; Кони стали… «Что там в поле?» - «Кто их знает? Тень иль волк?» Вьюга злится, вьюга плачет; Кони чуткие храпят; Вон уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят; Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне… Учитель: в «Бесах» строка за строкой кружится и несется куда-то вьюга, занося дороги, плюя в очи снегом, сбивая с пути. Каждый русский знал это чувство тревоги и тоски, когда вьюга плачет и злится, а снег уже не просто снег – он кажется чем-то неведомым и злым, толкающим в овраг коня. Кружишь и кружишь в поле, не в силах вырваться из колдовских объятий. В народе говорят: это водит бес. Куда «привели бесы» Владимира, когда метель утихла? (на красивую равнину, «устланную белым волнистым ковром» - это словно предвестие судьбы «бедного армейского прапорщика», который будет смертельно ранен под Бородином и успокоится навеки). Инсценировка отрывка из повести («Признание Бурмина в любви к Марье Гавриловне») под музыку из «Романса» Свиридова. Найдите в тексте описание чувств и действий Бурмина во время метели. (Сходство – эти отношения складываются трудно. Различие – отношение с Владимиром сложились зимой, герои пережили метель в прямом и переносном значении и другие препятствия; встреча с Бурминым произошла летом, при ярком солнце, все сразу счастливо объяснилось). Подведение итогов. Какую роль сыграла стихия (метель) в судьбе всех 3-х героев? (Развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым; помогла раскрыться характеру каждого их них; распорядилась жизнью героев: наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдания и вознаградила за все пережитое Учитель: все повести Белкина кончаются благополучно. Случайно ли это? Некоторые исследователи творчества Пушкина, в том числе и прекрасный пушкинист, известная поэтесса Анна Андреевна Ахматова, обратили внимание на то, что в 1830 году, когда Пушкин писал «Повести Белкина», на душе у него было тревожно и он особенно томился по счастью. Счастливые концы его повестей были в этих условиях чем-то вроде художественного выражения его личности, человеческой жажды счастья. Пушкин, пишет Ахматова, «словно подсказывает судьбе, как спасти его, поясняя, что нет безвыходных положений, и пусть будет счастье, когда его не может быть…» С каким стихотворением поэта, в котором он выражает оптимистическое отношение к жизни, перекликаются эти строки? («Если жизнь тебя обманет…» - читается наизусть) Учитель: итак, основной мотив повести – метель, стихия жизни, которую, как считает А.С. Пушкин, человек должен принимать как данность, бороться с которой не имеет смысла, ее надо принимать и проживать, пережидать, терпеливо сносить. Ребята, я желаю, чтобы в вашей жизни было как можно меньше метелей, а как можно чаще светило яркое солнце, чтобы вы всегда помнили о своих близких и были ответственны за свои поступки. И, я думаю, произведения Пушкина вам в этом помогут. X. Домашнее задание: подготовиться к устному развернутому ответу на вопрос: о чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С. Пушкина? ХІІ. Оценивание работы учащихся на уроке. Оценивание творческих заданий (инсценировка, рисунки) с помощью резенций одноклассников. |
Автор разработки: Вылиток С.В. Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1762 | Загрузок: 256 | Комментариев: 9 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |