Главная » Разработки уроков » Биология |
Цель: мобилизовать знания учащихся о иммунитете, инфекционных болезнях; раскрыть пути передачи инфекционных болезней через воздух; познакомиться с профилактикой наиболее распространенных заболеваний дыхательной системы. Актуализация опорных знаний учащихся и мотивация учебной деятельности Задачи и цели урока. Перед тем, как начать изучение нового материала, учитель предлагает повторить изученный материал в виде викторины «Дальше». Класс делится на две команды «Бронхи» и «Легкие». За 1 минуту участники должны ответить на максимальное количество вопросов. Если ответ известен, то член команды поднимает руки и отвечают. Если ответ неизвестен, тог дети говорят: «Дальше». За правильные ответы ученики получают жетоны. Два участника – счетчики ( один на доске записывает баллы для команды, другой следит за временем). Вопросы: 1.Где расположен дыхательный центр? (продолг. мозг) 2.Место газообмена между легкими и кровью? (легочные пузырьки) 3.Место образования CO2 в организме? (клетки тканей) 4.Где находятся голосовые связки? (в гортани) 5.Причина увеличения грудной клетки? (вдох) 6.Наиболешее количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха? ( ЖЗЛ) 7.Место окисления органических веществ? (клетки тканей) 8.Тонкая пленка на поверхности легких? (плевра) 9.Какие мышцы берут участие в дыхательных движениях? (диафрагма, межрёберные) 10.Очищает и увлажняет в дыхании воздух? (носовая полость) 11.Самая продолжительная часть дыхательного пути? (бронхи) 12.Дыхательные рефлексы – это.. (чихание, кашель) 13.Что такое иммунитет? (защитные реакции организма) 14.Болезни вызываемых возбудителями, передающихся от одного человека к другому? (инфекционные) 15.Совукупность процессов, в результате которых происходит поглощение организмом кислорода и выделение из него углекислого газа – это.. (дыхание) 16.Что такое дыхательный пигмент и где он находится? (гемоглобин, в эритроцитах) 17.Количество долей в легких? ( правая – 3, левая – 2) 18.От чего зависит частота дыхательных движений? ( от концентрации CO2 в крови) Наш опрос показал, как справились команды. ( называет) Затруднение вызывали следующие вопросы… Давайте на них остановимся (даются правильные ответы уже всем классом). Жетоны, полученные вами, оцениваются в два балла. В конце урока, про подведении итогов, мы их учтем и по количеству жетонов вы получите оценки.
Изучение нового материала. Ребята, скоро вы закончите школу и пойдете учиться в разные учебные заведения. Сегодня я предлагаю вам представить себя студентами медицинского мединститута. Все вы приглашены на консилиум ведущих специалистов, посвященных болезням органов дыхания, их лечению и профилактике. Сегодня своими знаниями в этой сфере с вами поделятся: 1.Доктор медицинских наук, терапевт. 2.Кандитат медицинских наук, фтизиатр 3.Профессор, пульмонолог. 4.Врач – гомеопат. Наши коллеги охарактеризуют симптомы различных заболеваний дыхательной системы, а вы, выслушав их, можете высказать предположение – о каком заболевании идет речь. Если врачи согласны с вами, то окончательный диагноз вы тоже можете занести в свои конспекты. Выступление врачей Терапевт Повышенная t тела, озноб, слабость, насморк, чихание, возможен кашель. Вызывается вирусом, которые при чихание и кашлем попадают в воздух. (грипп) Воспаление бронхов с преимущественным с поражением их слизистой оболочки. Характерен кашель с выделением мокроты, одышка, боль в груди, хрипы в легких.t тела может быть нормальной. Возникает как осложнение после инфекционных болезней, или в связи с переохлаждением, понижением иммунитета. ( бронхит). Пульманолог Аллергическое заболевание, характеризуется периодическими приступами удушья и кашля связанными с нарушением бронхиальной проходимости. Эти нарушения вызываются накоплением в крови и тканях аллергенов, которые приводят к спазмам бронхов. Причина – наследственная предрасположенность, загрязнение окружающей среды, продуктов питания, воды. ( бронхиальная астма) Острое инфекционное заболевание, характеризуется внезапным повышением t тела (38-390с), ухудшение общего состояния, появление одышки, болей в боку, кашель. Причины: осложнение бронхита или различные виды бактерий, переохлаждение, перегрузки. Курение, недостаточное питание. (пневмония) Тяжелое инфекционное заболевание, поражается слизистая оболочка горла, происходит его отек, наблюдается повышенная t тела (до 400с), сильная интоксикация (отравление) всего организма. Болезнь протекает очень быстро, поэтому для лечения этого заболевания людям вводят сыворотку. Взрослым и детям для предупреждения этой болезни делают прививки. (дифтерия) Фтизиатр Инфекционная болезнь, при которой разрушается ткань легких, что может привести к смерти человека. Возбудитель попадает в организм воздушно-капельным путем, может длительное время находиться в организме человека, н вызывая болезни. В неблагоприятных условиях (плохое условие жизни, питание, переохлаждение организма) возбудитель активизируется и человек заболевает. Наличие возбудителя в организме проверяют при помощи пробы манту. Ее положительная реакция говорит о присутствии возбудители этой болезни в организме. (туберкулез) Учитель. После полученной информации можно сделать общий вывод о том, какие профилактические меры нужно предпринимать, чтобы избегать заболеваний дыхательной системы. ( называют и записывают в тетрадь) 1.Соблюдать особые правила в период эпидемий ( делать прививки, как можно реже посещать многолюдные места, избегать контактов с больными людьми). 2.Соблюдать режим дня и правила личной гигиены, полноценное питание, не переутомляться. 3.Избегать переохлаждения организма. 4.Не уклоняться от медицинских осмотров. 5.Повышать сопротивляемость организма к инфекционным болезням с помощью закаливания, физических упражнений. Современная медицина обладает большим количеством эффективных лекарственных средств, при помощи которых можно лечить заболевания органов дыхания. Но все чаще врачи начинают обращаться к народным методам лечения при помощи лекарственных растений, признавая их высокую эффективность. Сегодня для вас выступит врач-гомеопат, который расскажет о народных методах лечения дыхательной системы. Гомеопат Для облегчения дыхания при простуде, бронхите необходимо делать ингаляции. Можно, покрывшись махровым полотенцем, подышать над кастрюлей с варящим картофелем или отваром из эвкалипта, шалфея, почек сосны. Во время заболевания важно употреблять вовнутрь отвары таких растений: анис, мать-и-мачеха, фиалка трехцветная, багульник, почки сосны. При сухом кашле эффективен сок редьки или лука. Эти овощи режут на мелкие кусочки, засыпают сахаром и помещают в теплое место на 2-3 часа. Затем сок процеживают и пьют по 1-2 чайной ложке 3 раза в день. При заболеваниях верхних дыхательных путей можно полоскать горло отваром ромашки аптечной, шалфея или раствором питьевой соды. Для повышения иммунитета нужно принимать настойку эхинацеи (продается в аптеках), есть побольше лимонов и апельсинов ( из-за высокого в них содержания витамина С). Спасибо за интересную информацию. Теперь можно подвести итог нашего урока. (подводит итог) Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся 1.Что вызывает грипп, как передается эта болезнь? Чем она опасна. 2.Что является возбудителем туберкулеза, меры профилактики этой болезни? 3.Симптомы и методы лечения дифтерии? 4.Какие органы поражает бронхит и бронхиальная астма? 5.Симптомы пневмонии? 6.Профилактичские меры заболеваний дыхательной системы? 7.Назвать лекарственные травы, которые можно использовать для лечения органов дыхания? Д/з прочитать, пересказать S34, ответить на вопросы №1-5 с.94 Выставление оценок. Подсчет жетонов полученных за правильные ответы. |
Автор разработки: Орлова Светлана Анатольевна Учебный предмет: Биология Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 736 | Загрузок: 219 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |