Главная » Разработки уроков » История |
Идея опыта: проведение представленной модели урока в соответствии с методической структурой развития критического мышления учащихся (эвокация, осмысление, рефлексия). Цель опыта: - после окончания Мастер-класса слушатели должны: Овладеть методикой проведения модели урока с использованием элементов дебатных технологий. Организация деятельности участников Мастер-класса: Участники Мастер-класса делятся на две команды, вытягивая кружки с буквами «У», «О». У – команда утверждения, которая будет доказывать, что «Вторую мировую войну избежать было невозможно». О – команда опровержения, которая будет доказывать, что «Вторую мировую войну можно было избежать». Кому не достались кружки с буквами «У», «О» станут судьями. Кружок с буквой «Т» - таймкипер будет только в единственном экземпляре, он будет следить за временем перекрестных вопросов. Затем, каждой уже сформированной команде, раздается по одному пакету с надписью «Политический кейс» Образец пакета, в котором находятся материалы уже в разрезанном виде: дефиниции, аргументы, факты-доказательства как утверждения, так и опровержения. Политический кейс: «Вторую мировую войну избежать было невозможно» Согласно вытянутой буквы, каждая команда выбирает из политического кейса для себя необходимые дефиниции, аргументы и факты-доказательства в свою пользу. Контраргументы, вопросы, пояснения и перекрестные вопросы будут проводиться только в конце выступления команды – 10-15 минут. Далее выступление начинает команда опровержения, которая также называет свои дефиниции с их определениями, вводит в дебаты свои аргументы и факты-доказательства в свою пользу. В это время команда оппонентов внимательно слушает команду опровержения и записывает свои возникшие контраргументы и вопросы по прослушанной речи. Далее аналогично проводятся командой перекрестные вопросы, контраргументы, пояснения в течение 10-15 минут. Вторую мировую войну можно было избежать! Уважаемая команда оппонентов, таймкипер, жюри и гости! Мы, команда утверждения, попытаемся убедить вас в том, что Вторую мировую войну можно было избежать. В игру мы вводим следующие дефиниции: Лига Наций, Версальско-Вашингтонская система, политика «умиротворения» агрессора. Словарь : Лига Наций – международная, межправительственная организация, созданная в 1919 году в ходе Парижской конференции. Версальско-Вашингтонская система – система послевоенного устройства мира (после Первой мировой войны). Политика «умиротворения» агрессора – политика уступок агрессору. І аргумент. Лига Наций обязана была создать Армию Лиги Наций с целью быстрого реагирования на угрозу коллективной безопасности. Исторический факт - доказательство 18 января 1919-21 января 1920 – период проведения Парижской мирной конференции. Страны – участницы не поддержали идею Ж.Клемансо о создании Армии Лиги Наций – сильной армии, которая смогла бы своевременно реагировать не только на угрозу коллективной безопасности со стороны любых агрессоров, но и которая способна сдерживать любые попытки возродить военное могущество Германии. Но, увы, мир спокойно смотрел, кА возрождаемая Германия четко маршировала, демонстрируя красивую военную форму и новую военную технику, а позднее начав захваты Австрии и Судетской области Чехословакии. Армии Лиги Наций не существовало, а безнаказанность Германии вела к ее вседозволенности. Таким образом, для дальнейшего сохранения мира создание такой армии было бы одним из важнейших шагов Лиги Наций, которая устранила бы проявление агрессивности побежденных. І І аргумент. Недопустимость проведения политики «умиротворения» агрессора. Исторический факт - доказательство После Первой мировой войны перед человечеством открылись три основных направления дальнейшего развития: развитие либеральной демократии, строительство социализма ( коммунизма ), фашистская модернизация. Великобритания и Франция, стремясь защитить свое геополитическое превосходство, выступали за утверждение принципов либеральной демократии, как основы для цивилизованного развития человечества. С другой стороны, в Лондоне и Париже ошибочно считали, что нацизм не имеет широкой социальной поддержки. Политика «умиротворения», проводимая странами до 1939 года, бы направлена на решение вопросов о репарациях, равноправии Германии в Европе, что, по замыслу лидеров Великобритании и Франции, должно было лишить нацистов политической инициативы и, в конечном итоге, власти. Таким образом, политика правительств Англии и Франции, направленная на «умиротворение» агрессора, также «изоляция» США, которые, приняв закон о нейтралитете, фактически самоустранились от влияния на развитие событий в мире, что было недопустимым проявлением халатности в деле укрепления коллективной безопасности. І І І аргумент. Версальско-Вашингтонская система должна была быть справедливой и жизнеспособной. Исторический факт - доказательство Несомненно, Версальско-Вашингтонская система обеспечила выход из войны, предоставила возможность снизить послевоенную напряженность и заложила основы для относительной стабильности в международных отношениях в 1920-е годы: была создана Лига Наций, признана независимость ряда европейских государств. К сожалению этого было недостаточно для дальнейшего сохранения мира на Земле. Во-первых, репарации отнюдь не соответствовали реальным возможностям побежденных стран – это первый минус Версальско-Вашингтонской системы. Во-вторых, вопрос о полном и всеобщем разоружении остался не решенным самой же Лигой Нации, хотя сама готовилась к всемирной конференции по разоружению. В-третьих, слабость Версальско-Вашингтонской системы проявилась в неспособности устранить волну шовинизма, национализма, вызванную Первой мировой войной. Эта волна не утихла, теперь ее поддерживало чувство национального унижения, а это третий минус. В-четвертых, вне Версальско-Вашингтонской системы осталась Россия, которая превратилась в значительный дестабилизирующий фактор. Для государств Антанты Россия была, прежде всего изменницей, заключившей сепаратный мир с врагом (Брестский мир от 03 марта 1918г.). К тому же большевизм вызывал у стран Антанты враждебность, которая привела к интервенции в Россию (1918-1922г.г.), а после ее провала, к изоляции России на международной арене. Таким образом, наша команда утверждения, используя весомые аргументы и доказательную базу, смогла убедить аудиторию, что все-таки у мира была реальная возможность избежать Вторую мировую войну, которой 1 сентября 2014 года исполняется 75 лет со дня ее начала. Наша команда готова к вопросам оппонентов. Далее только команда опровержения задает вопросы команде утверждения по выдвинутым аргументам и фактам, которые они привели в своей речи – не менее 10-15 минут. Жюри наблюдает за убедительными ответами команды утверждения. Таймкипер следит за временем вопросов оппонентов. После вопросов оппонентов в игру вступает команда опровержения. «Вторую мировую войну избежать было невозможно!» - тема для опровержения. Уважаемая команда оппонентов, таймкипер, жюри и гости! В свою очередь, мы, команда опровержения тоже постараемся убедить вас в том, что все-таки Вторую мировую войну избежать было невозможно!» Для этого мы приведем свои аргументы и доказательную базу. В игру мы вводим следующие дефиниции: политика «умиротворения», Вторая мировая война. Словарь : политика «умиротворения» - политика уступок агрессору Вторая мировая война – война между развитыми странами за передел сферы влияния, проходившая с 1 сентября 1939 года по 2 сентября 1945 года. І аргумент. Присоединение к Германии Рейнской области в 1936 году – это был первый шаг ко Второй мировой войне.
Исторический факт - доказательство В 1936 году Рейнская область была демилитаризованной зоной и одновременно буфером между Францией и Германией. Основным событием этого года стало введение германских войск в эту зону – это означало милитаризацию Рейнской зоны. Если бы эти два государства молниеносно отреагировали на подобный шаг Гитлера, последний задумался бы. Но, увы… Этот факт имел следующие последствия. Для стран Запада – это нарушение Версальского договора и ухудшение военно-стратегического положения Франции. Для фашистского блока – это строительство оборонительных сооружений на границе с Францией и уверенность в безнаказанности агрессии. Таким образом, этот факт стал первым шагом к будущей войне. И тогда Гитлер сделал второй шаг к войне. ІІ аргумент. Присоединение к Германии Австрии в марте 1938 – это был второй шаг ко Второй мировой войне.
Исторический факт - доказательство В доказательный кейс мы отправляем следующие факты. В этот период западные страны, особенно Англия и Франция проводили политику «умиротворения» Германии. Ярым сторонником такой политики был Премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен. Именно с его согласия делались уступки Гитлеру за счет третьих стран. В результате, именно Великобритания дает свое согласие на присоединение Австрии к Германии, потому что открыто восхищалась красивой формой и дисциплиной немцев. Следует учесть, что присоединенная Австрия открывала Германии дверь в Чехо-Словакию и широкие ворота в Юго-Восточную Европу. Таким образом, первым результатом политики «умиротворения» и вторым шагом к развязыванию войны стал аншлюс ( присоединение) Австрии к Германии. Гитлер еще в 1937 году добился согласия Италии и Великобритании на присоединение Австрии. Следует отметить, что Франция, США и Великобритания признали аншлюс, ликвидировав свои дипломатические представительства в Вене. ІІІ аргумент. Захват Судетской области Чехо-Словакии в результате Мюнхенского сговора – это третий шаг к развязыванию Второй мировой войны.
Исторический факт - доказательство Германия, сделав уже два безнаказанных шага, решается на очередной ход. В сентябре 1938 года на Мюнхенской конференции рассматривается вопрос о Чехо-Словакии. Участниками конференции были Германия, Италия, Великобритания, Франция. Делегация Чехо-Словакии не принимала в ней участия, ее пригласили только для подписания соглашения. Основные положения Мюнхенского соглашения: Судетская область со всеми промышленными объектами переходит к Германии. В итоге, последствием Мюнхенского сговора стало расчленение в 1939 году Чехо-Словакии. Германия захватила чешские земли, Польша – часть Силезии, Венгрия – Закарпатье. Словакия стала «независимым» государством. Мы видим, что и здесь Германия оказалась безнаказанной и, даже в выигрыше. Лига Наций бездействовала, западные страны в результате политики «умиротворения» шли на уступки Германии – все это способствовало назреванию в обществе кровопролитной Второй мировой войны. Таким образом, наша команда опровержения, используя весомые аргументы и доказательную базу, также смогла убедить аудиторию, что «Вторую мировую войну никак невозможно было избежать», так как в мире сложились соответствующие политические и экономические условия для ее начала. На этом наша речь закончена. Благодарим за внимание. Наша команда готова к вопросам оппонентов. Далее только команда утверждения задает вопросы команде опровержения по выдвинутым аргументам и фактам – не менее 10-15 минут. Жюри наблюдает за убедительными ответами команды опровержения. Таймкипер следит за временем вопросов оппонентов. Жюри принимает решение о наиболее убедительном выступлении одной из команд. ІІ вариант проведения данного урока. Эффективно применять дебатные технологии в конце изученной темы, когда нужно весь материал обобщить, систематизировать и закрепить. Название темы предстоящих дебатов, его формат следует предложить на самом первом уроке новой темы. Далее ученики, накапливая знания по теме, определяют для себя ключевые слова (дефиниции), анализируют тему, составляют аргументы и ищут доказательную базу (факты) в поддержку этих аргументов. Значимость данного этапа в том, что он является первым в формировании понятий, знаний. Следующим шагом этого этапа есть составление плана исследования темы. Далее, согласно установленному плану, собирается необходимая информация. По необходимости ученики обращаются к учителю за консультацией. Анализ информации, составление утверждающего и отрицающего кейсов может проводиться со всеми в классе или в заранее составленных командах. Все выступления учащихся оформляются в письменном виде, которыми можно пользоваться во время дебатных выступлений. |
Автор разработки: Головина Татьяна Васильевна Учебный предмет: История Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1712 | Загрузок: 234 | Комментариев: 2 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |