Главная » Разработки уроков » Русский язык

Урок - тренинг «Если я растворюсь и исчезну, знаю я: не заплачет никто»

«В том, что я писал, речь шла о тебе; я выплескивал в написанном свои жалобы, которые не мог сказать у тебя на груди. Этим я специально растягивал прощание с тобой, которое, несмотря на то, что его определил, состоялось, как я этого хотел»

Ф.Кафка «Письмо отцу»

Психологический настрой.

Музыка Вивальди «Времена года», «Зима».

-    Какое настроение навевает эта музыка?

-    Перекликается ли она с произведением Ф. Кафки «Превращение».

Сообщение темы урока.

Урок - тренинг «Если л растворюсь и исчезну, знаю я: не заплачет никто»

III. Ожидания от урока.

Напишите на карточках свое имя и что вы ожидаете от урока, подойдите к рисунку, скажите свои ожидания и приклейте к левой чаше весов.

Объединение в группы.

1.  Кафка - жизнь и искусство.

2.  Почему Кафка поделил новеллу на 3 части. Найдите общее в структуре частей произведения.

3.   Почему мы не можем назвать это произведение реалистическим или романтическим, ведь в произведениях реалистов и романтиков широко представлены фактические элементы.

4.    Почему      новеллу   «Превращение»       мы  относим к

экспрессионизму?     Что  такое       экспрессионизм?

Экспрессионизм в живописи.

А сейчас проведем брейн-стоун (вопрос - ответ).

-              Назовите произведения, в которых люди превращались в

чудовищ. Как в них объяснялись причины метаморфозы? Назовите условия обратного превращения.

-    Кто такой Ч. Замза?

-    Какова его прошлая жизнь?

-    Каким он был сыном, братом, служащим, человеком? Можно ли назвать его альтруистом?

-    Как отреагировал Грэгор на метаморфозу, которая с ним произошла?

-    Как вы объясните его намерения пойти на службу несмотря на беду, которая с ним произошла?

-    Как отнеслись к превращению героя его близкие?

-    Найдите в тексте автобиографические элементы (обращение к цитатам).

-    Благодаря чему фантастическое превращение воспринимается как реальное событие?

-    Коснулась ли эта метаморфоза внутреннего мира Грэгора.

-    Можно ли утверждать, что до катастрофы семья была дружной? Приведите примеры из текста.

-    Что выявило превращение Грэгора во взаимоотношениях семейных?

-    Реакция семьи на смерть Грэгора.

-    Что подтолкнуло Грэгора к смерти - приговор или его желание умереть?

-    Почему это случилось именно с Грэгором

Проект

•     Причины одиночества в семье и в обществе.

•     Как должен реагировать человек на удары судьбы (на примере Грэгора)

•     Какие бы вы предложили пути, чтобы изменить судьбу Грэгора?

Слово учителя.

Проанализируйте свое психологическое состояние на этом уроке.

Какие чувства преобладали?

Каждый из вас пусть подойдет, найдет свою карточку. Закончить урок мне хочется, чтобы каждый из вас передавая свечу, символ тепла и добра, пожелал вечности, оставили свои пожелания друзьям.

Франц Кафка 1883-1924

Ф. Кафка - австрийский писатель, один из основателей модернистской прозы. Изображая в своих произведениях духовный опыт, который открылся человечеству в исторических катастрофах и испытаниях времен мировых войн и тоталитарных режимов, Кафка приобрел славу «Пророка XX столетия».

Мировоззрение писателя определялось тремя конфликтами в его внутренней жизни. Это, во первых, противостояние отцу, который в глазах писателя проявил авторитарную власть с ее равнодушием к личности, тоталитарным присутствием и абсурдностью действий. Сложности и психологические тонкости сыновних чувств были зафиксированы в «Письме отцу», который вошел в историю литературы как художественно - исповедальный документ извечных драматических отношений между старшим и младшим поколениями в семье. Второй проблемой было бракосочетание, которое воспринималось Кафкой как нерешенное противоречие между стремлением через женитьбу получить независимость от отца и страхом повредить литературному творчеству. Следствием этих между «за» и «против» женитьбы было его одиночество. Третьей «горячей точкой» внутреннего мира творца была проблема собственного творчества. Занятия литературой он расценивал как единственный смысл и содержание своего существования, хотя чувствовал острое неудовлетворение тем, что выходило из-под его пера. Поэтому многие из его произведений остались незаконченными.

Для художественного мира Кафки характерны:

·        сосредоточенность на проблемах отчуждения человека, обесценивание, обезличивание индивидуума, абсурдность бытия;

·        изображение конфликта человека с таинственной и абсурдной властью, которая встает в образах отца, богов, императоров, сослуживцев, расположенных на бесконечной бюрократической лестнице;

•         герои, отважившиеся на бунт, оказались слишком слабыми и беззащитными, чтобы выдержать позицию отпора картины духовных и физических страданий человека, который попал в жизненную катастрофу - получила наказание со стороны власти;

•         неожиданные проявления сверхъестественного или абсурдного в ходе повседневной жизни;

•         соединение трагического и иронично фантастических элементов и натуралистических деталей, вследствие чего реальность становится похожей на сновидения;

•         усложнена, затемнена символика, которая не поддается однозначному толкованию.

Почему рассказ «Превращение» мы относим к экспрессионизму? Что такое экспрессионизм?

Экспрессионизм (от лат. Expression - выражение) возник в XIX в. Это течение приобрело свое полное звучание в первой четверти XX в., зародился в Германии. Основной творческий принцип экспрессионизма — изображение обостренного субъективного мировоззрения через гипертрофированное авторское «Я». Экспрессионизм возник в искусстве (его основателем называют Эдварда Муни, его пропагандировал Олесь Курбас, который отстаивал стиль «Экспрессивного реализма»).

Как реакция на дегуманизацию общества, обезличивание в нем человека, на распад духовности, засвидетельствованный катаклизмами мирового масштаба начала XX века, экспрессионизму характерно:

-      нервная эмоциональность и пропорциональность;

-      гротеск и гипербола.

Экспрессионисты провозглашали единую реальность - субъективный духовный мир человека. Часто темой произведений экспрессионистов становится изображение внутреннего мира «маленького человека» в период различных социальных изменений.

Экспрессионисты были тесно связаны с реальностью - ею были сформированы. Они осуждали уродливые явления жизни, жесткость, протестовали против войны. Но видение мира экспрессионистами было своеобразное: он казался им хаотичной системой, которой руководят непостижимые темные силы, и от них нет спасения. Единственно реальным является только внутренний, духовный мир человека, его чувства, мысли. Именно он и должен быть в центре внимания писателя. А изображать его необходимо выразительно, ярко, с использованием грандиозных образов - условных, с искривленными пропорциями, чрезмерно напряженными, а именно изображать с помощью экспресс

Тема превращения существует в творчестве всех народов издавна. Она была одной из ведущих в античной мифологии. Великий римский поэт Овидий в своих «Метаморфозах» описал 250 сюжетов всевозможных превращений богов, героев, царей, обыкновенных людей в животных, насекомых, деревьев. Мотив метаморфоз присутствует и в русской и в мировой литературе. Гоголь, Достоевский, Булгаков используют метаморфозу как оптимальный вариант для выражения кричащего «я» художника, его настроений, взглядов.

Как же использует превращение Кафка?

Сам Кафка говорил: «Превращение - страшный сон, страшное видение. Сон снимает покров с действительности, с которой не может сравниться никакое видение. В этом ужас жизни, могущество искусства».

С первых минут превращения жизненный простор Грегора ограничивается стенами комнаты. Ситуация непонимания, отчужденности с каждым днем усиливается. Его попытка приблизиться к родным имела в ответ ужас, жестокость. А добрый и великодушный Грегор считал жесткость отца лишь «чрезмерной суровостью». Невозможно без сочувствия к Грегору читать о том, как его отец, не разобравшись в обстоятельствах, в гневе пытался раздавить Грегора — насекомое ногами, а потом ранил его яблоками, после чего Грегор не мог уже свободно передвигаться даже по комнате.

Возможно, эта сцена была аллегорическим изображением отношений между Кафкой и его отцом. С детства и до последних дней жизни писатель был ничтожеством в глазах отца.

А что может быть ничтожнее, чем насекомое, которое можно раздавить ногой?

Поражает то, что никто из персонажей совершенно не сочувствует, никто не задумывается даже на мгновение, почему случилась эта ужасная метаморфоза, никого не интересует душевное состояние Грегора. Все воспринимают происшествие как неминуемое и обычное. Ситуация становится еще более трагичной, когда даже смерть Грегора семья воспринимает как что-то будничное, равнодушное. Служанка, найдя как-то утром Грегора мертвым, сказала о нем, как о насекомом: «Посмотрите, она сдохла! Лежит и не шевелится». Мать Грегора только равнодушно переспросила: «Мертвый?». Еще страшнее была реакция отца: «Ну, слава Тебе Господи!» - сказал он и перекрестился. И после этого, как будто бы ничего не случилось в семье, вся семья обсуждает свои дела. Выезжает на природу, планирует переезд на новую квартиру, замужество Греты. Страшная реакция на смерть близкого человека, страшное бездушие!

Писатель переживает несчастного человека, маленького и никчемного, который не заслуживает такого жестокого, бездушного и равнодушного отношения к себе: ведь чувства Грегора были выше, благороднее, с добрыми намерениями тянулся к людям.

Такой трагичной раскрылась писателю правда жизни.

Ее трагизм обуславливается, прежде всего, собственным опытом писателя.

Поэтому гуманизм, человеколюбие Кафки не обычны - они трагичны. Это _ Любовь к людям затерянной в большом мире, отчужденной от мира и общества личности с тонкой, нежной и ранимой душой, которая тянется к Людям, чувствует к ним добро, но отбрасывается (отвергается) всеми.

Если Грегор остался человеком, внешне обретя облик животного, то его близкие, наоборот, оставаясь внешне людьми, таковыми быть перестали.

Семья не выдержала испытания трудностями, несчастьем, предала сына и брата, а он по-прежнему исполнен альтруистских чувств и решает исчезнуть навсегда.

Урок - тренинг «Если я растворюсь и исчезну, знаю я: не заплачет никто»

Скачать конспект (44.6 Kb)



Автор разработки: Козаченко Галина Григорьевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 660 | Загрузок: 253 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Кафка

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»