Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель: сформировать умение работать с текстом, комментировать отдельные отрывки, высказывать свое мнение, выразительно читать отрывки из произведения; развивать творческие способности детей; привить чувство любви к Родине, воспитывать любовь к родной природе как ее части. Оборудование: слайды с иллюстрациями к произведению, портретом Н.В. Гоголя, текст повести. Ход урока І. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Сообщение учащихся о жизни и творчестве Н.В. Гоголя (слайд 1). ІІ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. Объявление темы и цели урока учащимися на основании увиденной инсценировки (слайд 3). ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Слово учителя. Давайте мысленно перенесемся во времена Запорожской сечи, прочтем описание степи и дополним ваши представления об изображаемой эпохе. Смешение русского и украинского народов на территории Белгородщины происходило во времена борьбы запорожцев с польскими панами и турецкими завоевателями (слайды 4, 5, 6). Дома вы должны были провести мини-исследование и подготовить сообщения о вашей родословной: из каких деревень прибыли в село Стальное ваши родители, бабушки и дедушки; о значении ваших фамилий; об обычаях и традициях вашего народа; отметить особенности ведения хозяйства, оформления и украшения жилища. 2. Сообщения детей мини-исследований. 3. Выводы. Во многих селах Джанкойского района живут потомки украинцев, русских, крымских татар. Названия этих сел поэтичны: Перепёлкино (Алёшка хуторы), Озерки (Татар барыны), Многоводное (Эрмени барыны), Стальное (Немсе барыны). Расположены они вдоль реки Сиваш, поросшей камышом. До недавнего времени в селах существовал добрый обычай – всем селом крыть крышу, обмазывать хаты цветной глиной. Убранство украинских комнат – рушники, украшенные народным орнаментом. Обычно дома утопают в зелени, возле каждого разбит сад, в котором обязательно растут вишни, груши, черешни, алыча, абрикосы. IV. ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Давайте перенесемся вместе с сыновьями Тараса Бульбы в светлицу, куда пригласила их мама. Ответы на вопросы: Опишите светлицу, куда Бульба завел своих сыновей. Какие приметы времени встречаем мы здесь? (слайд 7) Выразительное чтение описания степи (слайды 4, 5, 6). 1) Что в последний раз увидели казаки, когда покидали родной хутор? (слайд 8) Ответ: «Две трубы от их скромного домишка», «одни только вершины деревьев, по сучьям которых они лазили», дальний луг, где «катались по роскошной траве его», «шест над колодцем с привязанным вверху колесом телеги». 2) Почему в этой картине мы не видим красок, не слышим звуков, не чувствуем запахов? Ответ: Казаки с грустью покидали родной хутор, они видели только то, что в первую очередь напоминало родное гнездо. Особенно грустное настроение было у Остапа и Андрия, ведь они прощались с детством. Поэтому Гоголь и не использует красок. 3) Какой предстает природа перед казаками, когда они выехали из дому? (слайд 9) Ответ: «День был серый; зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то в разлад». Анализ описания степи. Как подействовала степь на казаков? Отчего «встретились, как птицы» их сердца? Ответ: степь всегда по-своему прекрасна, в каждое время суток есть своя, особая привлекательность. Что прежде всего поразило казаков и вас в картине дня? У вас она вызвала такие же чувства? Из текста, пользуясь рекомендациями для самостоятельной работы, найдите художественно-изобразительные средства. Ответы: «Брызнули миллионы разных цветов» – метафора. «Встрепенулись, как птицы» – сравнение. Чем особенно привлекает степь в вечернее время? Как менялось время? Как автор выразил свое отношение к ней? (Ученики выразительно читают свои ответы из текста: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»). Только ли грустным настроением казаков во время отъезда объясняется разница двух описаний? Ответ: родной хутор, отчий дом, милы не красками, а особым уютом, ощущением родного гнезда. Степь как символ большой Родины для автора прекрасна «ничто в природе не могло быть лучше», и он создает великолепную, дорогую и милую для сердца каждого человека картину. Слово учителя. К картине степи мы будем возвращаться, когда Тарас будет говорить речь о товариществе, выделим слова казаков перед смертью о земле-матери! Мы и не представляем землю-матушку без степи. Степь – символ родины и свободы. Силу Остапу и Тарасу выстоять в смертный час дала степь. Степь стала для казаков символом той земли, к которому падал былинный богатырь, чтобы набраться сил в трудных испытаниях. 7. Литературный диктант. Отсутствие еды, царившее в окруженном городе казаками? Голод. V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (слайд 10). Рефлексия (высказывание своего мнения учащимися): что на уроке меня взволновало? VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (дифференцированное) (слайд 11). Подготовить сообщение «Нравы и обычаи Запорожской Сечи» (первая группа). Прочитать и подготовить устный пересказ отрывков из глав о жизни казаков Запорожской Сечи (вторая группа). Выполнить иллюстрации к описанию степи. |
Автор разработки: Халилаева Эмине Талятовна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1190 | Загрузок: 259 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |