Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели: обобщить и систематизировать материал о помещиках; Оборудование: 1) оформление доски: 1часть – портрет Н.В. Гоголя и цитата: «Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна»; 2 часть – портреты помещиков («лесенкой») и под ними слова Гоголя: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого»; 2) презентация (ноутбук, экран и проектор); 3) предметы для аукциона потерянных вещей; 4) тексты поэмы. Тип урока: урок обобщения изученного материала с использованием ИКТ. … Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… - вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу. А.И. Герцен
Ход урока. І. Организационный момент.Слово учителя. Сегодня продолжаем работу над поэмой Гоголя «Мёртвые души». - Объясните смысл названия поэмы. - Какое выразительное средство используется в заглавии? (Оксюморон.) Тема урока (слайд №2). Эпиграф – слова А. И. Герцена (слайд №3). - Исходя из темы и эпиграфа, попробуйте определить цели нашего урока. (Ответы учащихся.) - Мне бы хотелось, чтобы сегодняшний урок заставил нас задуматься об истинных ценностях в жизни человека. (Слайд №4.) ІІ. Актуализация. В чём особенность композиции поэмы? ІІІ. Работа над темой урока. Индивидуальное сообщение «Историческая справка о ревизской сказке». (Приложение 1.) Задание классу. Слушая выступающих, класс оформляет обобщающую таблицу (слайд №8). На основании прочитанного текста и выступлений выделить и записать основные черты, присущие помещикам. Выступления учащихся. А) Манилов (слайд №9). 5. Инсценировка отрывка «Чичиков и Коробочка». Образ следующей героини-помещицы попробуют раскрыть наши ученики, они разыграют один из диалогов. (Приложение 2.) Б) Коробочка (слайд №10). В) Ноздрёв (слайд №11). Г) Собакевич (слайд №12). Д) Плюшкин (слайд №13). 6. Проверка выполненного классом задания. (Например, Манилов – бесхозяйственность, лесть; Коробочка – мелочность, тупость; Ноздрёв – праздность, грубость, враньё; Собакевич – обман, мошенничество, обжорство; Плюшкин – мелочность, скупость.) 7. Индивидуальное задание. Слово учителя. А если бы наши помещики были честными перед самими собой и могли объективно себя оценить, как бы они представились, например, в визитках. Демонстрация и комментирование визиток помещиков. (Гиперссылка от слайда №13). 8. Индивидуальное задание. Аукцион потерянных вещей. С каким помещиком и как именно связана каждая вещь? (Аукцион проводит один из учеников. Можно взять такие предметы: трубку, шахматы, коробку, связку ключей и т.п.) 9. Работа по теории литературы. Слово учителя. Посмотрим ещё раз на получившуюся таблицу. Обратите внимание, что помещики обладают индивидуальными, неповторимыми чертами. Как в литературе называется образ человека, в котором воплощены индивидуальные, неповторимые черты? (Литературный тип.) (Слайд №14.) 10. Проверка домашнего задания. Слово учителя. Но Гоголь, описывая помещиков, прямо указывал на типичность образов. Дома должны были найти эти указания в тексте. Проверим, что получилось. Вывод. Значит, таких, как Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин, много, т.е. они типичные представители своей среды. Как в литературе называется такое явление? (Типичный характер.) (Слайд №14.) Вывод. Значит, герои Гоголя сочетают индивидуальные черты и типические. (Это придаёт достоверность.) 11. Продолжение работы с таблицей. Слово учителя. Мы сказали, что каждый помещик – типичный образ. Образ кого? Задание. Заполните оставшуюся графу в таблице, используя данные словосочетания, т.е. дайте меткую характеристику помещикам. (Слайд № 15.) 12. Наблюдение за стилем автора. Слово учителя. У Гоголя есть ещё одна особенность стиля: он сравнивает героев с животными или предметами. У некоторых это проявляется в фамилии. Приведите примеры. (Коробочка, Собакевич, Плюшкин.) О чём говорит такое уподобление? (Что отличает человека от других существ? Способность мыслить, внутренний мир, развитие. А помещики не развиваются, застыли, у них нет духовной жизни. Это указание автора на их духовную смерть.) Вывод. Это ещё одно доказательство, что Гоголь считал помещиков мёртвыми душами. 13. Работа с доской. Слово учителя. И ещё одна деталь. Обратите внимание на доску. Портреты помещиков расположены лесенкой не случайно, а по степени духовного оскудения личности. Как в литературе называется такой приём? (Градация.) Это традиционная трактовка. Её подтверждают слова Гоголя: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». Но я не буду против, если вы сейчас поспорите и со мной, и с традиционной трактовкой. Например, образ Плюшкина последний в галерее, т.к. самый плохой? Но чем он хуже, например, Ноздрёва? Не случайно Плюшкин единственный из помещиков наделён биографией. Мне искренне жаль героя: по сути, это одинокий, всеми забытый, никому не нужный старик. И дочь всего дважды приезжает к нему ради чего? Вывод. Вот это и есть те настоящие духовные ценности, о которых заставляет задуматься Гоголь: никакие материальные блага, деньги не заменят семью, друзей, любовь, нормальные человеческие отношения. Хотя, чего уж говорить, в наше время живут и процветают именно чичиковы. Итог. Прав ли был Гоголь, утверждая: «Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна»? В чём актуальность поэмы Гоголя? О чём заставляют задуматься его герои? (Они будто кричат со страниц поэмы: «Не станьте такими, как мы! Не превратитесь в «мёртвые души»!) ІІІ. Объяснение домашнего задания (слайд 16). ІV. Выставление и комментирование оценок. Литература: http://financeandwe.ru/entry.php?b=60
Приложение 1 Современный анализ бизнес-плана Чичикова В 19 веке предприимчивые люди может и не знали таких умных слов как «бизнес-план», «анализ» и т.п., но тем не менее, как показывает практика и история, ещё как умели делать деньги. Чичикову нужен стартовый капитал, и основа его бизнес-плана — получение кредита под фиктивный залог умерших крепостных крестьян. Эту инновационную идею (как основу для сюжета) подарил Н.В. Гоголю никто иной, как А.С. Пушкин. Сведения о крестьянах находились в ревизских сказках — переписях населения. В промежутках между переписями умершие по документам считались живыми, а банки работали с документами. Поэтому скупка мертвых душ — процесс формирования залоговой массы. Правда, в залог можно было отдавать крестьян с землей, а земли у Чичикова не было. Но в то время для освоения Херсонской и Таврической губерний земли помещикам предоставлялись бесплатно, поэтому Чичиков покупает крестьян «на вывод», с переселением. Для банка он предоставил бы свидетельства о собственности на землю, должным образом зарегистрированные купчие крепости (договоры о покупке крестьян), судебные решения о переселении крестьян. При необходимости он был готов предоставлять дополнительные справки о крестьянах от капитана-исправника (несомненно, за взятки). Кредит Чичиков собирался брать в Опекунском совете Воспитательного дома — небанковском финансовом институте, осуществлявшем, в том числе, ломбардное кредитование. Чичиков совершает крупную ошибку — его маркетинг слишком агрессивен. Совершенно не нужно было пытаться покупать души у Ноздрева и Коробочки. Ноздрев просто не надежен, а у Коробочки куплено всего 18 душ — 4.5% от общей суммы. Самый сильный переговорщик — Собакевич, по-видимому, сразу понял бизнес-идею Чичикова, поскольку предложил стартовую цену в 100 руб., то есть половину залоговой стоимости. Однако, пользуясь монопольным положением покупателя, Чичиков жестко ведет переговоры с Собакевичем и сбивает цену до 2,5 руб. Кстати, в последующих обсуждениях именно Собакевич высказал аргумент, которым защищался бы и Чичиков — в момент покупки крестьяне были живы, но вполне могут умереть от болезней при переселении. Вторая крупная ошибка — временные рамки проекта. Первый этап прошел хорошо — неделя в городе на предварительное изучение рынка, три дня поездок для переговоров с помещиками, завершение оформления документов на следующий день. Транспортные проблемы (пьяный кучер, поиск дороги) были несущественными. Однако Чичиков остается в городе еще на несколько недель и теряет контроль над рисками — о скупке мертвых душ становится известно как от Ноздрева, так и от Коробочки. Проект вступил в кризисную фазу, но Чичикову повезло. Во-первых, провинциальные чиновники не были знакомы с банковскими операциями и не могли понять, зачем нужны мертвые души. Во-вторых, российская Фемида была нерасторопна по отношению к предпринимателям. Более того, прокурор, вместо оперативного заведения уголовного дела против Чичикова, думал-думал да и умер от сомнений. Случай, бесспорно, уникальный в истории бизнеса. Чиновники, озабоченные изменениями в вертикали власти (в губернию ехал новый генерал-губернатор), вряд ли будут вспоминать об истории с мертвыми душами. В финале птица-тройка несется по российской равнине, увозя Чичикова с комплектом документов. Он едет в банк за кредитом в 80 тыс. руб. на стандартных для того времени условиях — 6% годовых на 24 года. Уроки этой истории просты. Предпринимателям надобно правильно выбирать контрагентов и не терять времени, а банкам следует внимательно изучать заемщиков и тщательно оценивать и проверять залоги — кризис показал, что слишком многие заложенные активы оказались сродни мертвым душам.» Источник: http://financeandwe.ru/entry.php?b=60
Приложение 2 Чичиков и Коробочка - Матушка, скажите, у вас умирали крестьяне? - Ох, батюшка, осьмнадцать человек! И умер такой всё славный народ, всё работники. Народ мертвый, а плати как за живого. На прошлой недели сгорел у меня кузнец, такой искусный кузнец! - Разве у вас был пожар, матушка? - Бог приберег от такой беды, сам сгорел, отец мой. Внутри у него как-то загорелось, чересчур выпил; только синий огонек пошел от него, весь истлел, истлел и почернел, как уголь; а такой был преискусный кузнец! - На всё воля божья, матушка!.. Уступите-ка их мне, Настасья Петровна? - Кого, батюшка? - Да вот этих-то всех, что умерли. - Да как же уступить их? - Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги. - Да как же, я, право, в толк-то не возьму? Нешто хочешь ты их откапывать из земли? - Покупка будет значиться только на бумаге и души будут прописаны как бы живые. - Да на что ж они тебе? (выпучив на него глаза) - Это уж мое дело. - Да ведь они ж мертвые. - Да кто же говорит, что они живые? Потому-то и в убыток вам, вы за них платите, а теперь я вас избавлю от хлопот. Понимаете? Да еще дам вам пятнадцать рублей. Ну, теперь ясно? - Право, не знаю. Ведь я мертвых никогда еще не продавала. - Еще бы! Это бы скорей походило на диво, если бы вы их кому-нибудь продали. Или вы думаете, что в них есть какой-нибудь прок? - Нет, этого-то я не думаю. Что ж в них за прок. Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые. - Ну, баба, кажется, крепколобая! (в сторону) "Послушайте, матушка. Да вы рассудите только хорошенько: ведь вы разоряетесь, платите за него как за живого... - Ох, отец мой, и не говори об этом! - Так что ж, по рукам, что ли? - Право, я боюсь, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того... они больше стоят. - Послушайте, матушка... Ведь это прах. Понимаете ли? это просто прах. Ну, скажите сами, на что оно нужно? - Да ведь меня одно только и останавливает, что ведь они уже мертвые. - Эк ее, дубиноголовая какая! Вы, матушка, не хотите понимать слов моих. Я вам даю деньги: пятнадцать рублей ассигнациями. Понимаете ли? Ведь это деньги. Вы их не сыщете на улице. - Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам. - Страм, страм, матушка! просто, страм! Ну, что вы это говорите, подумайте сами! Кто ж станет покупать их! На что они им? - А может, в хозяйстве-то как-нибудь понадобятся - Мертвые в хозяйстве! Воробьев разве пугать по ночам в вашем огороде, что ли? - С нами крестная сила! Какие ты страсти говоришь! (Крестится) - Куда ж еще вы их хотели пристроить? Ну, так что же? Как же? Отвечайте! - Право, я всё не доберу, как мне быть; лучше я вам пеньку продам. |
Автор разработки: Кочанова Лина Васильевна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1530 | Загрузок: 227 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |