Главная » Разработки уроков » История

Вашингтонская конференция. Завершение формирования Версальско-Вашингтонской системы

Цели урока:

Образовательная: охарактеризовать международные отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сложившиеся после І мировой войны, раскрыть содержание основных соглашений, заключенных во время Вашингтонской конференции, помочь учащимся уяснить новые принципы международных отношений,  сделать вывод о противоречивости и непрочности Версальско-Вашингтонской системы, выделить ее сильные и слабые стороны.

Развивающая: продолжить развитие навыков проведения анализа исторических документов,  способствовать формированию у школьников исторического мышления, развивать умение работать с ИКТ.

Воспитательная: воспитать учеников в духе патриотизма, национального сознания и достоинства, способствовать формированию чувства ответственности,  толерантности, стремления к сотрудничеству во время деятельности в группе.

Прогнозируемые результаты

В ходе урока ученик:

Использует историческую карту для объяснения условий Версальского договора с Германией и мирных договоров с ее союзниками.
Показывает на карте границы новых независимых государств Европы.
Анализирует итоги работы Парижской и Вашингтонской конференций.
Характеризует преимущества и недостатки Версальско-Вашингтонской системы.
Толкует и применяет понятия и термины: "14 пунктов" В Вильсона, Лига Наций, Версальско-Вашингтонская система.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Форма урока: проблемный урок

Оборудование: «Всемирная история» (учебник) Полянский П.Б., 10кл, атлас по Новой истории, карта «Мир после Первой мировой войны», иллюстративный и дидактический материал, ИКТ.

Структура урока:

Элементы урока, изучаемые вопросы, методы обучения

 І. Подготовительный этап

Организационный момент: приветствие, проверка готовности класса к занятию, деление класса на 5 микрогрупп.

 Актуализация опорных знаний умений и навыков.

Фронтальный опрос.

Работа в группах. Анализ исторического источника.

   Мотивация учебной деятельности.

вступительное слово преподавателя.
«Мозговой штурм».

Оглашение темы урока, целей и прогнозируемого результата.

ІІ. Основная часть.

Изложение нового материала, применяемая методика:

Рассказ с элементами беседы, создание проблемной ситуации, работа в микрогруппах.

План

1. Вашингтонская конференция.

2. Завершение формирования Версальско-Вашингтонской конференции.

3. Позитивное значение и недостатки данной международной системы.

Осмысление знаний и умений.

Мозговой штурм

Работа в группах. Метод противоречивых проблем.

Работа с контурной картой.

Систематизация и обобщение новых знаний и умений.

Метод «Исторических галстуков»

Подведение итогов. Метод  «Микрофон»

ІІІ. Итоговый этап

Подведение итогов занятия.

Метод «Продолжить предложение»

Метод «Пресс». Рефлексия. Оценивание учащихся.

Инструктаж для выполнения д/з.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, создание благоприятной обстановки для совместной работы. Используется эпиграф:

«Знание прошлого делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом»

 В. Пикуль

Поэтому настрой у нас всех должен быть один – быстро и эффективно работать, помогать другу, быть корректными  с оппонентом, уважать мнение других. 

2. Актуализация опорных знаний умений и навыков.

Слово учителя.

Для усвоения новой темы необходимо повторить материал, изученный на прошлом уроке. Обратите внимание доску, вставьте пропущенные слова. (Ответы учащихся проверяются и корректируются следующим слайдом) (Слайд 2)

2.1. _____________ начала свою работу Парижская мирная конференция, в составе 27 держав, без России, стран Востока и стран Четвертного союза.

Цель работы…

2.2. Кто эти исторические личности? Какую роль они играли в международной политике послевоенного времени? (Слайд 5)

2.3. Определите, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны: (Слайд 7)

1. Раздел Германии на несколько слабых государств. 

2. Возврат Эльзаса и Лотарингии. 

3. Контроль над промышленным районом Рейна. 

4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье. 

5. Построение системы новых международных отношений и роль «морального руководителя» мира. 

6. Сохранение единой Германии. 

7. Раздел владений Османской империи. 

8. Захват германских владений вне Европы.

Страны: 1. Великобритания. 2. Франция. 3. США.

2.4. Работа в микрогруппах.

Проанализируйте «14 пунктов» В.Вильсона. (Слайд8)

2.5.Подведем итоги работы Парижской конференции. Ответы экспертов в группах. (Слайд 9).

3. Мотивация учебной деятельности.

3.1.Слово преподавателя: таким образом, завершилась работа Парижской мирной конференции. На Парижской конференции не все цели были достигнуты, не все участники остались довольными. США,  например, не подписали Версальский мирный договор, так как он не соответствовал «14 пунктам Вильсона».

3.2. «Мозговой штурм». Как Вы думаете, какой выход из данной политической ситуации  был избран?

Ответ учащихся: проведение новой конференции.

4. Оглашение темы урока. Ознакомление учащихся с целями и прогнозируемыми результатами данного урока. (Слайд10-11)

Метод создания проблемной ситуации. (Слайд 12)

ІІ. Основная часть.

5. Изложение нового материала. Метод лекции с использованием элементов беседы с опорой на презентацию. (Слайд 13-14)

12 ноября 1921 года начала свою работу Вашингтонская конференция (демонстрация слайдов презентации).

На ней работали: США, Англия, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия, Китай  (демонстрация слайдов презентации).

Активизация внимания класса в форме фронтальной беседы: почему США настояли на проведении конференции? Какие цели преследовали участники?

 В ходе объяснения учителя,  учащиеся в группах составляют схему «Вашингтонская конференция»

Цель: ограничить морские вооружения и решить тихоокеанский вопрос. (Слайд 15)

В результате её работы были подписаны:

1. Договор 4х держав (США, Англия, Япония, Франция) о неприкосновенности владений друг друга в Тихом океане.

2. Договор 5ти держав (США, Англия, Япония, Франция, Италия) об ограничении морских вооружений и установлении максимального количества линкоров в общем составе флота 5:5:3:1.75:1.75.

3. Договор 9ти держав о предоставлении Китаю независимости и провозглашении принципа «открытых дверей» в нем для всех участников конференции.  (Слайд16)

Славо учителя.

Итак, Договора заключенные на Парижской и Вашингтонской конференциях создали т.н. систему Версальско-Вашингтонских отношений. Она в себе содержала принципы послевоенного устройства мира и взаимодействия между государствами. С их помощью отношения стабилизировались, так как была создана Лига Наций, виновники войны были наказаны.

Метод «Демонстрация и защита схем» экспертами групп.

6. Осмысление знаний и умений.

Мозговой штурм: действительно ли были решены основные вопросы послевоенного времени? Несмотря на решение некоторых проблем, очень много осталось не решенного и противоречивого.

Работа в группах. Метод противоречивых проблем. (Слайд 17)

1 группа – «Что такое Версальская система международных отношений» 

После выступления каждой группы, учитель демонстрирует слайд с правильным ответом. Эксперт группы делает анализ ответа, происходит коррекция знаний учащихся.

Предполагаемый ответ.

Версальская система международных отношений — мировой порядок, основы которого были заложены по завершению Первой мировой войны 1914—1918 Версальским мирным договором 1919 г., договорами с союзниками Германии. Европейская (Версальская) часть системы в значительной степени была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц в Первой мировой войне (главным образом, Великобритании, Франции, США и Японии) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония), что делало эту структуру уязвимой из-за требований её преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах.

2 группа – «Что такое Вашингтонская  система международных отношений»

 Предполагаемый ответ.

Вашингтонская система международных отношений -  система послевоенных международных отношений на основе решений Вашингтонской конференции.Она была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в Тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений. Американская дипломатия стремилась взять реванш за поражение в Париже и добиться усиления своего влияния в решении важных международных проблем. Вашингтонская система, распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием, но тоже была неуниверсальной. Её нестабильность обусловливали неопределённость политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии и изоляционизм США и пр.

3 группа – « Определите  «+» Версальско-Вашигтонской системы».

(Слайд 18)

Предполагаемый ответ.

1.Решение Парижской и Вашингтонской конференций заложили основу Версальско-Вашингтонской системы послевоенных международных отношений.

2. Ее создание обеспечило выход из войны, позволило разрядить послевоенную напряженность и заложило основы для относительной стабильности в международных отношениях в 1920-е гг.

3.  Была создана Лига Наций и признана независимость ряда европейских государств, за что долго боролись их народы.

4 группа - «Определите  «-» Версальско-Вашигтонской системы». (Слайд19)

Предполагаемый ответ.

1. Вся тяжесть послевоенных изменений была возложена на побежденные народы, хотя они уже ликвидировали режимы, которые принимали участие в развязывании войны.

2.Установленные репарации отнюдь не соответствовали реальным возможностям побежденных стран.

3. Оставалась неразработанной программа восстановления разрушенной войной Европы. Впоследствии именно экономический кризис стал толчком к окончательной ликвидации послевоенной системы договоров.

5 группа  - «Сделайте выводы: был ли прочный мир на  основе Версальско  –Вашингтонской системы?» (Слайд 20)

Предполагаемый ответ.

Послевоенное урегулирование было непрочным.

 Во-первых, Версальский порядок не был всеобъемлющим. Из него "выпадали" Россия и США - две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в Европе к середине ХХ века было уже невозможно.  

Во-вторых, фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономического взаимодействия европейских стран. Новое государственное размежевание полностью разрушило экономические связи в Центральной и Восточной Европе.

В –третьих, экономическое разорение Германии, задавленной тяжестью наложенных на нее репарационных выплат и неспособной поэтому выйти из состояния депрессии с быстротой, необходимой для экономического подъема во всей Европе еще более способствовало непорочности данной системы и порождало чувства реваншизма.

Работа с исторической картой.

Задание: Какие территориальные изменения произошли в мире после Первой мировой войны? Нанесите изменения на контурную карту.

 (Слайд 21-22)

Систематизация и обобщение новых знаний и умений.

Метод «Исторических галстуков». На основе материала учебника и полученных знаний, выполните  задание. (Слайд 23-24)

Каждая группа получает от учителя цветные галстуки определенного цвета: желтые, черные, белые, красные и синие.

1. Желтый галстук — галстук оптимиста. Группа, получившая желтый галстук, должна найти все положительные моменты в пройденной теме. Надо перечислить все вопросы мировой политики, которые были решены на конференциях после окончания Первой мировой войны, найти успехи в решении своих проблем для каждой страны (там, где они есть).

2. Черный галстук — галстук пессимиста. Группа, получившая черный галстук, должна найти все вопросы, которые не были решены на послевоенных конференциях, выделить все неудачи в международных отношениях для каждой страны, показать несправедливость решений конференций.

3. Белый галстук — галстук объективного наблюдателя.  Группа, получившая белый  галстук, должна найти и перечислить только конкретные факты по теме без оценок (какие конференции состоялись, их итоги).

4. Красный галстук — галстук эмоционального участника. Группа, получившая красный галстук, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали страны-участницы конференций и почему, кто остался доволен новой системой международных отношений, а кто — нет.

 5. Синий галстук — галстук философа. Группа, получившая синий галстук, должна подготовить рассуждения по вопросам: насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система международных отношений и правомерно ли говорить о прочных международных отношениях вообще, извлекли ли страны-участницы Первой мировой войны какие-либо уроки из нее, судя по решениям послевоенных международных конференций?

Учащиеся других групп имеют право после сообщения дополнять, задавать вопросы, спорить с прозвучавшими утверждениями. Учитель регламентирует обсуждение выступления каждой группы и резюмирует его.

8. Подведение итогов занятия.

Метод «Продолжить предложение». (Слайд25)

В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести к... 

Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию, могла... 

Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что... 

Метод «Пресс». Рефлексия.  (Слайд 26)

Сегодня на уроке я узнал… Это важно потому, что… Это  не только интересно, но и  является актуальным, так как…

9. Д.З. изучить п. 9, выполнить творческое задание (дифференцированное) (Слайд 27)

1. Составьте выступление от имени представителя любой из ведущих стран - победительниц с обоснованием принципов послевоенных международных отношений. 

2. Составьте обращение от имени Лиги Наций к народам мира с объяснением целей этой организации. 

3. Составьте воспоминания о конференциях от имени одного из участников (по выбору учащегося) с употреблением и объяснением исторических понятий: аннексия, контрибуция, демилитаризация, мандатная система, репарации.

Дополнительная литература:

1.  Европа в международных отношениях 1917-1939 гг.

2.  История международных отношений и внешней политики СССР 1917-1987 гг. Г.Ш. Жамбатырова, К.И. Байзакова, М.Ш. Губайдуллина.

3.  Новейшая история стран Европы и Америки. 16-20 века. ( Часть 2). А.М. Родригес

4.  Крах Версальской системы. Степанов А.

Интернет – карта справочной литературы для выполнения задания:

1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_diplomatic/

2. http://www.magister.msk.ru/

3. http://historic.ru/

4. http://wunderwaffe.narod.ru

4. Посмотреть видеоролик «Версальско - Вашингтонская система». (http://school.xvatit.com/index.php?title=%)  (ссылка размещена  на сайте http://shodennik.ua/invites.aspx).

Принять участие в интернет –дискуссии на форуме

Вашингтонская конференция. Завершение формирования Версальско-Вашингтонской системы

Скачать конспект (13.23 Mb)



Автор разработки: Котенко Наталья Константиновна

Учебный предмет: История

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2879 | Загрузок: 270 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Версальско-Вашингтонская система

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»