Главная » Разработки уроков » География

Национальные парки и экологические проблемы материка Африка

Цели: расширить и систематизировать знания учащихся о природных зонах Африки; изучить с учащимися наличие экологических проблем на материке Африка; найти пути решения проблем, связанных с изме­нениями в природе, в результате деятельности человека; формировать знания об основных природоохранных территориях Африки, стихий­ных явлениях природы;

формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в природе и человеческой деятельностью; усовершенствовать умения работать с картами атласа; закрепить знания учащихся о животном мире материка;

воспитывать интерес к путешествиям, формировать экологическое со­знание  и ответственность за воздействие каждого человека на природу;

Тип урока: комбинированный урок

Методы и приемы: словесный: рассказ об экологических проблемах на

материке и связи их с деятельностью человека в этом регионе; диспут с учениками о путях решения этих проблем;

наглядный: работа с иллюстрациями органи­ческого мира и природных зон и воздействия на них человека; работа с ТСО - просмотр видеофильма (д/ф о национальном парке Африки «Саренгети»); условно­графический - работа с картами атласа; практический: самостоятельная работа учащихся с карточками и учебником;

проблемного обучения: проанализировав полученную информацию доказать, что влияние человека на природу негативно проявляется в Африке, предложить пути решения этой проблемы;

групповой метод: работа учащихся в группах

исследователей;

игровой метод: сюжетно-ролевая игра с элементами театрализованности, игровые приемы.

Средства обучения (оборудование):учебник, методическое пособие, физическая карта Африки, атлас, иллюстрации природных зон и животных, обитающих в Африке; средства ТСО: DVD-проигрыватель и диски с м/ф «Доктор Айболит и Бармалей», д/ф «Саренгети»; театральные костюмы и др. инвентарь

Понятия и термины: Самумом и сирокко - пылевые бури, сформирован­ные в разных регионах Африки;

Экологические проблемы - изменения в природе, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Дюны - песчаные горы, передвигающиеся по пустыни с помощью ветра.

Национальные парки- территории природной зоны, созданные человеком для охраны дикой природы.

Литература: учебник, методическое пособие, дополнительный материал в виде справочников и энциклопедий; книга «Доктор Айболит» К.Чуковского

Ход урока:

Ход урока или структурные элементы урока

I.                  Организационный момент.

Приветствие и проверка отсутствующих

     II. Актуализация опорных знаний и умений.

На прошлом уроке мы изучили тему «Природные зоны, растительный и животный мир». Как вы усвоили эти

знания, мы определим с помощью театрализованного представления. А сначала проверим ваше умение ориентироваться на карте.

(Читаю отрывок из произведения К.Чуковского, а ученик показывает объекты на карте)

Учитель: Мы живем на Занзибаре,

                   В Калахари и Сахаре,

                   На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-по

                   По широкой Лимпопо.

Молодец! А о животных, обитающих в разных природных зонах расскажут следующие ученики...

(Выходят ребята с мягкими игрушками животных, живущих в Африке. Они рассказывают о природной зоне и кратко о виде животных)

Бегемот, крокодил, слон - саванны и редколесье;

Обезьяна, попугай - влажные экваториальные леса; Верблюд, гепард - пустыни полупустыни

ІІІ. Мотивационный момент.

 Учитель: А в Африке, А в Африке,

На черной Лимпопо,

Сидит и плачет в Африке

Печальный Гиппопо.

Он в Африке, он в Африке

Под пальмою сидит

 И глядя прямо на море

Печально говорит:

Бегемот: Когда же он приедет, доктор Айболит?

(Стук в дверь. Входит ученик в белом халате - доктор Айболит)

Доктор Айболит:     Здравствуйте ребята! Я получил

телеграмму от гиппопотама. Из нее я узнал, что материк Африка подвергается экологическому воздействию, которое негативно влияет не только на природу, но и животных. А что это за проблемы и как с ними бороться мы и узнаем сегодня на уроке и попробуем найти решение этим проблемам. Чтобы все выяснить, мы отправляемся в путешествие, а в этом нам поможет детский писатель Корней Иванович Чуковский. Итак в путь...

(Айболит садится на место)

ІV.Изучение нового материала.

Тема нашего урока «Национальные парки и экологические проблемы материка    Африка»

На уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

ПЛАН

Стихийные явления природы, проявляющиеся в Африке.
Экологические проблемы, связанные с деятельностью человека.
Природоохранные территории Африки.

На Африканском континенте для человека могут быть опасными разнообразные явления природы. Для определения этих негативных явлений у нас создано три исследовательские группы, которые получают карточки с поставленными вопросами.

Задание:    Вы должны самостоятельно в учебнике прочитать соответствующие заданию абзацы, обсудить причины происхождения негативных природных явлений. 1-я группа: рассматривает образование пылевых бурь в пустынях Африки;

я группа: ливневые тропические дожди и засухи в экваториальных лесах;
я группа: биологические эпидемии нападения насекомых (саранча, термиты)

(После выступления учеников и обсуждения)

Вывод: Как мы выяснили, природные экологические проблемы имеют зональный характер и распространяются по территории материка по зонам.

(Входят переодетые ученики, изображающие пиратов и Бармалея. Звучит песня из м/ф «Доктор Айболит и Бармалей». Они поют:

Маленькие дети,

Ни за что на свете Не ходите в Африку гулять!

В Африке - акулы В Африке - гориллы,

В Африке - большие крокодилы.

Будут вас кусать, бить и обижать Не ходите дети в Африку гулять...

й пират: Бармалюша, мы выполнили все твои указания и теперь в Африке начался полный хаос. Теперь все эти акулы, бегемотики с опухшими животиками получат от нас

Бармалей: Так! Команда, равняйсь, смирно!

Быстро отчитаться о сделанном!

ой пират: Можно мне! Можно мне!(тянет руку, в руке у него пила)

Я оставил без дома стадо обезьян, горилл  и  удавов. Бармалей: Каким же образом?

2-ой пират: Я пилил деревья в гиллеях.

Бармалей: Где? Где?

2-ой пират: Гиллеи - это влажные экваториальные леса Африки, где живут такие животные, как мартышки, гориллы, павлины и множество других птиц.

Животные лесов: Вы не только вырубили леса, оставив нас без жилья, вы, спуская бревна со склонов возвышенностей, нарушаете почвенный покров, который ведет к эрозии почв (водной и ветровой). А еще, уничтожая леса, вы не только расширяете зону степи, которая в Африке называется саваннами, но и лишаете планету кислорода.

Бармалей: Умница! Возьми банан.

й пират: А я! А я! Я сделал им такую гадость... Я подпалил саванны. Знаешь, как горит...

Животные саванн: Люди часто так поступают для того, чтобы освободить участки саванн и редколесья для развития земледелия. Они считают, что, сжигая траву, дают земле подкормку в виде золы. Но оказывается, что при пожаре от высокой температуры уничтожается плодородный слой почв вместе с растительностью и животными.

А выпас домашнего скота также уничтожает почвенно­растительный покров, что приводит к наступлению пустыней и полупустыней. А часто из-за орошения почвы подвергаются засолению. А это стихийное бедствие!

 Бармалей: Ох и пакостник! Ох и выдумщик! Возьми с полки ананас.

2-ой и 3-й пираты: Ну здесь ничего нет!!!

1-й пират: Конечно, ведь это же я постарался... Я выпустил в природу целую стаю саранчи, она сожрала весь урожай, а теперь принялась за плантации экзотических фруктов.

Бармалей: Ну, ты, и балда! Как дам больно. Бежим, подумаем, что можно еще сделать. Может отравить водоемы? (Пираты убегают)

Айболит:   Да, действительно, Бармалей со своими

пиратами привели природные зоны Африки к экологической катастрофе. Давайте подумаем, проведем диспут и обсудим следующие вопросы:

(Вопросы написаны на доске)

Какие виды деятельности человека негативно отражаются на природе и почему?
Всегда ли деятельность человека оправдана и как можно предотвратить это воздействие?

(После обсуждения)

Учитель: Как мы с вами увидели, часто деятельность человека приводит к негативному воздействию на природу. Человек стал задумываться над тем, что если так вести себя с природой, то вскоре человечество может потерять среду обитания, т.е. планету. И тогда для сохранения окружающей среды человек стал создавать на всех материках национальные парки, заказники, заповедники. Такие национальные парки были созданы и в Африке. Самые известные из них НгараНгара и Саренгети. Об одном из них вы сейчас посмотрите небольшой фильм.

 Задание: Внимательно смотрите сюжет, а затем вы должны ответить на следующие вопросы:

Где и когда был создан парк Саренгети?
Какую природную зону занимает парк?
Какие животные содержатся в парке?

(После просмотра фильма выслушать ответы учащихся)

Учитель:     Часто природа вызывает у человека

необыкновенные эмоции и чувства, и тогда мы стараемся отобразить их в музыке и картинах. Ребята, давайте попробуем выразить на рисунке то, что услышите в этой музыке.

(Дать краски и кисточки и предложить под музыку нарисовать)

Вопрос: Что вы услышали в этой музыке и что вы изобразили?

(Выслушать 3-4 человека)

А какие цвета и краски лучше использовать, чтобы выразить природу Африки?

Действительно, всю красоту палитры можно увидеть во внешности многих животных материка

 (Показать фотографии животных)

(Возвращаются пираты с Бармалеем)

Бармалей: Дорогие ребята! Мы увидели, что наши действия привели к катастрофе на материке и что пострадала не только природа в целом (почва, воздух, водоемы), но и животный и растительный мир. Мы просим прощение у Доктора Айболита и у всех животных и даем честное слово, что будем беречь природу.

Пираты все вместе: Простите нас, пожалуйста!

Учитель: Мы, конечно же простим вас и еще раз напомним, что от каждого из нас зависит состояние окружающей среды и помните, что вы в ответе за нашу планету.

V. Закрепление полученных навыков и умений.

Творческая лаборатория (работа в группах)

Представьте, что вы вошли в состав экспертной группы ученых, изучающих влияние хозяйственной деятельности людей на природу Африки. Составьте краткий отчет о работе группы по плану, приведенному в таблице.

Название

природной

зоны

Вид хозяйственной деятельности

Последствия

Предлагаемые меры по охране

 

 

 

 

VI. Домашнее задание.

Проработать в учебнике соответствующий параграф. Знать термины. На контурной карте отметить природоохранные территории. Индивидуально подготовить сообщение о национальных парках Африки.

Подготовить проект группе учащихся «Национальный состав материка Африка» (газета)

VII. Подведение итогов.

На уроке мы закрепили знания о природных зонах Африки и выяснили, какие негативные явления происходят на материке. Мы убедились, что не только природа часто немилостива к человеку в этом регионе, но и человек своей деятельностью уничтожает природную среду материка. Конечно, человек пытается изменить ситуацию и стремится сохранить окружающий его мир, поэтому каждый житель планеты должен ответственно относится к экологии.

На уроке вы активно работали, много сделали для того, чтобы урок прошел интересно. Я благодарю наших артистов, которые прекрасно сыграли свои роли. Всем учащимся я ставлю следующие оценки: (прокомментировать поставленные оценки)

Национальные парки и экологические проблемы материка Африка

Скачать конспект (20.9 Kb)



Автор разработки: Фогт Инна Николаевна

Учебный предмет: География

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1370 | Загрузок: 281 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Африка

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»