Главная » Разработки уроков » Биология |
Тема урока: Видоизменение побегов. Школа: КУ «ЛУВК средняя общеобразовательная школа I-II ст. – лицей №24» Учитель: Серикова Елена Викторовна Предмет: биология Раздел I: Царство растения. Класс: 7а (25 учащихся), урок 45 минут Тип урока: комбинированный. Технология обучения: проблемное обучение, ИКТ Формы работы: индивидуальная, работа в группах (коллективная) Цель урока: выяснить строение видоизменённых побегов – корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования. Задачи урока: образовательная или обучающая: углубить знания о строении и функциях видоизменённых побегов, закрепление и развитие знаний учащихся о вегетативных и генеративных органах, их функции, побеге, как сложном вегетативном органе; ТСО, оборудование: комнатные растения, таблица “Видоизменения побегов”, гербарий, приготовленный учениками, учебник, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point, ММУ, ПК, экран. Оформление доски: На доске записана тема урока, записаны проблемные вопросы, которые необходимо решить на уроке. Методы и приемы: словесный (рассказ с элементами беседы), практический, логический (проведение сравнений корневища, клубня, луковицы); установление общих признаков, организационный – выполнение лабораторной работы. Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности видоизменения побегов, умеют логически мыслить «побег – стебель с расположенными листьями и почками, что луковица – видоизменённый побег»; понимают общее и различное между понятиями клубень и луковица, корень или корневище, их значение для растения и возможность практического использования. СТРУКТУРА УРОКА И ХОД УРОКА №5 I. Вводная часть. Организационный этап: приветствие, сообщение темы и цели урока (1 мин). II. Актуализация опорных знаний (4 мин). Биологический диктант (устно) Под кожицей стебля находится слой клеток … (пробки) III. Мотивация опорных знаний (2 мин). СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА: Работая на промышленном участке, ученики выкопали пырей и стали его рассматривать. «Какой длинный корень!» – сказал один ученик. «Это корневище,» – возразил ему другой. Кто из них ошибся и почему? Учитель: Поможет разрешить эту ситуацию новый материал данной темы. IV. Изучение нового материала (20 мин). Учитель: В результате приспособления растений к разным условиям среды их побеги видоизменялись. Какие же бывают видоизменения? На экране ММУ дана схема. ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ПОБЕГОВ
Учитель: Ребята, знаете ли вы, как используются растением, образовавшиеся в листьях органические вещества? Выслушав предположения учеников, продемонстрировать проросшие лук и клубни картофеля. Учитель: Из чего развились проростки на клубнях и на чешуях луковиц? Что представляют собой клубни и луковицы? Учитель: Клубень – утолщённый подземный побег. Какое он имеет строение? Предполагаемый ответ: - основание; - верхушка; - глазки. Учитель: Что собой представляют глазки? Предполагаемый ответ: - почки; - листья. Учитель: Глазки – это боковые пазушные почки клубня, расположенные в пазухах недоразвитых чашевидных листьев. Так можно ли считать клубень картофеля видоизмененным побегом? Предполагаемый логический ход мыслей учащихся: - есть недоразвитые листья; - листья растут на побеге; - значит, клубень – это и есть побег. Учитель: В видоизменённых побегах откладываются в запас органические вещества: в клубнях и корневище – в сердцевине. - Где находится запас органических веществ у луковиц? - Что представляют собой их запасающие органы? Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим строение луковицы. Учитель: Луковица – укороченный подземный побег, стеблевая часть которого представлена плоским утолщением-донцем. Какое луковица имеет строение? (На экране ММУ изображение луковицы в разрезе). Предполагаемый ответ: - донце; - снизу донца - придаточные корни; - мясистые сочные листья; - сухие чешуи. Учитель: Так, исходя из составляющих строения луковицы, докажите, что луковица – побег. Предполагаемый ответ: - донце – стебель; - под донцем расположены придаточные корни; - над донцем – сочные листья. ВЫВОД: т.к. побег – стебель с расположенными листьями и почками, то луковица – видоизменённый побег. Учитель: Теперь мы можем разрешить проблемную ситуацию, спор учеников, пырей имеет корень или корневище? Что же такое корневище? Предполагаемый ответ: [Проросток] Корневище – это видоизменённый подземный побег. Каково его строение? Найдите ответ на вопрос в учебнике на с.56. Предполагаемый ответ: - имеет чашевидные листья; - имеет боковые почки; - имеет верхушечные почки; - не имеет корневого чехлика. Из предложенных ответов сделаем вывод? ВЫВОД: корневище – побег. Учитель: Ребята, мы с вами вместе провели исследование и пришли к выводу, что корневище, клубень и луковица – это подземные видоизменённые побеги. Со строением и значением надземных видоизменённых побегов мы ознакомимся после изучения темы «Лист». V. Закрепление изученного материала (13 мин). Учитель: Домашним заданием было провести практическое исследование по определению плодов и видоизменённых побегов. Перед выполнением лабораторной работы №6, и используя изученный теоретический материал, сформулируйте вывод. Предполагаемый ответ: - из предложенного исследовательского материала к плодам относятся яблоко, огурец; - видоизменённые побеги – картофель, луковица. Учитель: Правильно. Прошу открыть тетради для лабораторных работ, используя все полученные знания и практические наблюдения, выполнить лабораторную работу №6. Учитель: О каких видоизменениях говорится в загадках? У лысой головки Есть глазки и бровки, Глаза чуть-чуть раскосы, А брови – безволосы. (Клубень картофеля) Десять бочек туго Вставлены друг в друга, И только дно У них одно. (Луковица, дно – укороченный стебель) В земле верёвочка, А в ней – кладовочка. (Корневище пырея) Учитель: Правильно. Видоизменённые побеги служат резервуаром запаса питательных веществ, а также растения с их помощью могут вегетативно размножаться. - Чему мы сегодня научились на уроке? - Что мы нового узнали? VII. Домашнее задание (1 мин): изучить § 14, подготовить дополнительный материал по видоизменениям побегов. Используемая литература: 1. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. Біологія. 7-11 класи. Київ. Ірпінь. 2005. 2. Биология. Учебн. для 7 кл. общеобразоват. учеб. завед. / В.Р.Ильченко, Л.Н. Рыбалко, Т.А. Пивень – Полтава: Довкілля – К, 2007. – 240с.: ил. 3. Усі уроки біології. 7 клас / Ю. Г. Гамуля, О. В. Гамуля. – Х.: Вид. група «Основа», 2007. – 176 с. 4. Биология. 7 класс: Разработки уроков. – Х.: Изд-во «Ранок»,2011. – 304 с. – (Новый мастер-класс). |
Автор разработки: Серикова Елена Викторовна Учебный предмет: Биология Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 712 | Загрузок: 250 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |