Главная » Разработки уроков » Химия |
Цель: закрепить понятия об элементах и простых веществах на примере кислорода; (Слайд 1) ознакомить учащихся с историей открытия кислорода, его распространением в природе и физиологическим действием; сформировать понятие о реакции разложения на примере реакций получения кислорода; выяснить физические свойства кислорода; развивать познавательную компетентность; поликультурную и коммуникативную компетентности. Коррекционная цель: воспитывать самоконтроль за речью, способствовать развитию активной функции памяти. Оборудование и реактивы: мультимедийная доска, прибор для получения кислорода, KMnO4, вата, химический стакан, лучина. Тип урока: усвоение новых знаний.
Беседа по вопросам.
P + O2 → P2O5 Fe + Cl2 → Fe Cl3 Fe Cl 2 + Cl2 → Fe Cl3 KClO3 → KCl + O2↑ Fe (OH)3 t Fe2O3 + H2O Al + I2 → Al I3 III Мотивация. Мы начинаем изучать тему: «Простые вещества металлы и неметаллы». Выполним практическую работу, узнаем о составе воздуха, что такое горение и напишем контрольную работу. Поэтому эта тема является важной и знания, полученные на уроке, пригодятся в дальнейшем. IV Изучение нового материала. (Слайд 3) Оксиген - химический элемент, кислород - простое вещество. Без газа этого на свете Не жили б звери и народ, Его назвать могли б и дети Ведь это - кислород Беседа.
История открытия кислорода ( опережающее задание дано ученику). (Слайд 4-7) Впервые выделил кислород в 1770 году знаменитый шведский химик Карл Вильгельм Шееле при нагревании селитры — нитрата калия KNO3. Два года спустя Шееле выделил кислород еще несколькими способами: взаимодействием диоксида марганца MnO2 с серной кислотой Н2SО4, прокаливанием перманганата калия КMn04 либо оксида серебра Аg20. Немного позже, в 1774 году, кислород выделил англичанин Джозеф Пристли. Он прокаливал оксид ртути Нg0. Сначала новый элемент называли «огненным воздухом» за участие в горении, потом — «жизненным воздухом», поддерживающим дыхание. Теперешнее название и символ, образованные от греческих слов «окси генес» — образующий кислоты, ввел в химию французский ученый Антуан Лоран Лавуазье в 1775 Году. Лавуазье исследовал кислород и создал кислородную теорию горения. Поэтому он по праву разделяет с Пристли и Шееле честь открытия важнейшего химического элемента. В Европе кислород открыли почти одновременно два известных химика второй половины восемнадцатого века - швед Шееле ( 1771) и англичанин Джозеф Пристли ( 1774). Однако Шееле опубликовал своё открытие позже, чем Пристли. Особое значение в истории открытия кислорода имеют работы Лавуазье (француз). В 1775г. он установил, что кислород - составная часть воздуха, входит в состав кислот и многих других веществ. Лавуазье исследовал кислород и создал кислородную теорию горения. (Слайд 8-9) А история простая... Джозеф Пристли как-то раз, Окись ртути нагревая, Обнаружил странный газ. Газ без цвета, без названья, Ярче в нём горит свеча. А не вреден для дыханья? (Не узнаешь у врача) новый газ из колбы вышел – Никому он не знаком. Этим газом дышат мыши Под стеклянным колпаком. Человек им тоже дышит... Стал кислород Чуть не всюду начинкой. С кремнием он обернулся песчинкой. В воздух попал кислород Как ни странно, Из голубой глубины океана. И на Земле появились растения. Жизнь появилась: Дыханье, горение... Первые птицы и первые звери, Первые люди, что жили в пещере... Огонь добывали с помощью трения, Хоть и не знали причины горения, Роль кислорода на нашей Земле Понял великий Лавуазье Распространение в природе. (опережающее задание дано ученице ) Кислород - самый распространённый элемент на Земле: в литосфере - 46,6%, гидросфере - 85,6%, атмосфере - 20,94%. Оксиген входит в состав практически всех соединений, из которых состоит литосфера. Одно из самых важных соединений, которое образуют атомы Оксигена – это простое вещество кислород. Физиологическое действие кислорода. Кислород поддерживает дыхание и поэтому является одним из наиболее важных веществ для живых организмов. Благодаря дыханию в живых организмах происходят реакции окисления питательных веществ, в результате которых выделяется энергия для деятельности организма (мышечной, умственной...) и теплота для поддержания температуры тела теплокровных животных. Концентрация кислорода в атмосфере составляет 21%. Чистым кислородом человек дышать не может: он ядовит для организма. Если концентрация кислорода в атмосфере повысится 30%, то все процессы в живых организмах ускорятся и организм станет быстро стареть. Кроме того, при дыхании воздухом с повышенной концентрацией кислорода могут возникнуть состояние эйфории и так называемое кислородное отравление. С другой стороны, если уровень кислорода в атмосфере понизится ниже 16%, человек начнёт задыхаться. Физические свойства кислорода ( учитель даёт учащимся опорный конспект ) (Слайд 10) Кислород - газ без цвета, вкуса и запаха, плохо растворимый в воде (три объёма кислорода в ста объёмах вода при температуре 20 С), немного тяжелее воздуха ( PO2 = 1,43г/л , Pвозд. = 1,29г/л ) Жидкий кислород голубого цвета, твёрдый - синего цвета. В жидком и твёрдом состоянии кислород парамагнитен, то есть притягивается магнитом. Получение кислорода в лаборатории ( учитель демонстрирует опыт) В лаборатории кислород получают в небольших количествах: а) разложением калий перманганата 2KMnO4 t K2MnO4 + MnO2 + O2↑ б) разложением пероксида водорода MnO2 2H2O2 → 2H2O + O2↑ в) разложением бертолетовой соли MnO2 2KClO3 → 2KCl + 3O2↑ Ребята! Что общего во всех уравнениях? (заслушиваю ответы учащихся). В результате реакций выделяется кислород, но есть ещё один общий признак: в левой части уравнения записано одно вещество, а продуктов - несколько. Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два или более новых веществ (простых или сложных), называются реакциями разложения. Катализаторы - вещества, которые изменяют скорость химической реакции, но не входят в состав её продуктов. Учащиеся записывают данные определения в тетради, а затем проговаривают «Катализаторы широко используют в промышленности. Они дают возможность повышать продуктивность химических процессов.» V Обобщение и систематизация. Учитель записывает на доске несколько уравнений реакций и предлагает учащимся выбрать среди них реакции разложения; VI Подведение итогов урока. Игра «Да или нет».
VII Домашнее задание: отработать параграф учебника; выполнить индивидуальные задания по карточкам; составить кроссворд о кислороде. |
Автор разработки: Левкина Наталья Владимировна Учебный предмет: Химия Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1574 | Загрузок: 218 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |