Цель урока: обобщить знания учащихся о положении Оксигена и Феррума в периодической системе химических элементов, о свойствах кислорода и железа, их значения в народном хозяйстве; научить работать со справочной литературой, создавать слайды для презентаций, использовать знания из биологии, географии, информатики.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Фронтальное опрашивание.
Вопросы:
1 ) Какие вещества называют простыми?
2 )Какие вещества называют сложными?
3 ) Обозначьте простые вещества:
Al; N2; H2SO4; O2; H2; K; Cl2.
4 ) Что называют относительной атомной массой? Запишите её математическое выражение.
5 ) Что называют относительной молекулярной массой? Запишите её математическое выражение.
II. Обобщение и систематизация знаний.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
1 ученик.
Веществ известно много на Земле,
Но кислород распространенный самый.
Он может быть полезным и опасным,
Поговорим о кислороде с вами.
Есть в воде он, есть и в почве,
Помогает днём и ночью
Всем дышать: цветам, деревьям,
Людям, птицам, рыбам, зверям.
В медицине, на заводе,
В шахте, космосе и в поле
Кислород незаменим,
Воздух тоже дружен с ним.
Он не только помогает;
Окисляет, разрушает,
Он пожары вызывает,
Газы шахтные взрывает.
Все реакции так сложны!
Так что будьте осторожны!
2 ученик.
Под призывный звон кольчуги
О железе, как о друге,
Каждый вспомнил, и не раз,
Сколько сил во мне сокрыто –
Я и чайник, и корыто,
И ведро, и даже таз.
Но особо, гордость личная,
Из меня ведь сталь отличная,
Родине моей всегда броня!
Спутник, самолёт и танки –
Всё выходит из вагранки,
Вот они, моя родня.
Жизнь даёт гемоглобину,
Кислород в крови храня.
Все, сидящие здесь в зале,
Вряд ли мы б существовали,
Просто жить бы вмиг не стали,
Без меня, меня, меня!
Слайд № 1.
Без чего нет жизни? Урок-проект на тему « Оксиген. Феррум. Кислород. Железо».
Слайд № 2. Характеристика железа.
3 ученик.
Везде, в нашей жизни привычной,
Металл тот сопутствует нам.
Видом блестящий, в общем, обычный
Активный и ковкий металл.
В печах огромных его добывают
Из тяжёлых железистых руд,
В мирных делах и в борьбе облегчает
Он нам человеческий труд.
И плуг в поле, и гвоздь в доме. ( Пословица).
4 ученик.
Железо – серебристо-белый с сероватым оттенком металл ( в порошкообразном состоянии блеск теряется, цвет становится серовато-чёрным ).
Железо имеет плотность 7,87 г/см кубический;
Температура плавления железа – 1539 градусов Цельсия;
При накаливании металл легко прокатывается, куётся;
Образует много сплавов с другими металлами;
Железо и его сплавы легко притягиваются магнитом и легко намагничиваются в магнитном поле, являются хорошими проводниками тока и тепла.
Учитель.
В чём горят дрова и газ,
Фосфор. водород, алмаз?
Дышит каждый чем из нас?
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без.....
Слайд № 3.
5 ученик.
Характеристика кислорода.
Кислород – это газ без цвета, вкуса и запаха, малорастворим в воде.
Химическая формула простого вещества кислорода –О2;
Относительная молекулярная масса кислорода: Мr(О2)=32;
Относительная плотность кислорода по воздуху составляет 1,1, он чуть тяжелее воздуха;
Масса 1 литра кислорода при нормальных условиях - 1,426г;
Твёрдый кислород имеет вид снега голубого цвета, плотность которого равна 1.4;
При атмосферном давлении и температуре -182.98 градусов Цельсия кислород сжижается, образуя бледно-синюю жидкость с плотностью 1,13, которая притягивается магнитом.
Слайд № 4.
6 ученик.
История открытия кислорода.
Леонардо да Винчи первым высказал мысль о том, что воздух имеет две составляющие, т.к. во время горения или дыхания затрачивается лишь частично.
Учёные, которые приблизили открытие кислорода:
VII ст. - китайский учёный Мао-Хоа установил наличие в воздухе газа, который поддерживает горение и дыхание.
Ян Батист ван Гельмонт (конец XVI ст.- начало XVII ст.) ввёл термин «газ» (от греческого «хаос»);
Д. Майов ( XVII ст. ) пришёл к выводу, что в воздухе есть активная составляющая, поддерживающая горение;
М.В. Ломоносов приблизительно за 25 лет до Лавуазье высказал мысль о сути процессов горения;
открыли кислород швед Карл Шееле ( 1742-1786 ) и англичанин Джозеф Пристли ( 1733-1786 ) во время проведения опытов при разложении веществ, в частности магний нитрата и меркурий (II) оксида; 1771 год - шведский учёный Карл Вильгельм Шееле открыл кислород и назвал его " огненным воздухом ". 1774 год - англичанин Джозеф Пристли получил кислород разложением меркурий (I) оксида, сфокусированным солнечным светом.
К. Шееле открыл кислород раньше, чем Пристли, но опубликовал свои работы позднее. Поэтому первооткрывателем кислорода считают Пристли.
Антуан Лавуазье ( 1743-1794 ) в 1775 году доказал, что кислород – это составляющая воздуха и исследовал его свойства. Также он доказал, что Оксиген входит в состав кислот - " рождает кислоты".
Создал кислородную теорию горения, дал ему название - oxvgen.
История открытия кислорода интересно переплетается с открытием подводных лодок. Есть сведения, что кислород был открыт ещё в VII ст. голландским учёным Д, Дреббелем. Он использовал этот газ для дыхания в подводной лодке собственной конструкции.
Но это открытие принадлежало к военной технике и держалось в секрете, поэтому не повлияло на дальнейшие исследования.
Слайд № 5.
7 ученик.
Интересно о железе.
Химически чистое железо мало кто видел. Такое железо куётся и в монолитных кусках при обычных условиях не окисляется. Яркой иллюстрацией этого является «диво» металлургии древних – известная Кутуисская колонна около города Дели в Индии. Высота колонны – 7м, а масса – больше 6 т. Точные анализы показали, что она состоит из химически чистого железа. Исследователи не видели на колонне никаких признаков влияния атмосферы, хотя надпись на ней говорит о том, что она была поставлена в IX ст. до н.э. А т. к. в ней не выявлено никеля, то она была изготовлена не из метеоритного железа. Метеоритное железо – «дар небесный» – находили в захоронениях V-VI тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии. Метеоритное железо очень ценилось, из него изготавливали украшения, в которых оправой было золото. Железные кольца были в 4 раза дороже, чем золотые и в 7 раз - чем серебряные. А жители одного из немецких городов приковали к стене церкви метеорит, который упал в 1492 году, т.к. боялись, что он полетит назад.
Слайд № 6.
8 ученик.
Распространение Оксигена в природе.
Оксиген (химический символ – О) является самым распространенным элементом на Земле;
Оксиген очень распространён в космосе;
Кислород содержится в воздухе и в воде: при О градусов Цельсия в 100 объёмах воды растворяется около 5 объёмов кислорода, а при 20 градусов Цельсия – лишь 3 объёма;
Как простое вешщество кислород входит в состав воздуха ( 21% по массе ).
В связанном состоянии Оксиген входит в состав воды, песка, горных пород и минералов;
Он составляет приблизительно 89 % ( по массе ) состава воды и 49,13 % - литосферы Земли.
В клетках организмов Оксиген составляет 65-75 %.
Слайд № 7.
9 ученик.
Распространение Феррума в природе.
По распространённости в Земной коре Феррум разделяет с Кальцием 6-7 места;
соединения Феррума с Оксигеном – красный железняк - Fe2O3, магнитный железняк - Fe3O4, бурый железняк - Fe2O3 * H2O, шпатовый железняк - FeCO3 – это железные руды. Свыше 14 % их разведанных запасов находятся в Украине. Криворожское месторождение – одно из крупнейших в мире;
кроме соединений Феррума в природе иногда встречается метеоритное железо;
Небольшое количество Феррума содержится в природной воде. При её кипячении на стенках сосуда образуется накипь;
В живых существах Феррума очень мало. Ионы трёхзарядного Феррума входят в состав гемоглобина крови. Это соединение «переносит» кислород от лёгких к тканям, а часть углекислого газа – от тканей к лёгким.
Слайд № 8.
Учитель комментирует диаграмму распространённости элементов в природе.
Физкультминутка.
Здоровье - высшее благо. ( Латинская пословица )
Что, устали? Тож хвилинку відведемо для відпочинку. ( Встать ).
Широко химия руки простирает ( руки в стороны ).
Во все сферы жизни заглядывает ( круговые движения руками )
В медицину - раз ( приседания )
В быт - два (приседания )
В хозяйство - три ( приседания ).
Вновь упражненья начали.
Строитель, энергетик, металлург (поочерёдное отведение рук назад)
Все без неё как без рук ( руки в стороны ).
Слайд № 9.
10 ученик.
Получение кислорода.
Получение кислорода в лаборатории при разложении некоторых веществ:
1) калий перманганата
2KMnO4->K2MnO4 + MnO2 + O2;
2) бертолетовой соли:
2KClO3->2KCl + 3O2;
3) гидроген пероксида:
2H2O2->2H2O + O2; ( демонстрация опытов ).
В промышленности:
1) перегонкой сжиженного воздуха получают жидкий кислород, который сохраняют в стальных баллонах голубого цвета или в посудинах Дьюара;
2) из пероксидов щелочных элементов.
Восстановление железа из руд осуществляют с помощью сильных восстановителей – кокса, карбон(II) оксида, водорода.
Задание учащимся.
Собрать прибор для получения кислорода.
Слайд № 10.
11 ученик.
Собирание кислорода. Качественная реакция на кислород.
Собирают кислород:
1. Вытеснением воды, т.к. кислород не растворяется в воде.
2. Вытеснением воздуха, т.к. кислород тяжелее воздуха ( Мr ( О2 )=32
Мr ( возд. )=29).
Качественная реакция на кислород.
Кислород можно определить по вспыхиванию тлеющей лучинки, т.к. кислород поддерживает горение.
Задание учащимся.
В одной пробирке содержится кислород, а в другой - углекислый газ.
Как определить, где какое вещество.
Слайд № 11.
12 ученик.
Физиологическое действие.
Физиологическое действие Феррума.
Француз Мери сделал в XIXст. важнейшее открытие - выявил химический элемент Феррум в крови человека. Масса Феррума в крови взрослого человека невелика и составляет 3-5г. Входя в состав гемоглобина, Феррум обеспечивает красный цвет этого вещества, а также красный цвет крови животных и человека. 75% Феррума входит в состав гемоглобина, а 25 % распределено по всему организму. Феррум выявили в крови почти всех животных. В состав крови некоторых червей входит двухвалентный Феррум. Такая кровь имеет зелёный цвет. Гемоглобин осуществляет газообмен, т.е. доставляет в ткани кислород от органов дыхания, а углекислый газ - от тканей к органам дыхания. При недостатке Феррума в организме человека развивается малокровие. Признаки заболевания - плохой цвет лица, быстрая утомляемость, головные боли и плохое настроение. Организм человека ежесуточно требует 1,2 мг Феррума, однако усваивает 1/10 часть от принятого с едой. Поэтому, суточная норма еды должна содержать не менее 10-15 мг этого элемента. Богаты Феррумом морковь, фасоль, шпинат, крапива, гречка, яблоки, свёкла, зелёные овощи.
В растительном мире роль Феррума не менее важна. Недостаток Феррума в почве вызывает железный голод и болезнь - хлороз. Наиболее чувствительны к недостатку Феррума плодовые деревь - яблоня, груша, слива, персик, цитрусовые, а также малина, виноград и другие.
В случае недостатка элемента Феррума в растениях они не образуют хлорофилл и утрачивают способность фотосинтезировать.
Феррум входит в состав ферментов – биокатализаторов.
Содержание железа в 100 г продуктов питания: морская капуста - 16 мг, печень говяжья - 8,4 мг, фасоль - 6.4 мг, петрушка - 6 мг, овсянка - 4,5 мг, изюм - 2,7 мг, яблоки - 2,2 мг, макароны - 1,5 мг, телятина - 1,1 мг, свёкла - 1 мг, курица - 0,7 мг, рыба - 0,5 мг.
Физиологическое действие кислорода.
Поддержание постоянной температуры тела у теплокровных.
Атмосферный кислород жизненно важен для всех живых организмов ( исключение - анаэробы ).
Принимает участие в процессе дыхания - растения во время дыхания поглощают кислород.
В клетках обеспечивает реакции окисления ( выполняется работа мышц. передвижение ).
Обратите внимание!
Как влияет кислород на горение веществ и самочувствие человека.
10% - человек слегка задыхается.
5% - дыхание затруднено, головокружение, со временем человек может умереть.
2% - внезапная потеря сознания быстрее чем через минуту. Пока сердце ещё не перестало биться ( 10 минут ), человека можно вернуть к жизни.
Слайд № 12.
13 ученик.
Химические свойства кислорода. ( демонстрация опытов ).
1 ) взаимодействие с металлами
2Mg + O2=2MgO
2 ) взаимодействие с неметаллами
S + O2 = SO2 C + О2 = CO2
4P + 5O2 = 2P2 О5
3 ) взаимодействие со сложными веществами
2Н2S + 3О2 = 2H2О + 2SO2
Слайд № 13.
14 ученик.
Оксиды. Типции химических реакций. Реакции горения и окисления.
Горение – это реакция с выделением тепла и света, при этом происходит окисление веществ. При горении образуются сложные вещества - оксиды. Ещё в древности люди научились добывать огонь и пользоваться им. Его можно считать другом человека, потому что он нас согревает и кормит. Но с огнём нужно обращаться осторожно, чтобы он не певратился в нашего врага.
Окисление – это реакция с выделением теплоты, при этом происходит окисление веществ и образование оксидов. Этот процесс может перейти в горение. Медленно окисляться может сено, которое плохо высушили. Так как при этом выделяется тепло, то сено может самовозгореться.
Оксиды – это сложные вещества, которые содержат два химических элемента, один из которых Оксиген ( пишут на втором месте ).
Реакция соединения – это реакция, в результате которой из двух или больше веществ образуется одно новое вещество. ( А + В = АВ )
Реакция разложения - это реакция, в результате которой из одного сложного вещества образуется несколько простых веществ. ( АВ = А + В )
Окисление – это реакция с выделением теплоты, при этом происходит окисление веществ.
Катализаторы - это вещества, которые изменяют скорость химических реакций, но не входят в состав её продуктов.
Слайд № 14
15 ученик.
Химические свойства железа. ( демонстрация опытов ).
Взаимодействие с кислородом
2Fe + O2 = 2FeO
4Fe + 3O2 =2Fe2O3
Взаимодействие с неметаллами
Fe + S = FeS
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
Слайд № 15.
16 ученик.
Применение кислорода.
В металлургии ускоряет процесс выплавки стали и улучшает её качество.
Производство многих химических соединений.
Сварка и резка металлов.
Баллоны, заполненные кислородом, используют военные лётчики, космонавты, пожарники, водолазы.
Кислородные подушки используют при некоторых заболеваниях для облегчения дыхания.
Сжиженный кислород нужен для сгорания горючего в космических ракетах.
С участием кислорода воздуха сгорает топливо на теплоэлектростанциях, горючее в двигателях автомобилей, обжигают металлические руды на заводах цветной металлургии.
Слайд № 16.
17 ученик.
Применение железа.
Феррум используют в химической промышленности как катализатор, в медицине – как способ против малокровия.
Используют его как материал для изготовления сердечников электромагнитов, якорей электромашин, пластин аккумуляторов.
Большое значение для народного хозяйства имеют соединения Феррума – чугун и сталь. Музыкой, воплощенной в металле, можно назвать символ Парижа - Эйфелеву башню - грациозное сооружение инженера А. Эйфеля в виде металлической стальной башни высотой 300 м, а с достроенным верхом - 326 м. Масса башни составляет 7500 м.
В 1967 году была построена Останкинская баня, высота которой достигает 533 м, а масса составляет 32000 м.
А ещё железо – « целитель».
В 1714 году житель Карелии Иван Ребоев, который болел « сердечной болезнью и еле волочил ноги» заметил источник на одном из болот, где добывали железную руду. Попробовал Ребоев воду, и она ему так понравилась, что он « пил три дня подряд и исцелился». Так был открыт в России источник железистых минеральных вод. Эту воду назвали « Марциальной» в честь Марса – бога войны и железа.
В наши дни Марциальные воды – известный грязевый курорт.
18 ученик.
Казалось, было холодно цветам,
И от зари они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Учитель.
Свыше 60 лет прошло со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественой войне. На разгром врага, на победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети.
Огромный вклад, до сих пор не оценённый внесли учёные страны.
Учёные-химики создавали новые способы производства взрывчатых веществ, топлива для реактивных снарядов " Катюша ", высокооктановых бензинов, материалов для изготовления бронированной стали, лёгких сплавов для авиации, лекарственных препаратов. Сегодня вы узнаете о роли железа в истории Великой Отечественной войны.
Слайд № 17.
19 ученик.
Железо ковало победу.
Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов.
Колоссальную массу железа на земном шаре использовано в ходе войн. Только в годы Первой мировой войны было израсходовано не менее чем 200 млн. тонн стали, во вторую мировую – 800 млн. тонн.
Около 90% всех металлов, которые использовались в годы Великой Отечественной войны, приходится на железо. Железо – главная составляющая чугуна и стали, а по их выплавке судят о мощи государства. Чтобы судить о масштабах использования железа в минувшей войне, назовём одну цифру – миллион бомб было сброшено фашистской авиацией на Сталинград.
Сплавы железа в виде бронированных плит и литья толщиной 10-100 мм использовались для изготовления корпусов и башен танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллеристских установок, бронепоездов. Толщина брони военных кораблей и установок береговой обороны доходит до 500 мм.
III. Домашнее задание.
IV. Закрепление знаний.
Игра "Да или нет".
Молекулярная формула кислорода - О2 (да)
Относительная молекулярная масса - 8 (нет)
При нормальных условиях кислород - твёрдое вещество.(нет)
Кислород поддерживает дыхание и горение.(да)
Фотосинтез - это химический процесс, связанный с зелёными растениями. (да)
Дыхание - биохимический процесс, противоположный фотосинтезу.(да)
Кислород - это вещество, без которого человек может прожить лишь несколько минут.(да)
Оксиген - металлический элемент. (нет)
Железо - сложное вещество. (нет)
Феррум - металлический элемент. (да)
Феррум входит в состав гемоглобина крови.(да)
Железо при нормальных условиях - жидкий металл.(нет)
Железо способно намагничиваться.(да)
Сталь - это сплав железа. (да)
Разгадывание ребуса.
Игра "Угадай вещество".
Вставить в пропущенные места формулы и расставить коэффициенты.
Mg +?=MgO
? + О 2=Li2O
N2 +?=NO
? + О2=ВаО
Са + О2=?
Тестовые задания.
1.Укажите относительную атомную массу Оксигена:
А 16
Б 32
В 64
2. Обозначьте химический символ Феррума:
А О
Б К
В Fe
3. Укажите валентность Оксигена в соединениях:
А I
Б II
B III
4. Укажите массовую долю Феррума в составе Fe2O3
А 88.89 %
Б 70 %
В 75,45 % |