Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели урока: актуализация знаний о Н.В. Гоголе; воссоздание исторического фона событий пьесы; совершенствование навыков и умений делать выводы о человеке, сообразуясь с его поведением, а также анализировать отдельные эпизоды драматического произведения; эстетическое воспитание в единстве изобразительного искусства и литературных, музыкальных произведений; расширение словарного запаса. Материалы: Моцарт «Реквием» (часть LACRIMOSA DIES ILLA), Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной музыки», Бетховен Симфония № 5; портрет Н.В. Гоголя. Художник А.Г. Венецианов, 1834 год; портрет Н.В. гоголя. Художник Ф.А. Моллер, 1843 год; иллюстрации к комедии «Ревизор». Оборудование: магнитофон, тексты комедии «Ревизор».
Эпиграф урока: Все это отрыжка из рыхлой утробы, Где вызреть в гигантов мечтают микробы. Л. Мартынов Ход урока Актуализация знаний учащихся о Н. В. Гоголе Мы с вами сегодня будем говорить о Н.В. Гоголе, человеке, который по праву считался последователем Пушкина. (Звучит «Реквием» («Лакримоза») Моцарта). Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти. Может быть, такие же слова мог сказать о себе Н.В. Гоголь, всю жизнь страдавший от непонимания, притворства и одиночества. 21 февраля 1852 года дыхание Гоголя прекратилось. Жизнь кончена. Это был уход, а не самоубийство, уход сознательным, бесповоротный. Жить, чтобы просто жить, чтобы повторяться, чтоб тянуть дни и ожидать старости, он не мог. Жить и не писать (а писать более он не был в силах), жить и стоять на месте значило бы для него при жизни стать мертвецом. Муки Гоголя перед смертью были муками человека, которого не понимали, которого вновь окружали удивленные люди, считавшие, что он с ума сошел, что он голодом себя морит, что он чуть ли не задумал покончить с собой. Они не могли поверить в то, что дух настолько руководил им, что его распоряжения было достаточно, чтоб тело беспрекословно подчинялось. Он хотел умереть тихо, спокойно. Ясное сознание, что он умирает, было написано на его лице. Лечили тело, обижая душу насилием. Это было естественным завершением того непонимания, которое началось еще со времен «Ревизора». 24 февраля 1852 года хоронила Москва Гоголя. Гроб несли 8 верст по глубокому сырому снегу до Данилова монастыря. Шли мужики и баре, генералы и торговцы, слуги и студенты, писатели и простой народ. Даже те, кто всегда остается спокойным, спрашивали: - Кого хоронят? - Генерала! Вот и удостоился он посмертно звания генерала, которое он всегда высмеивал, вот и произвели его в этот чин, который он всю жизнь презирал и над которым посмеивался. Один извозчик уверял, что умер главный писарь при университете, не тот, который переписывает, а тот, который знал, как писать. Знал, как писать ко всем. 1831 год. Петр Александрович Плетнев знакомит его с Пушкиным. Поверив в Гоголя, Пушкин взялся ему помогать и покровительствовать. Тон Пушкина сдержан, он всегда останется таким по отношению к Гоголю. Пушкин никогда не будет с ним открыт. 1832 год. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эти две части признаны. Алексей Гаврилович Венецианов, хотя и дал зарок более не писать портретов (куда ему тягаться с Кипренским или Боровиковским), время от времени нарушал это обещание. И в 1834 году, очарованный «Вечерами…», он создает портрет Гоголя, где писатель исполнен радужных надежд. 1835 год. Гоголь едет домой в Васильевку. Его побаиваются. История литературы приписывает сюжет «Ревизора» Пушкину. Есть письмо Гоголя, в котором он просит сюжет комедии, но ответного письма или записки нет. Может, устно? 19 апреля 1836 года «Ревизор» смотрели в Александрийском театре во главе с царем Николаем. Гоголь выбирает актеров, костюмы, дописывает ремарки и реплики в свою пьесу. Сколько волнений! Гоголь был разочарован премьерой. Он увидел на сцене водевильного шута. Все сбивались на забавное приключение, где сам смех и действующие лица были забавны, приятны, и только ужаса немой сцены никто не понял. Хлестаков казался смешным вралем, а не трагическим человеком. В июне 1836 года Гоголь уезжает за границу (Париж, Вена, Берлин, Женева, Рим). 1843 год. Федор Антонович Моллер пишет портрет Н.В. гоголя. Уже не вьются волосы, грустны глаза, скорбно сжаты губы. Темный шейный платок, наглухо застегнутый сюртук призваны подчеркнуть мрачность настроения, замкнутость характера человека,«ушедшего в себя». Прекрасное начало выбирает Гоголь для своей пьесы. Случайно ли, по-вашему, городничий объявляет общий сбор? (Надо скрыть столько безобразий!) Работа над темой урока Почему появлению главного персонажа в пьесе предшествует монолог Осипа? (Прочитать. Это поможет понять нелепость городничего и чиновников, принявших за ревизора постороннего человека). Таким перед нами предстаетХлестаков! Такой ли он, каким его рисует Осип? Анализ сцены «городничий и Хлестаков». (Зачитать). Что дает Гоголю прием «реплик в сторону»? Городничий двуличен, а Хлестаков простоват. Почему Хлестакову решили дать взятку? Деньги решают все! Он показывает ему все заведения в лучшем виде, приказывает не допускать население к «ревизору».Сцена знакомства Хлестакова ссемьей городничего – кульминация в комедии. (Инсценировка явления VI действия III). Учитель. Помните историю о нарциссе. Можно ли Хлестакова назвать «нарциссом»? (Человек, требующий к себе внимания со стороны окружающих, склонный к фантазиям). Каковы черты характера Хлестакова? Лживость и хвастливость. Кто он в действительной жизни? Никто. Но он кое-что знает! «Женитьба Фигаро» - комедия Бомарше, «Норма» - опера итальянского композитора Беллини, «Московский телеграф» - журнал. Но во время вранья он иллюзорно возвышается до уважаемого всеми человека. С помощью лжи Хлестаков поднимает себя на недоступную высоту. Он – сосулька (важный человек), пустоцвет (писатель, поэт), пошляк (благородный), всегда голодный он хвалится всегда роскошным и сытым обедом. Выше определенной ступени табели о рангах герою никогда не подняться, и ему начинают мерещиться мраморные лестницы и зеркальные окна. Значит ли что-нибудь для Хлестакова любовь?Докажите это! (Зачитать!) Хлестаков умчался в бричке, но остались чиновники. О чем они говорят? Над чем смеемся мы в сценах с участием Хлестакова и что в них заставляет серьезно задуматься? Почему не уезжает Хлестаков? Чем заканчивается всеобщий обман? Изображая Хлестакова, Гоголь придавал этому образу большое, обобщающее значение. Хлестаков – он везде. В каждом из людей есть частичка Хлестакова, каждый на минуту делался или делается Хлестаковым. Хлестаков – самое широкое и глубокое художественное обобщение Гоголя. Вот почему имя Хлестакова превратилось в нарицательное понятие «хлестаковщина». Учитель. Предлагаю вам послушать сейчас отрывки из музыкальных произведений и соотнести ихс образами или событиями в комедии. (Звучит Бетховен, А. Вивальди.Моцарт). Почему Гоголь придавал огромное значение немой сцене? Страх здесь! Эраст Гарин, игравший в комедии, вспоминает: «Вначале публика разражалась овациями, уж очень здорово стояли актеры. Постепенно замолкали аплодисменты, наступила пауза, потом тишина. Зрители всматривались в актеров. Кто-то двинулся к сцене, кто-то на носочках, тихо, как при перестрелке, перебежал к оркестру. И вдруг целый ряд зрителей, тревожно приподнявшись, пошел к сцене.Что так поразило? (Живая игра «мертвой сцены»). Гоголь хорошо понимал последствия несовершенства общества и гениально все это высмеял. Комедия «Ревизор» не только веселая пьеса, а произведения для серьезных раздумий. Подведение итогов урока Метаморфозы действительности, давшие возможность Хлестакову побыть на «чужой территории», помогают увидеть героя под увеличительным стеклом. Этот человек в своей пыжащейся ничтожности производит страшноватое впечатление. Домашнее задание Подумать и записать в тетради черты современного Хлестакова. |
Автор разработки: Щирская Светлана Николаевна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1278 | Загрузок: 226 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |