Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели: Увлечь учащихся личностью поэта и его лирическим творчеством; Тип урока: урок – путешествие по страницам лирики А. С. Пушкина Оформление и оборудование урока: Стихотворения Пушкина Эпиграфы: Манит веков таинственная даль, Загадочна и непонятна пусть: Боль Достоевского, Некрасова печаль И Пушкина пленительная грусть. Откройте Пушкина, склонившись головою. Как русский гений искромётною строкою Умел сердца глаголом зажигать, Надежду и уверенность вселять! Л. Каленюк Ход урока Учитель В чем тайна могущественного действия поэзии А. С. Пушкина на современников и на нас с вами? Ответы на проблемный вопрос мы будем искать в течение урока.
Сегодня мы перенесемся в то непростое время, в те годы, в которые жил и творил наш любимый поэт А. С. Пушкин. Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Его поэзия – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «живой водою» всех, кто прикасается к нему. Впервые мы слышим его в самом раннем детстве, еще не умея читать, уже повторяем наизусть со слов матери: «Ветер по морю гуляет и …». Мир пушкинских сказок живет с нами и позже, в школьные годы. Но вы уже знаете поэта не только как сказочника. Давайте вспомним любимые стихи.
Конкурс «Пушкинская строка» Ученик передаёт другому, а тот следующему и т.д. томик стихов Пушкина, при этом каждый вспоминает и произносит строчки из любого произведения Пушкина. «Прощай, свободная стихия!» На экране картина И. Е. Репина, И. К. Айвазовского, где изображен Пушкин у моря. Простившись с «территорией свободы», которой для него было море, Пушкин едет … нет, не в Петербург, к друзьям, он отправляется в Михайловское. По своей ли воле? Утверждая в своем творчестве идеалы «вольности святой», был ли свободен поэт! Пушкин настолько близок нам, что сейчас мы услышим его ответ на вопрос журналистов. Ученики – журналисты берут интервью у самого Пушкина. - Уважаемый Александр Сергеевич! Зиму 1825 года Вы провели в своем родовом имении Михайловском. Расскажите, пожалуйста, о том времени. Чем Вы там занимались, о чем думали, что чувствовали?
А. С. Пушкин Дни мои заняты были усердной работой и чтением. Но все же мне было грустно, очень грустно. Я один, вдали от друзей. Книжные и журнальные новинки доходили до меня нечасто. Рядом лишь «мамушка моя», верный и единственный мой друг в эту трудную пору моей жизни. Я не мог покинуть занесенного снегами Михайловского. Каждый шаг мой был известен губернскому начальству. Я все время ощущал тягость подневольного ссыльного состояния, и, сколько времени продлится такое тягостное положение, я не знал. Особенно тяжело было в долгую студеную зиму, когда я слушал надрывное пение вьюги за окном и размышлял о своей горестной судьбе. Звучит стихотворение «Зимний вечер» Беседа - Какие образы, картины, настроения возникали в вашем сознании? - Каково душевное состояние лирических героев? - Каким вы представили себе поэта? Грусть зимнего вечера тяготит обоих. Но не в натуре Пушкина безвольно подчиняться грусти, охватившей сердце. Его дружелюбный, расположенный к общительности нрав тяготится всяческим одиночеством. Ему нужен живой голос собеседника. Вместе легче переживается всякая печаль. «И свобода нас примет радостно у входа …» Мы продолжаем наше путешествие. И пусть слова Пушкина поднимут наш дух, повысят настроение. Слово журналистам: - Как Пушкин воспринял известие о восстании декабристов? Был ли поэт как-то связан с ними? Биографы Поэт не был причастен к декабристскому движению, но настолько явно выражал к нему сочувствие, что навлек на себя немилость царского правительства. В 1820 году он был отправлен в ссылку. Сперва – на юг, затем – в Михайловское. Пушкин воспринял известие о восстании с великой тревогой за судьбу как тех, кто ему был дорог и близок, так и тех, с кем не был знаком лично. Пушкин был потрясен. На экране картина Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»
Учитель Главной ценностью человеческой жизни для Пушкина была дружба. Он сам был наделен не только поэтическим даром, но и замечательным даром дружбы. Особое место в пушкинской «дружеской» лирике занимают два стихотворения, вдохновленные стремлением поэта поддержать товарищей в час тяжких испытаний. Сообщение о том, как И. И. Пущин посетил А. С. Пушкина в Михайловском. Звучит стихотворение «И. И. Пущину» Аналитическая беседа - Какие образы, картины вы представили? Пафос (от гр. рathos – страдание, страсть, чувство) – это свойство поэтического стиля. - Что утверждается автором? Все подчинено основной мысли: показать высокие чувства дружбы, пронесенные через годы и испытания, не угасшие со временем, а напротив, вспыхнувшие еще более ярким светом. Употребление частицы да делает стихотворение патетичным. Слово журналистам: - Дорогой Александр Сергеевич! Вы были другом декабристов, горячо разделяли их основные идеи. Вы знали о готовящемся восстании? А. С. Пушкин - Я подозревал, что готовятся грозные события, какой-то заговор. Однажды я пришел в дом своих друзей, там шло какое-то тайное собрание. При моем появлении все вдруг замолчали. Напрасно я пытался проникнуть в тайну заговора; на все свои намеки и прямые вопросы получал лишь дружеские, но уклончивые ответы. Друзья как будто хотели уберечь меня от чего-то. Но если бы 14 декабря я находился в Петербурге, я непременно оказался бы на Сенатской площади. Когда меня доставили из Михайловского во дворец для беседы с царем, я не отрекся от связей с декабристами и открыто встал на защиту мятежников.
