Главная » Разработки уроков » Химия

Оксиген как химический элемент. Кислород как простое вещество: физиологическое действие, получение, физические свойства

Цель:  закрепить понятия об элементах и простых веществах на примере кислорода; (Слайд 1) ознакомить учащихся с историей открытия кислорода, его распространением в природе и физиологическим действием; сформировать понятие о реакции разложения на примере реакций получения кислорода; выяснить физические свойства кислорода; развивать познавательную компетентность; поликультурную и коммуникативную компетентности.

Коррекционная цель: воспитывать самоконтроль за речью, способствовать развитию активной функции памяти.

Оборудование и реактивы: мультимедийная доска, прибор для получения кислорода, KMnO4, вата, химический стакан,  лучина.

Тип урока: усвоение новых знаний.

  1. Организационный этап. Настрой на правильную речь.
  1. Актуализация опорных знаний.

Беседа по вопросам.

  1. Какие вещества называют простыми?
  2. На какие две группы делятся простые вещества?
  3. По каким признакам можно отличить металлы от неметаллов?
  4. Каких веществ больше в природе – простых или сложных? Почему?
  5. Какие элементы – металлы или неметаллы – чаще встречаются в природе в виде простых веществ? Приведите примеры.
  6. Выбрать из приведенных на доске среди простых веществ те, которые образованы элементами – неметаллами?
  7. Расставить коэффициенты в уравнениях реакций (Слайд 2)

P  + O2P2O5

Fe + Cl2Fe Cl3

Fe Cl 2 + Cl2 → Fe Cl3

KClO3 → KCl + O2↑           

Fe (OH)3    t    Fe2O3 + H2O

Al + I2Al I3

III Мотивация.

Мы начинаем изучать тему: «Простые вещества металлы и неметаллы». Выполним практическую работу, узнаем о составе воздуха, что такое горение и напишем контрольную работу. Поэтому эта тема является важной и знания, полученные на уроке, пригодятся в дальнейшем.

IV Изучение нового материала. (Слайд 3)

 Оксиген - химический элемент, кислород - простое вещество.

Без газа этого на свете

Не жили б звери и народ,

Его назвать могли б и дети

Ведь это - кислород

Беседа.

  1. Из атомов какого химического элемента состоит молекула кислорода?
  2. Что вы можете сказать об элементе Оксиген?

История открытия кислорода ( опережающее задание дано ученику).  (Слайд 4-7)

Впервые выделил кислород в 1770 году знаменитый шведский химик Карл Вильгельм Шееле при нагревании селитры — нитрата калия KNO3. Два года спустя Шееле выделил кислород еще несколькими способами: взаимодействием диоксида марганца MnO2 с серной кислотой Н24, прокаливанием перманганата калия КMn04 либо оксида серебра Аg20. Немного позже, в 1774 году, кислород выделил анг­личанин Джозеф Пристли. Он прокаливал оксид рту­ти Нg0.

Сначала новый элемент называли «огненным воз­духом» за участие в горении, потом — «жизненным воздухом», поддерживающим дыхание. Теперешнее название и символ, образованные от греческих слов «окси генес» — образующий кислоты, ввел в химию французский ученый Антуан Лоран Лавуазье в 1775 Году. Лавуазье исследовал кислород и создал кисло­родную теорию горения. Поэтому он по праву разде­ляет с Пристли и Шееле честь открытия важнейшего химического элемента.

В Европе кислород открыли почти одновременно два известных химика второй половины восемнадцатого века - швед Шееле ( 1771) и англичанин Джозеф Пристли ( 1774). Однако Шееле опубликовал своё открытие позже, чем Пристли.

Особое значение в истории открытия кислорода имеют работы Лавуазье (француз). В 1775г. он установил, что кислород - составная часть воздуха, входит в состав кислот и многих других веществ. Лавуазье исследовал кислород и создал кислородную теорию горения. (Слайд 8-9)

А история простая...

Джозеф Пристли как-то раз,

Окись ртути нагревая,

Обнаружил странный газ.

Газ без цвета, без названья,

Ярче в нём горит свеча.

А не вреден для дыханья?

(Не узнаешь у врача)

новый газ из колбы вышел –

Никому он не знаком.

Этим газом дышат мыши

Под стеклянным колпаком.

Человек им тоже дышит...

Стал кислород

Чуть не всюду начинкой.

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород

Как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растения.

Жизнь появилась:

Дыханье, горение...

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере...

Огонь добывали с помощью трения,

Хоть и не знали причины горения,

Роль кислорода на нашей Земле

Понял великий Лавуазье

Распространение в природе. (опережающее задание дано ученице )

Кислород - самый распространённый элемент на Земле: в литосфере - 46,6%, гидросфере - 85,6%, атмосфере - 20,94%. Оксиген входит в состав практически всех соединений, из которых состоит литосфера.

Одно из самых важных соединений, которое образуют атомы Оксигена – это простое вещество кислород.

Физиологическое действие кислорода.

Кислород поддерживает дыхание и поэтому является одним из наиболее важных веществ для живых организмов. Благодаря дыханию в живых организмах происходят реакции окисления питательных веществ, в результате которых выделяется энергия для деятельности организма (мышечной, умственной...) и теплота для поддержания температуры тела теплокровных животных.

Концентрация кислорода в атмосфере составляет 21%. Чистым кислородом человек дышать не может: он ядовит для организма. Если концентрация кислорода в атмосфере повысится 30%, то все процессы в живых организмах ускорятся и организм станет быстро стареть. Кроме того, при дыхании воздухом с повышенной концентрацией кислорода могут возникнуть состояние эйфории и так называемое кислородное отравление. С другой стороны, если уровень кислорода в атмосфере понизится ниже 16%, человек начнёт задыхаться.

Физические свойства кислорода ( учитель даёт учащимся опорный конспект ) (Слайд 10)

Кислород - газ без цвета, вкуса и запаха, плохо растворимый в воде (три объёма кислорода в ста объёмах вода при температуре 20 С), немного тяжелее воздуха ( PO2 = 1,43г/л , Pвозд. = 1,29г/л )

Жидкий кислород голубого цвета, твёрдый - синего цвета. В жидком и твёрдом состоянии кислород парамагнитен, то есть притягивается магнитом. Получение кислорода в лаборатории

( учитель демонстрирует опыт)

В лаборатории кислород получают в небольших количествах:

а)  разложением калий перманганата

2KMnO4     t   K2MnO4 + MnO2 + O2

б)  разложением пероксида водорода

           MnO2

2H2O2  →  2H2O + O2

в)  разложением бертолетовой соли

              MnO2

2KClO3  →   2KCl + 3O2

Ребята! Что общего во всех уравнениях? (заслушиваю ответы учащихся). В результате реакций выделяется кислород, но есть ещё один общий признак: в левой части уравнения записано одно вещество, а продуктов - несколько.

Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два или более новых веществ (простых или сложных), называются реакциями разложения.

Катализаторы - вещества, которые изменяют скорость химической реакции, но не входят в состав её продуктов.

Учащиеся записывают данные определения в тетради, а затем проговаривают «Катализаторы широко используют в промышленности. Они дают возможность повышать продуктивность химических процессов.»

V Обобщение и систематизация.

    Учитель записывает на доске несколько уравнений реакций и предлагает учащимся выбрать среди них реакции разложения;

VI Подведение итогов урока.

Игра «Да или нет».

  • Молекулярная формула кислорода – O2?
  • Относительная молекулярная масса кислорода – 8?
  • При нормальных условиях кислород твёрдое вещество?
  • Кислород поддерживает дыхание и горение?
  • Фотосинтез – химический процесс, связанный с зелёными растениями?
  • Кислород – вещество, без которого человек может прожить лишь несколько минут?
  • Основной компонент воздуха – кислород?
  1. Что изучали на уроке?
  2. Охарактеризуйте физические свойства кислорода.
  3. Что такое катализатор?
  4. Какие реакции называются реакциями разложения? Оценивание учащихся

VII Домашнее задание: отработать параграф учебника; выполнить индивидуальные задания по карточкам; составить кроссворд о кислороде.

Оксиген как химический элемент. Кислород как простое вещество: физиологическое действие, получение, физические свойства

Скачать конспект (721.3 Kb)



Автор разработки: Левкина Наталья Владимировна

Учебный предмет: Химия

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1574 | Загрузок: 218 | Комментариев: 0

Ключевые слова: оксиген, кислород

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»