Главная » Разработки уроков » Биология |
Цель урока: познакомить учащихся со строением побега, а также изучить строение и виды почек. Задачи: обучающая - научить различать побеги деревьев и кустарников, изучить строение почек, раскрыть взаимосвязь строения почек с выполняемыми ими функциями, закрепить умения работать с лабораторным оборудованием; развивающая - развивать умение выявлять главное, обобщать, сравнивать и делать выводы; воспитывающая- формировать умения совместной деятельности, чувство бережного отношения к природе. Оборудование: побеги деревьев и кустарников, гербарии, таблицы, презентации, учебник «Биология 7 класс», ММУ. Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный, организационный. Тип урока: комбинированный Класс: 7 Дата: ХОД УРОКА I. Организационный этап (1 мин.) II. Проверка домашнего задания (3 мин.) III. Актуализация опорных знаний (3 мин.) IV. Мотивация опорных знаний (2 мин.) V. Изучение нового материала (18 мин.) VI. Закрепление изученного материала (15 мин.) VII. Итог урока (2 мин.) VIII. Домашнее задание (1 мин.) I. Организационный этап. На доске написан эпиграф к уроку. Вскоре, покорный стремлению Новому, стебель восходит, Узел несет над узлом, Новые листья несет. И.В.Гёте II. Проверка домашнего задания. Соберите таблицу: учащимся на парту даётся разрезанная таблица, ее нужно собрать (парная работа).
III. Актуализация опорных знаний. Учитель: Что такое орган? Предполагаемый ответ: Орган – часть организма, занимающая определенное место в организме и выполняющая функции. На доске оформлена заранее схема. § - На какие 2 группы можно разделить органы растений? Заполнение ячеек схемы на доске. [Организационная диаграмма] Схема заполняется только на доске и разными учениками. Учитель: Какому органу природа Особую крепость дала И листья в огромную крону На ветках его собрала? § - О каком же вегетативном органе пойдет речь? Предполагаемый ответ: - о побеге. IV. Мотивация опорных знаний § Как великий немецкий поэт ответил на вопрос: «C чего начинается побег?» Анализ эпиграфа урока V. Изучение нового материала. Учитель: Растение имеет подземную часть - корень и надземную часть -побег. Как образуется побег? Почему имеет такое название? Предполагаемые ответы: - побег растет из зародышевого корешка, стебелька и почечки; - старается пробиться из «царства тьмы» на свет. Учитель: Действительно, побег имеет не зря такое название, так как он, получив запас питательных веществ от корня, «бежит» из «тьмы» на «свет». Проблемный вопрос: Зачем побегу необходим свет, есть ли связь в будущем побега с корнем, окажется ли он благодарен корню за тот запас веществ и энергии для своего роста? Каково же значение побега для растения? Учитель: Прошу нарисовать рисунок у себя в тетради и по ходу объяснения ввести на нем обозначения (рисунок на доске). Побег имеет узлы (1) – это место прикрепления одного или нескольких листьев к стеблю. Расстояние между соседними узлами называется междоузлием (2). Угол между листом и стеблем называется пазухой листа (3) Учитель: Прослушайте отрывки стихотворений, подумайте, о чем идет речь? У дедушки Дерева Добрые руки, Большие, зеленые, добрые руки. Наверно, их сто или сто двадцать пять, Чтобы всех покачать, Чтобы всех покатать! Предполагаемый ответ: - добрые руки – это ветви с листьями; - листьев много; - ветви с листьями связаны. Учитель: На ветках дерева, Как плотные комочки, Уснули до весны Малышки – почки. § -Что такое почка? § -Почему они уснули до весны? Почка – это зачаточный побег. Какие существуют виды почек? Используя учебник на стр. 48, найти ответы на вопросы и оформить в виде схемы. 1 вариант: виды почек; 2 вариант: виды почек по месту их расположения на побеге. Предполагаемые ответы: 1 вариант: [Организационная диаграмма] 2 вариант: [Организационная диаграмма] Учитель: Может ли человек изменить формирование кроны растения? Предполагаемый ответ; - Да. § - Но как? Учитель: Так как рост стебля в длину происходит за счет работы конуса нарастания верхушечной почки, то если ее обрезать, начнут разрастаться боковые побеги, и вид кроны меняется. Итак, мы рассмотрели строение побега и можем сделать вывод о значении побега. Предполагаемый ответ: - связывает подземную и надземную части растения; - транспортирует вещества; - иногда фотосинтез. Учитель: Можем ли мы теперь ответить на проблемный вопрос? Предполагаемый ответ: - Да. - Побегу необходим свет для процесса фотосинтеза, протекающего в листьях, в результате которого образуются органические вещества. - Органические вещества транспортируются по растению, питая его и накапливаясь в корне. Следовательно, существует тесная связь между подземной и надземной частями, и существовать друг без друга они не могут. VI. Закрепление изученного материала. Выполнение л/р №4 Предлагается разгадать кроссворд (ММУ). VII. Итог урока. § - Что мы узнали нового о побеге? § - Чему мы научились на уроке? VIII. Домашнее задание: выучить параграф 12, сочинить сказку о строении побега, его функциях и значении. |
Автор разработки: Серикова Елена Викторовна Учебный предмет: Биология Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 695 | Загрузок: 214 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |