Тема урока по учебно-тематическому плану: Природа и население Древней Греции
Форма урока: Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами практической работы)
Оборудование: Учебник Шалагиновой А.И., Шалагина Б.Б., тетради, атласы, презентация «Древнейшая Греция»; компьютер, мультимедийная установка.
Цель:
Дать представление о природно-климатических условиях Греции и их влиянии на развитее хозяйственной деятельности Эллады; ознакомиться с цивилизацией острова Крит; использовать межпредметные связи; использовать историческую карту, как источник информации; развивать и формировать исследовательские умения; умение сравнивать, высказывать свою точку зрения; воспитывать у учеников осознанное отношение к культуре других стран.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны представлять особенности крито-микенской цивилизации, предпосылки и ранние стадии становления греческой цивилизации, уметь назвать основные географические объекты, уметь рассказать о природе, религии и городах Древней Греции, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы в паре, навыки работы с текстом учебника, учебной картой.
План урока
І. Организационныий момент
ІІ. Мотивационный момент
ІІІ. Актуализация опорних знаний
ІV Изучение нового материала
1) Географическое положение Древней Греции
2) Природные условия Древней Греции
3) Занятия населения
4) Минойская дворцовая цивилизация
5) Миф о Тесее и Минотавре
6) Гибель Критского царства
V. Закрепление нового материала
VI. Домашнее задание
Ход урока
№
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
1
|
Организационный момент.
Учитель объявляет тему урока.
Слайд №1 презентации.
|
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
|
2
|
Сегодня мы с вами будем работать по следующему плану - Слайд №2 презентации. Постановка задания на урок - Слайд №3.
|
Учащиеся осмысливают задание (к которому вернутся в течение урока на слайде).
|
3
|
Мотивационный момент. Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Что вы знаете о Греции?
Цивилизация, созданная древними греками, внесла огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря им – грекам. Наши имена, науки, названия предметов все это дар, принесенный нам греками. Слайд№4.
Вспомните известные вам науки: математику, географию, историю, физику, астрономию, ботанику – все они возникли в Древней Греции.
Давайте представим, что ваши знания по истории Древней Греции можно представить в виде треугольника. Заштрихуйте ту часть треугольника, которая равна вашим нынешним знаниям. Надеюсь, что к концу урока закрашенная площадь треугольника будет больше.
|
Дети используя междпредметную связь с литературой должны указать, что Греция страна мифов, мифических героев.
Дети в тетрадях рисуют треугольник и заштриховуют его
|
4
|
Актуализация опорных знаний. Прежде чем мы приступим к знакомству с греческой цивилизацией, давайте вспомним значение термина цивилизация.
Где возникли первые цивилизации?Какие природные условия этому способствовали? Назовите основные занятия людей в древности.
|
Рассмотрев предложенные вопросы, ученики с помощью учителя приходят к выводу: древнейшие цивилизации возникли в Египте и Месопотамии, затем появились цивилизации в Индии и Китае. Возникновению первых цивилизаций способствовали природные условия, которые с одной стороны, благоприятствовали развитию земледелия и скотоводства, а с другой – способствовали совершенствованию цивилизации.
|
5
|
Изучение нового материала.
- Географическое положение Древней Греции. Слайд №5.
На Юге Балканского полуострова находится страна Греция. Грецию омывает Средиземное море. Большой пролив между Грецией и Малой Азией называется Эгейским морем, а залив между Грецией и Италией – Ионическим морем. Большие и маленькие острова в Эгейском море составляют Островную Грецию.
|
Дети должны пользуясь атласом самостоятельно составить характеристику географического положения Греции
|
6
|
Раздробленность Греции. Слайд № 6.
Самостоятельная работа с учебником. Страница 132. Пользуясь текстом учебника заполнить картосхему.
Задание: Соотнесите с картосхемами, которые находятся у вас на партах:
Северная Греция; Средняя Греция; Южная Греция (Пелопоннес);
Остров Крит (Работа в парах)
|
Дети работают с картосхемой. Затем сверяются с картосхемой на слайде
|
7
|
2. Природные условия Древней Греции
Прежде чем мы рассмотрим природу Древней Греции, давайте вспомним особенности природы стран Древнего Востока.
А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции и сравним их с природой стран Востока. Слайды №7-8.
|
Учащиеся вспоминают природные условия Египта, Двуречья, Индии и Китая.
Учащиеся, рассматривая карту на слайде №8 предполагают какова природа Греции. Учащиеся заполняют раздаточный материал.
|
8
|
Слайды №9 -10Постановка проблемного задания: В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море. Почему?
|
Учащиеся строят гипотезы причин.
|
9
|
3. Занятия населения. Слайды № 11 - 14
Задание: используя раздаточный материал и опираясь на знания, полученные ранее, попробуйте определить основные занятия древних греков. Какие природные условия наиболее сильно повлияли на занятия греков?
Рассказ учителя о роли оливковых деревьев и винограда в жизни древних греков.
|
Учащиеся работают с раздаточным материалом и делают вывод (предполагаемый вариант): Древние греки занимались ремеслом, мореплаванием, торговлей, выращиванием оливок и винограда.
Дети записывают в тетрадь занятия древних греков
|
10
|
4. Минойская дворцовая цивилизация Слайды № 15-16.
Рассказ учителя о Минойской цивилизации. На острове Крит существовала так называемая минойская цивилизация. Название этой цивилизации происходит от имени легендарного царя Миноса, который, согласно преданию, был первым и самым могучим правителем Крита. Правители Крита жили в огромных благоустроенных дворцах, самый знаменитый из которых раскопан археологами в городе Кноссе.
Задание для учеников. Пользуясь текстом учебника (стр 133), а также иллюстрациями (стр. 135)найти факты, которые доказывают высокий уровень минойской цивилизации.
Задание: как вы думаете, почему на о. Крит не нашли не одной крепости, а на Балканском полуострове каждый город был окружен крепостной стеной.
|
Учащиеся приводят факты: Критяне торговали с Египтом, Двуречьем и другими странами; Фрески; ванные комнаты имелись в дворце;
|
11
|
Слайды №17-18.
|
Учащиеся выдвигают гипотезы причин. Слайд №18
|
12
|
5. Миф о Тесее
Дети, вспомните, что такое миф? Какие мифы вы знаете? Сейчас мы познакомимся с мифом о Тесее.
Слайд № 19. Рассказ учащегося, который получил опережающее задание. Миф о Тесее.
|
|
13
|
6. Гибель Критского царства
Работа с историческим источником.(стр. 134). Комментированное чтение.
Рассказ о Атлантиде.
Слайд № 20
|
Ученики знакомятся с фрагментом исторического документа
|
14
|
Закрепление нового материала. Кроссворд.
Дети, давайте посмотрим на наш треугольник! После каждого пункта плана, мы с вами заштриховывали его. Мы с вами закончили изучать тему «Природа и население Древней Греции» почему же треугольник заштрихован не полностью?
|
Учащиеся коллективно заполняют кроссворд.
|
15
|
Домашнее задание. §27, стр. 131-135.Составить меню жителя Греции.
Итоги урока. Оценивание.
|
|
|