Главная » Разработки уроков » Биология |
Данная работа представляет собой методическую разработку для проведения первого урока по теме «Дыхание» (на изучение темы отводится 5 часов) в 9 классе в соответствии с «Программой для общеобразовательных классов. Биология , 7-9 классы К.: Ирпень: Перун, 2005». Разработка содержит: 1.конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся, продолжительностью этапов урока (в виде таблицы) и ожидаемыми результатами 2.презентации: «Строение органов дыхания», «Эрудицион» (созданы в ) 3.видеофайл «Строение органов дыхания» (формат МР4), 4.аудиозапись отрывков из оперы Джузеппе Верди. «Луиза Миллер», арии Ренато Брузон и Кати Ричарелли (формат МР3), 5.раздаточный материал: схема строения дыхательной системы из сборника Алькамо И.Э. Биология. Учебное пособие (приложение 1) В ходе создания данной работы были использованы программные продукты Windows: Word, PowerPoint. Аудиофайлы и видеоматериал были взяты с ресурса YouTube. Минимальные требования для корректного просмотра данной работы Windows 2003, медиаплеер Windows Media. Тема: Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат Цели и задачи урока: изучить функции органов дыхания в соответствии с их строением; Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Строение органов дыхания»[1], видеофайл «Строение органов дыхания»[2], аудиозапись отрывков из оперы Джузеппе Верди. «Луиза Миллер»[3], арии Ренато Брузон и Кати Ричарелли, раздаточный материал: схема строения дыхательной системы (приложение 1)[4], фломастеры, карандаши, вопросы в классе и домой, снежинки. Рекомендации по подготовке к уроке: Ознакомиться с презентационным материалом, т.к. он содержит гиперссылки, триггеры и анимацию. Перед началом урока разложить раздаточный материал. Ход урока
I.Организационный этап II.Актуализация опорных знаний, активизация познавательной деятельности, мотивация (слайд 1-2) Какие основные признаки живого вы знаете? Учитель: Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды – несколько суток. О том, что человек может очень долго обходиться без пищи, свидетельствует и случай «голодной забастовки», зарегистрированной более в 1920 году в ирландском городе Корке. Группа из 11 ирландских патриотов во главе с мэром города Корка лордом Теренцием Мак-Суини (Terence MacSwiney), находящихся в тюрьме, решила заморить себя голодом в знак протеста против британского господства в их стране. День за днем газеты передавали новости из тюрьмы, и на 20-й день они стали утверждать, что узники умирают, что уже послано за священником, родственники заключенных собрались у ворот тюрьмы. Такие сообщения передавались на 30-й, 40-й, 50-й, 60-й и 70-й день. На самом же деле первый заключенный (Мак-Суини) умер на 74-й день, второй — на 88-й день, остальные девять человек на 94-й день отказались от голода, постепенно поправились и остались живы. А без чего он не может прожить даже несколько минут? Задержите дыхание насколько это возможно. (Через несколько минут обсудить ощущения, возникшие после задержки дыхания) Как вы себя чувствуете? Почему вы это ощутили? (Возможные варианты ответов: недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах) Сколько времени мы можем не дышать? (Без воздуха мы не можем прожить и 10 минут. Хотя некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а иногда 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти.) Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». А французский ученый 18 в. Лавуазье «Жизнь – это горение» Как вы думаете почему? На партах у вас лежат снежинки, без помощи рук постарайтесь сдвинуть снежинку с места (30 с) Какой орган вы при этом использовали? III.Объяснение нового материала (25 минут) (слайд 3-5) (Домашнее задание §29-30, дополнительно – творческое задание для любознательных) [Скругленный прямоугольник: Вопрос домой для любознательных При погружении под воду обычно используется акваланг. К сожалению опыт использования акваланга показал, что с его помощью погружаться можно только на глубину до 40 метров. Объясните, почему дальнейшее погружение опасно для жизни аквалангиста? Каким образом человек сумел решить эту проблему?] Определение дыхания (слайд 4). (В конспект записать тему урока и определение дыхания) Значение дыхания (слайд 5) (Записать в конспект значение дыхания) Строение органов дыхания (слайд 6) «Шпаргалка» Для выполнения следующего вида работы учеников объединить в группы по 2-4 ученика. Раздать каждой группе карточки с вопросами и каждому ученику выдать схему строения дыхательной системы из сборника (приложение 1) Учитель: С помощью учебника составьте «шпаргалки» по карточкам, которые вы получили. Карточки: 1. Используя тест учебника на стр.85 §30, ответьте на вопросы: Какое строение имеет носовая полость? 2. Используя тест учебника на стр.87 §30, ответьте на вопросы: Какое строение имеет гортань? 3. Используя тест учебника на стр.87 §30, ответьте на вопросы: Какое строение имеет трахея? 4. Используя тест учебника на стр.88 §30, ответьте на вопросы: Какое строение имеют бронхи? 5. Используя тест учебника на стр.89 §30, ответьте на вопросы: Какое внешнее строение имеют легкие? 6. Используя тест учебника на стр.87 §30, ответьте на вопросы: Какое строение имеет голосовой аппарат? 7. Используя тест учебника на стр.89 §30, ответьте на вопросы: Какое внутреннее строение имеют легкие? Учитель: Каждая пара зачитывает свою «шпаргалку», не называя орган, о котором идет речь. Задача всех остальных учеников угадать, о чем идет речь. (слайд 6 содержит гиперссылки на слайды 11-22 со строением и функциями органов дыхания) Перед каждым учеником лежит лист с рисунком дыхательной системы(приложение №1) из сборника Алькамо И.Э. Биология. Учебное пособие По мере того, как объясняется строение органов дыхания, ученики постепенно закрашивают этот орган у себя на рисунке. В тетради постепенно составляется схема прохождения воздуха по дыхательной системе. IV.Закрепление (слайд ), (эрудицион) (10 мин) Учитель: Для закрепления, изученного материала просмотрим видеофрагмент о строении дыхательной системы (продолжительность 1мин 30с), после чего, можно будет проверить насколько хорошо усвоен новый материал) Игра «Он – она» На экране 2 типа связок: одни мужские другие женские. Угадайте какой тип связок принадлежит мужчине? (слайд 8) (При нажатии на изображение мужских связок (А) – звучит отрывок из оперы Джузеппе Верди. «Луиза Миллер», ария Ренато Брузон (баритон), при нажатии на изображение женских связок (Б) – звучит отрывок из оперы Джузеппе Верди. «Луиза Миллер», ария Кати Ричарелли (сопрано. Или при нажатии на буквы «А» и «Б» появляются подписи под связками) Как располагаются голосовые связки во время разговора, шепота, молчания. Выберите правильные ответы. (слайд 9) Предлагаю поиграть в игру «крестики-нолики». Для этого объединяемся в 2 команды (по рядам). На экране 9 секторов, в каждом секторе вопрос по изученной теме. Нужно выбрать сектор и ответить на поставленный вопрос. Если ответ верный в секторе появится ваш знак «Крестик» или «Нолик» (например, команда справа – «крестики», команда слева – «нолики») Вопросы для игры В каком органе дыхательной системы человека происходит газообмен? Комментированный просмотр видеофрагмента «Строение органов дыхания» (продолжительность 2 минуты). V.Рефлексия VI.Подведение итогов. [1] Режим доступа: https://sites.google.com/site/biologiavskole/ на странице «Презентации» [2] Режим доступа: https://sites.google.com/site/biologiavskole/, раздел «Полезные ссылки» [3] Режим доступа: https://sites.google.com/site/biologiavskole/, на странице «Презентации» [4] Биология. Учебное пособие/ И.Эдвард Алькамо;Пер.с англ. –М.:ООО»Издательство Астрель: ООО «Издательство АСТ», 2002 |
Автор разработки: Криворучко Наталья Анатольевна Учебный предмет: Биология Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 779 | Загрузок: 214 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |