Главная » Разработки уроков » Русский язык

Склонение имён существительных. Мягкий знак на конце имён существительных

Группа А – учащиеся с высоким потенциалом учебных возможностей.

Группа Б – учащиеся со средними учебными возможностями.

Группа В – слабоуспевающие школьники.

Урок можно представить следующей схемой:

I.            Совместная постановка задачи.

II.            Дифференцированное повторение необходимого материала.

III.            Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение.

IV.            Дифференцированное закрепление. Проверка результатов работы каждой группы с участием остальных.

V.            Общий итог усвоения материала.

VI.            Дифференцированное домашнее задание.

Тема: Склонение имён существительных. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Цель: совершенствовать умение склонять имена существительные, определяя тип склонения, навык употребления ь после шипящих на конце имён существительных; повторить значения падежей и умение употреблять имена существительные в нужном падеже; развивать логическое мышление; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: мультимедийная установка, учебник.

Ход урока

1. Совместная постановка задачи.

- Прочитайте тему урока и скажите, какая задача стоит сегодня перед нами?

- Материал прошлого занятия тесно переплетается с темой сегодняшнего. О чём шла речь на прошлом уроке?

2. Дифференцированное повторение необходимого материала.

Задание группе А.

- Напишите похвалу категории рода имени существительного (проза, поэзия).

Задание группе Б (на экране).

- Вставив пропущенные буквы, согласуйте определения, выраженные именами прилагательными, с существительными. Сделайте вывод.

Мой брат ужасн... непоседа.

Юля – лучш... запевала в школьном хоре.

Как... же ты соня, мой малыш!

Антон никогда не был так... невежд....

Даша совсем не кажется мне полн... невежей.

Задание группе В.

- Я буду диктовать вам существительные, а вы должны составить с ними словосочетания существительное + прилагательное и записать, устно определив род существительного. Анализируя словосочетания, прочитывайте их орфографически.

Рояль, фамилия, повидло, яблоко, тюль, лебедь, мозоль, каникулы.

Подведение итогов (общее для всех групп).

Группа В делает вывод о категории рода имени существительного.

Группа Б – о существительных общего рода.

Группа А – читает свои сочинения.

3. Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение.

- Что вы помните о склонении имён существительных?

- Назовите падежи с вопросами.

- Сколько типов склонения имён существительных вы знаете?

- Можно ли определить тип склонения существительного, не зная его род?

На экране опорный конспект «Дракончик».

Детям предлагается рассмотреть забавного дракончика с тремя головами и коллективно составить про него сказку, в которой обязательно должно звучать сообщение о делении существительных на три склонения и о роли рода имени существительного в этом делении. Примерно может получиться так.

Жил-был дракончик с тремя головами. Каждая из них объявила себя царицей и надела корону. Первая сказала: «Существительные мужского и женского рода на -а, -я будут принадлежать только мне». «А существительные мужского рода без окончания и среднего рода на -о, -е будут жить в моём царстве». Третья голова дракончика вздохнула и сказала: «К сожалению, мне остались только существительные женского рода на ь». Все слова покорно склонили головы перед своими царицами. Так и стали их теперь называть: существительные первого склонения, второго и третьего.

Работа с учебником. Анализ таблицы (стр. 76).

На экране опорный конспект, по которому учащиеся делают вывод.

                    1 скл.                         2 скл                        3 скл.

Р.                -ы, -и                            -                                -и

Д.                   -е                               -                                -и

Пр.                 -е                               -                                -и

4. Дифференцированное закрепление.

Задание группе А.

- Используя опорный конспект, составьте правило-памятку о правописании окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Задание группе Б.

- Проанализируйте, какие окончания имеют существительные в женском роде на -ия, мужском роде на -ий, среднем роде на -ие. Заполните таблицу на странице 77. Сделайте вывод.

Задание группе В.

На экране группы слов:

на солнц...                              в ноч...

в пол...                                    в печ...

в дом...                                    в степ...

на стол...                               на площад...

на бесед...                               на алле...

- Используя опорный конспект «Дракончик» и таблицу на стр. 76, определите склонение имён существительных и вставьте необходимую букву. В каждой колонке найдите лишнее слово. Сделайте вывод.

Подведение итогов.

Группа А – читают правило-памятку.

Группа Б – анализ таблицы.

Группа В – в предложном падеже окончания у существительных 1 и 2 склонения совпадают (-е), у существительных 3 склонения - -и.

Распределительный диктант на определение  склонения имени существительного.

Ракета, мужчина, государство, слякоть, искусство, печь, мышь, ветеран, оборона, телеграмма, ровесник, опасность, врач, тишь, природа.

(Подчёркнутые слова проговариваются орфографически.

Дети меняются тетрадями. Взаимопроверка.

На экране правильный ответ. Самопроверка.)

- Почему в слове врач не нужен ь на конце, а в словах мышь, тишь, печь мы его пишем?

- Чтобы лучше это запомнить, я нарисовала вот такую девочку.

На экране рисунок «Девочка с косой».

Представим себе девочку с очень длинной косой. Когда девочка заплетённые волосы подвязывает, то коса становится похожа на ь. У существительных женского рода 3 склонения после шипящих пишем ь. А у мальчиков разве может быть такая коса? Поэтому у существительных мужского рода после шипящих на конце ь не пишется.

Детям предлагается прочитать правило на странице 79 и определить, о чём ещё не было упомянуто на уроке, когда речь шла о правописании ь на конце имён существительных.

На экране рисунок «Много туч, много крыш».

- Как же быть со словами, которых много? Много туч, крыш, дач, луж, груш. Их так много, что ь на всех не хватает, поэтому он не пишется в этих словах.

Лингвистическая игра «Аплодисменты».

Читается слово, а ученики должны хлопать в ладоши, если в слове на конце нужно писать ь.

(На экране слово появляется после каждого хлопка. Таким образом дети могут себя проверить.)

Вещь, кирпич, туч, горечь, врач, пастбищ, помощь, училищ, рожь, полночь, речь, сторож, чудовищ, дочь, стрельбищ, этаж, смерч, сушь, ключ.

Задание группе А.

- Вспомните правила написания ь на конце слов других частей речи и составьте алгоритм, который поможет не ошибиться при написании этой орфограммы.

Задание группе Б.

- Представьте себе, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как современная наша, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить ь.

Предложения «рукописи» на экране.

Мелестная девеж... притясла комейный боромож....

Лусый морош... увертал чулёную велоч...

Задание группе В.

Упражнение 108 (комментированное письмо с орфографическим проговариванием).

Подведение итогов.

Группа А – алгоритм.

Группа Б – род существительных можно определить по окончаниям прилагательных, потому что прилагательное +существительное согласуются в роде, числе и падеже.

Группа В – вывод о правописании ь на конце имён существительных.

На экране вариант алгоритма, составленного учителем.

Учащиеся комментируют алгоритм, сравнивая его с тем, что составила группа А, и записывают в тетрадь.

На экране предложения.

Когда говориш.. без всякого плана, сам не отгадаеш.., куда приведёт тебя реч... (Н. Чернышевский)

Высок, строен, красив бывает клён; коренаст, крепок, могуч.. многолетний дуб. (С. Аксаков)

Правда коротка, лож… всегда многословна. (Л. Толстой)

Я всегда был уверен, что в каждом человеке заложены зачатки доброй воли, и всё дело лиш… в том, чтобы вызвать их из глубины его существа.

( К. Паустовский)

- Используя записанный алгоритм, спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

- Прокомментируйте слова Л. Н. Толстого.

5. Общий итог усвоения материала.

Обсуждение проблемного вопроса.

- Зачем нужно знать род и склонение имён существительных?

6. Дифференцированное домашнее задание.

Группа А – составить словарный диктант на правописание ь после шипящих на конце разных частей речи.

Группа Б – придумайте продолжение сказки, составленной в классе.

Группа В – упражнение 109.

Склонение имён существительных. Мягкий знак на конце имён существительных

Скачать конспект (111.2Kb)



Автор разработки: Ембакова Тамара Юрьевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 309 | Загрузок: 40 | Комментариев: 0

Ключевые слова: имя существительное, склонение

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»