Учитель В то время, когда лучшими людьми овладело отчаяние, одна звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах рабства и мучений. Поэт ни на минуту не перестал любить близких ему по духу товарищей, готов пойти на все во имя дружбы. Звучит стихотворение «Во глубине сибирских руд». Работа над идейно – художественным содержанием стихотворения - О чем говорит появление на свет подобного стихотворения в те дни, когда царскими властями жестоко преследовалось всякое сочувственное отношение к участникам недавнего восстания? Только ли сочувствие и утешение? - Какие художественно – изобразительные средства помогают раскрыть этот замысел? Учитель В своем «Послании» поэт выражает не только утешение и сочувствие, но и твердую уверенность в правоте дела декабристов и в конечной победе их идеи. Недаром речь идет о надежде, любви, дружбе. Поэт говорит с друзьями на их языке. «Послание» написано очень просто. Высокое звучание придают архаизмы: «затворы», «глас». Эпитеты очень выразительны и необычны. «Храните гордое терпенье». Как хорошо выражена в этом коротком слове мысль о достоинстве революционера, о его действительно гордом презрении ко всем преследованиям царских палачей! «Не пропадет ваш скорбный труд». Труд этот не только физически тяжелый, но и морально угнетающий человека. «И дум высокое стремленье». Цель – грядущее освобождение Родины. «Бодрое веселье». Веселье, полное сил, твердости, уверенности в будущем. Особенного подъема и силы стихи достигают в заключительной строфе, где поэт выражает пылкую и страстную уверенность в том, что Родина будет свободной. «Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут!» «Я гимны прежние пою…» Учитель Горестное сожаление о том, что ему так и не удалось принять непосредственное участие в декабрьском восстании, не покидало Пушкина. Звучит стихотворение «Арион» Аналитическая работа - Почему Пушкин воспользовался древнегреческим сказанием о легендарном певце Арионе? В годы, последовавшие за разгромом декабристского восстания, в годы яростного разгула царской реакции и всяческого преследования свободной мысли, поэт смело заявлял о своей преданности прежним вольнолюбивым идеалам.
«Откройте Пушкина…» Перед вами два стихотворения без указания автора. Оба написаны талантливо. Сопоставьте эти произведения по идейному содержанию. Почувствуйте, какое из них принадлежит Пушкину.
*** «Вчера я растворил темницу Воздушной пленнице моей. Я рощам возвратил певицу, Я подарил свободу ей. Она исчезла, утопая В сияньи голубого дня, И так запела, улетая, Как бы молилась за меня». *** В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать!» Сопоставительный анализ В первом стихотворении речь идет о благодарности птички отпустившему ее на волю человеку. Птичка, улетая на волю, «молится» за него, и это, пожалуй, все, что хотел сказать автор. Во втором восьмистишии смысл гораздо глубже и шире. Для лирического героя освобождение птички не прихоть, а соблюдение всенародного обычая. Но самое главное, что и сам отпускающий птичку чувствует себя в неволе и доволен лишь тем, что «хоть одному творенью … мог свободу даровать!» В стихотворении речь идет о свободе, как о величайшем благе. Конечно же, это Пушкин! « Птичка» (1823год). Автором первого восьмистишия является поэт В. И. Туманский. Итоги урока Вернемся к вопросу: в чем тайна, в чем волшебство поэзии А. С. Пушкина? Только ли в его поэтическом даре? Каким был Пушкин? Можно ли его представить вне интереса к тому, что делается вокруг? Нас восхищает мужество поэта, который смело заявляет о своей преданности вольнолюбивым идеалам. У него пылкое, благородное сердце. Поэт воспитывает в нас добрые чувства, учит любить и понимать прекрасное. Он никогда не предавал друзей. Хорошо в жизни иметь такого друга, как Пушкин. Находясь в неволе, сильно рискуя, Пушкин направляет в Сибирь два «Послания»: Пущину и его друзьям – декабристам. Поэт остался верным их делу. Он любит свою родину, свой народ, и хочет видеть его свободным. Какие бы грустные стихи не писал поэт, они не вызывают уныния, тоски, а, напротив, вселяют уверенность и надежду на лучшее. Может быть в этом секрет? |
Автор разработки: Каленюк Людмила Ивановна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2497 | Загрузок: 208 | Комментариев: 5 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |