Главная » Разработки уроков » Литература

„Превращение” Ф. Кафки как предостережение человечеству на пороге ХХ века

Цели: ввести учащихся в круг философско-этических проблем и художественных открытий творчества Ф. Кафки, прояснить связь между логикой художественной реальности «Превращения» и мотивом предостережения о духовном кризисе семьи и общества на пороге второй мировой войны, формировать ценностные представления о мире, основанные на понятиях «милосердие», «ответственность», «сострадание».

Задачи:

- ввести учащихся в биографический контекст творчества Ф.Кафки, подвести к пониманию авторского мироощущения;

- организовать познавательную (проектную, исследовательскую, ассоциативно-творческую) деятельность учащихся;

- развивать навыки читательской интерпретации мотивов и образов повести, умение видеть подтекст, исследовать внутренний мир героя;

- развивать умение вести диалог, обосновывая собственную точку зрения;

- обогащать культурный опыт и мировоззрение учащихся.

Опережающее задание: ученический проект «В зеркале биографии Ф.Кафки».

Оформление: раздаточный материал (вопросы и задания для работы в группах), мультимедийные презентации (приложения).

Эпиграф:

 Вокруг тебя спят люди. А ты бодрствуешь и, чтобы увидеть другого, размахиваешь головёшкой, взятой из кучи хвороста рядом с тобой. Отчего же ты бодрствуешь? Но ведь сказано, что кто-то должен быть на страже. Бодрствовать кто-то должен…

                                                               Франц Кафка

Ход урока

Этап предпонимания.  Введение в тему.

Учитель

- Какие мысли и ощущения возникли у вас во время прочтения новеллы? Какие вопросы остались открытыми?

Учащиеся

- Возникло ощущение тревоги и отчаяния. Очень трудно человеку в мире Кафки, больно и страшно. Зачем столько одиночества, страдания? Почему автор не позволяет надеяться на лучшее?

- Для чего понадобилось писателю превращать заурядного служащего в насекомое? Неужели только для того, чтобы описать его мучения, ведь Грегор умирает в отчаянии и смирении?

- Странно, что произошло невозможное, а родители, сестра, сослуживцы и сам Грегор остаются в пределах обывательской жизни, будто не случилось ничего сверхъестественного.

Учитель

В своих первых читательских наблюдениях вы откликнулись на заостренную автором экзистенциальную проблему: «абсурдный герой обитает в абсурдном мире, но трогательно и трагически бьется, пытаясь выбраться из него в мир человеческих существ» (В. Набоков). Ни одно поколение читателей ошеломляет «кафкианский эффект»: «резкое черно-белое письмо, не украшенное никакими поэтическими тропами», точность и ясность изложения контрастируют с кошмарным, фантасмагорическим содержанием. Ф. Кафку считают основоположником литературы абсурда, пробуждающей в читателе тревожные чувства.

Обратимся к понятийному словарю:

Абсурд – нелогичное, необъяснимое явление, нерациональное, лишенное связи с реальностью.

Итак, мы оказались перед несоответствием - проблемой, разрешить которую необходимо погрузившись во внутренний мир героя. Что открывается в нем? Какие назревающие конфликты вскрывает абсурдность? Откуда это пронзительное чувство тревоги, разлада и ответственности перед будущим? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Этап анализа и интерпретации смысла произведения.

      Франц Кафка писал: «Литература – это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу». Какие факты биографии трансформировались в художественном мире новеллы «Превращение»?

Выступление учащихся с проектом «В зеркале биографии» (презентация – приложение 1).

Учитель

Итак, мы отметили природную созерцательность и ранимость Франца Кафки, сложные отношения с отцом, усиливающие разлад между личностью писателя и обществом.

Но ключевыми для нашего исследования являются следующие факты:

 Франц Кафка жил на пороге кровопролитной второй мировой войны, грозившей человечеству тотальным истреблением.

Франц Кафка – еврей по происхождению, он сын народа, ставшего самой катастрофической и беззащитной жертвой фашизма.

Как проницательный художник, он обостренно ощущает скрытые от многих  дисгармоничные процессы, назревающие в обществе и подтачивающие его изнутри. Не пройдет и десятилетия со времени появления новеллы, как в реальном мире произойдут чудовищные перемены: часть Праги, где родился писатель, превратится в гетто для евреев – в промежуточную станцию для депортации женщин, детей, стариков в лагеря смерти. Семья Кафки, его сестры погибнут в концентрационных лагерях. Более 6 млн. человек будут планомерно массово уничтожены во время Холокоста. Посмотрите (слайд презентации) на страшные документальные свидетельства необъяснимой, вывернутой наизнанку действительности, о которой писатель предостерегал, взывая к человечеству в наиболее экспрессивных (выразительных) формах.

 Предлагаю вам, следуя за автором, осознать причины абсурдных превращений, приблизиться к пониманию художественного замысла.

Прочитав новеллу, вы разделили ее на несколько сюжетных сцен. Как вы озаглавили каждую из них?

В результате обсуждения приходим к следующему возможному решению:

Пробуждение.

- Открытые двери.

- Жизнь под диваном.

- Бунт.

-Казнь.

- «Когда заиграла скрипка…».

- Исход.

Что является движущей силой этого сюжета?

Как вы объясните понятие «превращение»? Подберите к нему ряд близких по смыслу слов.

Учащиеся

Превращение – перемены, метаморфозы, перевоплощение, перерождение, преображение.

Учитель

Диапазон найденных вами значений широк: от внешних изменений (перемены) к глубоким внутренним потрясениям (преображение). На каком уровне превращений находится Грегор Замза?

В результате обсуждения приходим к выводу о постоянном пошаговом развитии душевного мира героя. Сверхъестественные обстоятельства застают его врасплох  и   погружают  в оппозицию к обывательскому миру. Возникает «тонкий баланс» между процветанием семьи и отчаянно жалким положением Грегора.

Предлагаю объединиться в группы в соответствии с планом сюжета и сравнить перемены, происходящие как с Грегором, так и с его семьей.

Интерактивная работа учащихся в группах.

Вопросы и задания для самостоятельного анализа текста:

1 группа

«Пробуждение»

- Кем проснулся Грегор - насекомым или человеком?

- В. Набоков заметил: «Как Грегор, так и Кафка не слишком хорошо видят этого жука…Не такая уж большая разница, кем проснуться – жуком или Наполеоном». Что же важно в перевоплощении Грегора? Проследите, какие жизненные приоритеты определяют его мысли и поступки, побуждают к действию вопреки физической боли?

- Попытайтесь мотивировать на первый взгляд нелогичное поведение близких Грегора: внезапно заметались по комнатам, обеспокоенные, но не заметили явных изменений в голосе сына? 

- Выделите в поведении родителей и Грегора детали, обладающие глубоким психологическим подтекстом, раскрывающие истинные  намерения героев. Например, отец стучал в дверь слабо, но кулаком;  Грегор вопреки ожиданию все еще дома.

- Сделайте вывод о преобладании душевного или «физиологического» начала во внутреннем мире Грегора и его родителей.

2 группа

«Открытые двери…»

- Сколько дверей в квартире семьи Замза? Сколько дверей в комнате Грегора? Обозначьте схематически их расположение.

- Проследите, как связана линия открывающихся и закрытых дверей с состоянием Грегора.

- Что происходит с пространством в восприятии Грегора? Как объяснить происходящие перемены? (Мой мир, как будто схлопнулся до точки…).

- Согласны ли вы с утверждением В. Набокова, будто «тяга Грегора к окну… - типичная реакция насекомого на свет: на подоконниках всегда находишь разных пыльных насекомых…. Общая идея насекомого доминирует над человеческими деталями»? Что дает право считать образы окна и дверей символами с глубоким философским содержанием?

- Что проясняет после превращения сцена встречи  Грегора с родителями и управляющим при открытых настежь сквозных дверях? В какой мере проявляются одухотворенное человеческое начало или животный инстинкт в поведении родителей и их страдающего сына?

Комментарий к ответам группы:

 Линия дверей, отворяющихся и затворяющихся, пронизывает весь рассказ. В комнате Грегора три двери, через которые он постоянно взаимодействует с окружающим миром, и которые огораживают его собственный мир, его комнату.

Обозначим их расположение:

                                  мать

   отец                                                сестра

                                           Грегор

Двери словно входы и выходы огромного лабиринта, из которого невозможно выбраться, это зеркальное отображение внутреннего состояния героя. Замза находится в плену собственного тела и сложившегося положения, попытки выбраться из которого напоминают блуждания по коридорам лабиринта. Он всё дальше и дальше уходит в тупик, где « голова его помимо его воли совсем опустилась, и он слабо вздохнул в последний раз…Как только он оказался в своей комнате, дверь поспешно захлопнули, заперли на задвижку, а потом и на ключ».

3 группа

«Жизнь под диваном»

- Почему возник такой заголовок? Какие подробности вы выделяете, что потрясает в описании нового образа жизни Грегора?

Обобщите наблюдения в таблице:

Грегор – насекомое или человек?

Признаки насекомого

(внешнее)

Признаки человека

(внутреннее)

- Какие знаки подает Грегор, сообщая о своей человечности? Почему семья единодушно отрицает, что и в новом облике Грегор остается разумным и мыслящим существом? Почему взывающая к состраданию человечность Грегора безответна? В чем еще семья обманывает Грегора? Сделайте вывод о душевном складе, о переменах, происходящих во внутреннем мире родителей и сестры.

4 группа

«Бунт»

Какие мысли и поступки Грегора можно расценивать как попытку протеста?

Каким образом бунт Грегора обусловлен выносом вещей из его комнаты? Прокомментируйте, с чем ему невыносимо расставаться? Какую роль играет сестра в несчастьях брата?

Как завершается «бунт на коленях»? Почему, отважившись на протест, Грегор сейчас же его прекратил? 

Что сближает Грегора с вечным образом «маленького человека»?

5 группа

«Казнь»

Что позволяет определить сцену метания яблок как казнь загнанного в угол человека?

Какие подробности сцены вызывают у вас особенную жалость и подчеркивают беззащитность Грегора?

Как объяснить необычайную злобу отца? Прокомментируйте его слова: «Ведь я же этого ждал». Какие превращения произошли с отцом Грегора?

В какой мере мать и сестра принимают участие в «казни» Грегора? Кто еще участвует в его травле? Кто произносит приговор: «Мы должны избавиться от него»?

Подведите итоги перемен в отношениях домочадцев с Грегором.

6 группа

«Когда заиграла скрипка…»

Что позволяет трактовать эту сцену как важное событие последних дней жизни Грегора?

Обоснуйте ответ на вопрос, заданный в повествовании: «Был ли Грегор животным, если музыка так волновала его?». К кому обращен этот вопрос?

Подведите итоги внешних и внутренних перемен Грегора.

Обобщите наблюдения в таблице:

Метаморфозы  внешнего облика

Перемены в мироощущении

7 группа

«Исход»

Какой эпиграф из текста можно подобрать к этой части сюжета?

Какие подробности усиливают впечатление обреченности и отверженности героя?

Как проявляется контраст в отношениях Грегора с родителями и сестрой?

Прокомментируйте наблюдения: «Грегор мертв; утром служанка находит высохшее тело, и семью насекомых охватывает чувство облегчения…» (В. Набоков). Что позволяет назвать родственников Грегора семьей насекомых?

Почему «чувство облегчения» домочадцев так безотрадно для нас?

Выступление групп. Обобщение наблюдений.

Обобщим наши наблюдения, построив диаграмму соотношения «духовного» и «физиологического» в мире Грегора и его семьи.

Векторы превращений противоположны: у Грегора – в направлении преображения, у обывателей –  деградации человеческих  качеств.

Оказывается очевидным возрастание человечности Грегора, прощающего и жертвующего собой, невзирая на предательство семьи. Превращение в жука, исказившее, изуродовавшее его тело, ярче высветило его тонкую, нежную человеческую душу.

В то же время с родителями, сестрой, слугами происходят необратимые  перемены: привычка, равнодушие, инстинкты насекомых  (истребление слабого) разрушают их внутренний мир. «Грегор -  человек в обличии насекомого; его родичи – насекомые в человеческом облике» (В. Набоков). 

Следовательно, даже непредвиденное событие, точка во времени, вызывает чувство тревоги, ответственности и проверяет меру человеческого в каждом из нас.

Франц Кафка писал: «Вокруг тебя спят люди. А ты бодрствуешь и, чтобы увидеть другого, размахиваешь головёшкой, взятой из кучи хвороста рядом с тобой. Отчего же ты бодрствуешь? Но ведь сказано, что кто-то должен быть на страже. Бодрствовать кто-то должен».

Итог урока

- О чем предупреждает человечество Ф. Кафка?

О разрушительной силе обывательского равнодушия, которое ведет личность к гибели и разрешает самые страшные преступления против человечества.

Пророчески предвидит превращение семьи насекомых, изгнавших сына - человека, в общество насекомых с изощренно-бездушной нацистской моралью, уничтожавшей народы.

Рефлексия.

Какие ассоциации вызывает у вас название новеллы «Превращение»?

(приложение 2 - презентация)

Домашнее задание

Сочинение на тему по выбору учащихся:

- Почему погиб Грегор Замза?

- О чем предупреждает человечество новелла «Превращение»?

- Мое восприятие новеллы «Превращение».

- Жуку, в которого превратился Грегор, достаточно было лишь вылететь в распахнутое окно. Почему он остается?

„Превращение” Ф. Кафки как предостережение человечеству на пороге ХХ века

Скачать конспект (1.06 Mb)



Автор разработки: Голущак Ольга Анатольевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 3553 | Загрузок: 300 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Кафка

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»