Главная » Разработки уроков » География |
Цели: расширить и систематизировать знания учащихся о природных зонах Африки; изучить с учащимися наличие экологических проблем на материке Африка; найти пути решения проблем, связанных с изменениями в природе, в результате деятельности человека; формировать знания об основных природоохранных территориях Африки, стихийных явлениях природы; формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в природе и человеческой деятельностью; усовершенствовать умения работать с картами атласа; закрепить знания учащихся о животном мире материка; воспитывать интерес к путешествиям, формировать экологическое сознание и ответственность за воздействие каждого человека на природу; Тип урока: комбинированный урок Методы и приемы: словесный: рассказ об экологических проблемах на материке и связи их с деятельностью человека в этом регионе; диспут с учениками о путях решения этих проблем; наглядный: работа с иллюстрациями органического мира и природных зон и воздействия на них человека; работа с ТСО - просмотр видеофильма (д/ф о национальном парке Африки «Саренгети»); условнографический - работа с картами атласа; практический: самостоятельная работа учащихся с карточками и учебником; проблемного обучения: проанализировав полученную информацию доказать, что влияние человека на природу негативно проявляется в Африке, предложить пути решения этой проблемы; групповой метод: работа учащихся в группах исследователей; игровой метод: сюжетно-ролевая игра с элементами театрализованности, игровые приемы. Средства обучения (оборудование):учебник, методическое пособие, физическая карта Африки, атлас, иллюстрации природных зон и животных, обитающих в Африке; средства ТСО: DVD-проигрыватель и диски с м/ф «Доктор Айболит и Бармалей», д/ф «Саренгети»; театральные костюмы и др. инвентарь Понятия и термины: Самумом и сирокко - пылевые бури, сформированные в разных регионах Африки; Экологические проблемы - изменения в природе, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Дюны - песчаные горы, передвигающиеся по пустыни с помощью ветра. Национальные парки- территории природной зоны, созданные человеком для охраны дикой природы. Литература: учебник, методическое пособие, дополнительный материал в виде справочников и энциклопедий; книга «Доктор Айболит» К.Чуковского Ход урока: Ход урока или структурные элементы урока I. Организационный момент. Приветствие и проверка отсутствующих II. Актуализация опорных знаний и умений. На прошлом уроке мы изучили тему «Природные зоны, растительный и животный мир». Как вы усвоили эти знания, мы определим с помощью театрализованного представления. А сначала проверим ваше умение ориентироваться на карте. (Читаю отрывок из произведения К.Чуковского, а ученик показывает объекты на карте) Учитель: Мы живем на Занзибаре, В Калахари и Сахаре, На горе Фернандо-По, Где гуляет Гиппо-по По широкой Лимпопо. Молодец! А о животных, обитающих в разных природных зонах расскажут следующие ученики... (Выходят ребята с мягкими игрушками животных, живущих в Африке. Они рассказывают о природной зоне и кратко о виде животных) Бегемот, крокодил, слон - саванны и редколесье; Обезьяна, попугай - влажные экваториальные леса; Верблюд, гепард - пустыни полупустыни ІІІ. Мотивационный момент. Учитель: А в Африке, А в Африке, На черной Лимпопо, Сидит и плачет в Африке Печальный Гиппопо. Он в Африке, он в Африке Под пальмою сидит И глядя прямо на море Печально говорит: Бегемот: Когда же он приедет, доктор Айболит? (Стук в дверь. Входит ученик в белом халате - доктор Айболит) Доктор Айболит: Здравствуйте ребята! Я получил телеграмму от гиппопотама. Из нее я узнал, что материк Африка подвергается экологическому воздействию, которое негативно влияет не только на природу, но и животных. А что это за проблемы и как с ними бороться мы и узнаем сегодня на уроке и попробуем найти решение этим проблемам. Чтобы все выяснить, мы отправляемся в путешествие, а в этом нам поможет детский писатель Корней Иванович Чуковский. Итак в путь... (Айболит садится на место) ІV.Изучение нового материала. Тема нашего урока «Национальные парки и экологические проблемы материка Африка» На уроке мы рассмотрим следующие вопросы: ПЛАН Стихийные явления природы, проявляющиеся в Африке. На Африканском континенте для человека могут быть опасными разнообразные явления природы. Для определения этих негативных явлений у нас создано три исследовательские группы, которые получают карточки с поставленными вопросами. Задание: Вы должны самостоятельно в учебнике прочитать соответствующие заданию абзацы, обсудить причины происхождения негативных природных явлений. 1-я группа: рассматривает образование пылевых бурь в пустынях Африки; я группа: ливневые тропические дожди и засухи в экваториальных лесах; (После выступления учеников и обсуждения) Вывод: Как мы выяснили, природные экологические проблемы имеют зональный характер и распространяются по территории материка по зонам. (Входят переодетые ученики, изображающие пиратов и Бармалея. Звучит песня из м/ф «Доктор Айболит и Бармалей». Они поют: Маленькие дети, Ни за что на свете Не ходите в Африку гулять! В Африке - акулы В Африке - гориллы, В Африке - большие крокодилы. Будут вас кусать, бить и обижать Не ходите дети в Африку гулять... й пират: Бармалюша, мы выполнили все твои указания и теперь в Африке начался полный хаос. Теперь все эти акулы, бегемотики с опухшими животиками получат от нас Бармалей: Так! Команда, равняйсь, смирно! Быстро отчитаться о сделанном! ой пират: Можно мне! Можно мне!(тянет руку, в руке у него пила) Я оставил без дома стадо обезьян, горилл и удавов. Бармалей: Каким же образом? 2-ой пират: Я пилил деревья в гиллеях. Бармалей: Где? Где? 2-ой пират: Гиллеи - это влажные экваториальные леса Африки, где живут такие животные, как мартышки, гориллы, павлины и множество других птиц. Животные лесов: Вы не только вырубили леса, оставив нас без жилья, вы, спуская бревна со склонов возвышенностей, нарушаете почвенный покров, который ведет к эрозии почв (водной и ветровой). А еще, уничтожая леса, вы не только расширяете зону степи, которая в Африке называется саваннами, но и лишаете планету кислорода. Бармалей: Умница! Возьми банан. й пират: А я! А я! Я сделал им такую гадость... Я подпалил саванны. Знаешь, как горит... Животные саванн: Люди часто так поступают для того, чтобы освободить участки саванн и редколесья для развития земледелия. Они считают, что, сжигая траву, дают земле подкормку в виде золы. Но оказывается, что при пожаре от высокой температуры уничтожается плодородный слой почв вместе с растительностью и животными. А выпас домашнего скота также уничтожает почвеннорастительный покров, что приводит к наступлению пустыней и полупустыней. А часто из-за орошения почвы подвергаются засолению. А это стихийное бедствие! Бармалей: Ох и пакостник! Ох и выдумщик! Возьми с полки ананас. 2-ой и 3-й пираты: Ну здесь ничего нет!!! 1-й пират: Конечно, ведь это же я постарался... Я выпустил в природу целую стаю саранчи, она сожрала весь урожай, а теперь принялась за плантации экзотических фруктов. Бармалей: Ну, ты, и балда! Как дам больно. Бежим, подумаем, что можно еще сделать. Может отравить водоемы? (Пираты убегают) Айболит: Да, действительно, Бармалей со своими пиратами привели природные зоны Африки к экологической катастрофе. Давайте подумаем, проведем диспут и обсудим следующие вопросы: (Вопросы написаны на доске) Какие виды деятельности человека негативно отражаются на природе и почему? (После обсуждения) Учитель: Как мы с вами увидели, часто деятельность человека приводит к негативному воздействию на природу. Человек стал задумываться над тем, что если так вести себя с природой, то вскоре человечество может потерять среду обитания, т.е. планету. И тогда для сохранения окружающей среды человек стал создавать на всех материках национальные парки, заказники, заповедники. Такие национальные парки были созданы и в Африке. Самые известные из них НгараНгара и Саренгети. Об одном из них вы сейчас посмотрите небольшой фильм. Задание: Внимательно смотрите сюжет, а затем вы должны ответить на следующие вопросы: Где и когда был создан парк Саренгети? (После просмотра фильма выслушать ответы учащихся) Учитель: Часто природа вызывает у человека необыкновенные эмоции и чувства, и тогда мы стараемся отобразить их в музыке и картинах. Ребята, давайте попробуем выразить на рисунке то, что услышите в этой музыке. (Дать краски и кисточки и предложить под музыку нарисовать) Вопрос: Что вы услышали в этой музыке и что вы изобразили? (Выслушать 3-4 человека) А какие цвета и краски лучше использовать, чтобы выразить природу Африки? Действительно, всю красоту палитры можно увидеть во внешности многих животных материка (Показать фотографии животных) (Возвращаются пираты с Бармалеем) Бармалей: Дорогие ребята! Мы увидели, что наши действия привели к катастрофе на материке и что пострадала не только природа в целом (почва, воздух, водоемы), но и животный и растительный мир. Мы просим прощение у Доктора Айболита и у всех животных и даем честное слово, что будем беречь природу. Пираты все вместе: Простите нас, пожалуйста! Учитель: Мы, конечно же простим вас и еще раз напомним, что от каждого из нас зависит состояние окружающей среды и помните, что вы в ответе за нашу планету. V. Закрепление полученных навыков и умений. Творческая лаборатория (работа в группах) Представьте, что вы вошли в состав экспертной группы ученых, изучающих влияние хозяйственной деятельности людей на природу Африки. Составьте краткий отчет о работе группы по плану, приведенному в таблице.
VI. Домашнее задание. Проработать в учебнике соответствующий параграф. Знать термины. На контурной карте отметить природоохранные территории. Индивидуально подготовить сообщение о национальных парках Африки. Подготовить проект группе учащихся «Национальный состав материка Африка» (газета) VII. Подведение итогов. На уроке мы закрепили знания о природных зонах Африки и выяснили, какие негативные явления происходят на материке. Мы убедились, что не только природа часто немилостива к человеку в этом регионе, но и человек своей деятельностью уничтожает природную среду материка. Конечно, человек пытается изменить ситуацию и стремится сохранить окружающий его мир, поэтому каждый житель планеты должен ответственно относится к экологии. На уроке вы активно работали, много сделали для того, чтобы урок прошел интересно. Я благодарю наших артистов, которые прекрасно сыграли свои роли. Всем учащимся я ставлю следующие оценки: (прокомментировать поставленные оценки) |
Автор разработки: Фогт Инна Николаевна Учебный предмет: География Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1370 | Загрузок: 281 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |