Главная » Разработки уроков » Химия |
Цель: сформировать у учащихся представление о химических свойствах солей; об особенностях и условиях взаимодействия солей с кислотами, основаниями, солями; развивать умение составлять уравнения реакций обмена; развивать умение наблюдать и делать выводы. Материалы: Растворы солей: хлорида железа(II), карбоната натрия, хлорида кальция, сульфата натрия, нитрата калия, сульфата меди(II), сульфата железа(II), хлорида железа(III), хлорида бария, карбоната кальция, нитрата серебра, раствор щёлочи, соляная кислота, серная кислота. Методы и приёмы: Создание ситуации успеха, словесные, практические (выполнение упражнений), демонстрационные, «Мозговой штурм», Экспресс-контроль, метод незаконченного предложения, групповые. Оборудование: Периодическая система химических элементов, таблица растворимости. Базовые понятия и термины: соли, кислоты, основания, реакция обмена. Тип урока: комбинированный. Структура урока І. Орг. Момент…………………………………………………………………….1 мин. ІІ. Проверка домашнего задания…………………………………………………9 мин. ІІІ. Актуализация опорных знаний………………………………………………2 мин. ІV. Изучение нового материала………………………………………………….20 мин. 1.Взаимодействие солей с основаниями. 2.Взаимодействие солей с кислотами. 3.Взаимодействие солей. V. Обобщение и систематизация знаний………………………………………..10 мин. VІ. Домашнее задание………………………………………………………………1 мин. VІІ. Подведение итогов урока………………………………………………………2 мин. ХОД УРОКА І Орг. Момент. Приветствие, проверка готовности к уроку. «Успех»; 1-й слайд «Сегодня на уроке мы будем…»; 2-й слайд «Раздел Химии». 3-й слайд ІІ. Проверка домашнего задания Вопросы: Мозговой штурм 4-й слайд Дать определение реакции нейтрализации. Дать определение реакции обмена. Какие основания реагируют с кислотами? Проводится экспресс – контроль формирования умения составлять уравнения реакций кислотно-основных взаимодействий.( можно организовать групповую работу) 5-й слайд Класс делится на 2 группы, раздается работа на листах где нужно дописать реакции и назвать продукты реакции; 1группа Ζn(ОН)2 + Н2ŚО4 = КОН + Н2ŚО3 = FeО + НСl = Аl2О3 + Н2ŚО4 = Са(ОН)2 + ŚО2 = ΝаОН + Ν2О5 = МqО + СО2 = 6-й слайд (всё вместе) 2 группа Сu(ОН)2 + НВr = ΖnО + Н2ŚО4 = Fe2О3 + НСl = КОН + Ν2О5 = Ва(ОН)2 + СО2 = СаО + ŚО2 = Во время экспресс-контроля учитель проверяет выполнение работ (выборочно). Дальше 7-8-й слайды проверочная работа на правильность написания реакций. І группа ІІ группа ІІІ. Актуализация опорных знаний Беседа. Учитель обращает внимание учеников на то, что в результате кислотно-основных взаимодействий образуются соли, предлагает рассмотреть химические свойства солей и сообщает тему урока. Учитель напоминает, что ученики частично ознакомлены со свойствами солей: соли могут реагировать с простыми веществами, металлами. При каких условиях проходят реакции металлов с солями? (вытеснительный ряд) На уроке будут рассмотрены реакции солей со сложными веществами. ІV. Изучение нового материала. 9-й слайд Рассказ учителя сопровождается демонстрацией (либо видеоматериал). Взаимодействие солей с основаниями. 10-й слайд Демонстрация. FeСl3 +2 ΝаОН = Fe(ОН)3↓ + 2ΝаСl. 11-й слайд Растворимые соли способны взаимодействовать с растворимыми основаниями – щелочами. Между ними происходит реакция обмена, следовательно, в продуктах реакции также будут соль и основание. Чтобы соль вступила в реакцию со щелочью, один из продуктов должен выпадать в осадок (таблица растворимости). Таким образом, получают нерастворимые в воде основания: Соль(1) + щелочь = нерастворимый гидроксид + соль(2). 12-й слайд Щелочи относят к сильным основаниям, а нерасворимые гидроксиды – к слабым. Итак, реакция между солью и основанием проходит в том случае, если более сильное основание вытесняет более слабое из соли. Таким образом, соль взаимодействует со щелочью, а с нерастворимым основанием – нет. Взаимодействие солей с кислотами. 13-й слайд В реакцию с солями, как растворимыми, так и нерастворимыми в воде, могут вступать и кислоты. Между ними также проходит реакция обмена, следовательно, в продуктах реакции будут соль и кислота: Соль(1) + кислота(1) = кислота(2) + соль(2). 14-й слайд Реакции между солью и кислотой протекают по-разному: а) соль, которая образуется, выпадает в осадок; б) образовавшаяся кислота – летучая или неустойчивая и разлагается в момент образования. Демонстрация. 15-й слайд ВаСl2 + Н2ŚО4 = ВаŚО4↓ + 2НСl. 16-й слайд Эта реакция является необратимой благодаря образованию осадка. Кремниевая кислота представляет собой бесцветное аморфное вещество. При образовании этой кислоты в реакциях обмена осадка, как такового, не наблюдается. Пример: Νа2ŚìО3 + 2НСl = 2 ΝаСl + Н2ŚìО3↓ ( гель). 17-й слайд в) иногда образующаяся кислота разлагается с выделением газа: пример, Н2СО3 = СО2 ↑+ Н2О Н2ŚО3 = ŚО2 ↑ + Н2О. Кислота может быть летучей и плохо растворяться в воде, как, например, сероводородная кислота Н2Ś. Демонстрация. 18-й слайд СаСО3 + 2НСl = СаСl2 + Н2СО3 или (СО2 + Н2О) 19-й слайд (мел) Понятие «сильная» и «слабая» применяется также и к кислотам. Соляная кислота – сильная, а сероводородная – слабая. Слабая кислота не может вытеснить из соли сильную кислоту. Взаимодействие происходит только в обратном направлении. К сильным кислотам относят азотную, серную, соляную, бромоводородную и йодоводородную. Все остальные кислоты – слабые. Итак, все сильные кислоты способны взаимодействовать с солями всех слабых кислот. Несмотря на то, что многие слабые кислоты растворяются в воде, сильные кислоты способны вытеснить их в том случае, если все продукты реакции растворимы в воде. Например, серная кислота может вытеснить фосфорную их нерастворимых фосфатов: Мq3(РО4)2 + 3Н2ŚО4 = МqŚО4 + 2Н3РО4; 20-й слайд 2АlРО4 + 3Н2ŚО4 = Аl2(ŚО4)3 + 2Н3РО4. Взаимодействие солей. 21-й слайд Между солями также могут проходить реакции обмена. Конечно, если в реакцию вступают две соли, то и продуктами реакции должны быть две соли: Соль(1) + соль(2) = соль(3) + соль(4). Взаимодействие двух солей возможно только в том случае, если обе исходные соли растворимы в воде и хотя бы один из продуктов реакции выпадает в осадок. Пример: АqΝО3 + ΝаСl = АqСl ↓ + ΝаΝО3; ВаСl2 + Νа2ŚО4 = ВаŚО4 ↓ + 2ΝаСl. Иногда в реакцию могут вступать две соли, одна из которых нерастворимая. Но реакция может происходить только в том случае, если исходная соль более растворима, чем та, которая образуется. Например, сульфат кальция является малорастворимой солью, а сульфат бария – нерастворимой, значит, возможна следующая реакция: СаŚО4 + ВаСl2 = ВаŚО4 ↓ + СаСl. V. Обобщение и систематизация знаний. Задания. 22-й слайд Какое вещество выпадает в осадок, если смешать растворы нитрата кальция и серной кислоты? Написать уравнение реакции.(СаŚО4) Дописать уравнение реакций. 23-й слайд а) СuŚО4 + Ва(ОН)2 = б) Са(ОН)2 + К2СО3 = в) К2ŚО3 + СаСl2 = г) Νа2ŚО3 + Н2ŚО4 = Слайд на проверку написания реакций для закрепления материала. 24-й слайд а) СuŚО4 + Ва(ОН)2 = Cu(OH)2 + BaSO4↓ 3. Вычислите массу осадка, образующегося при взаимодействии сульфата натрия с хлоридом бария массой 41,6г. 25-й слайд Дано: M(ВаСl2)=41,6г. Решение 41,6г х ________________ Νа2ŚО4 + ВаСl2 = 2ΝаСl + ВаŚО4↓ Найти: m(осадка)-? М=208 М=233 26-й слайд γ(ВаСl2)=41,6г ⁄208г\моль= 0,2 моль. Т.к. количество вещества у хлорида бария и сульфата бария одинаковое по реакции, то и по решению задачи количество вещества сульфата бария будет 0,2 моль. Значит: m(осадка)= γ * М; m(ВаŚО4)= 0,2 моль * 233г⁄моль= 46,6г. VІ. Подведение итогов урока. VІI. Домашнее задание. Выучить §19, выполнить задания 1-2,4; №3 выполнить трём учащимся по усмотрению учителя, Подготовить сообщение на тему «Соли в природе. Их значение», (по желанию одного из учащихся). 28-й слайд VIII. Оцениваются результаты урока работы учащихся. |
Автор разработки: Колинко Оксана Викторовна Учебный предмет: Химия Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1644 | Загрузок: 267 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |