Главная » Разработки уроков » Русский язык

Изменение имен существительных по вопросам. Падежи. Названия падежей. Склонение имен существительных

Урок  1

Тема. Изменение имен существительных по вопросам.

           Падежи. Названия падежей.

Цель: познакомить учащихся со склонением имен существитель-

              ных как изменением формы слова, с названием падежей;

              развивать умение отличать форму одного слова от одноко-

              ренных слов;

              учить правильно устанавливать синтаксическую связь меж-

              ду словами в предложении, правильно определять падеж

              существительных  по вопросам;

              активизировать словарный запас учащихся;

              развивать логическое мышление, внимание;

              прививать интерес к родному языку.

Оборудование:   мультимедийная доска, карточки для групповой   

                                   работы, таблицы, карточки опроса.

Ход урока:

І.Организация класса.

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.    Минутка каллиграфии:

В рощах – птичье пение,

А в классе – тишина.

Проходим мы склонение,

Склоняется «весна»…

Весна, весны, весне, весну,

Весною, о весне.

-         Как изменяется слово весна?

-         Какая часть слова изменяется при изменении существительного по вопросам?

-         Выпишите в столбик разные формы существительного весна, выделите окончания.

2.    Карточки опроса ( слова на мультимедийной доске с пропущенными безударными гласными)

выл…чил                                      затр…щал

заб… лел                                      просм…трел

см…стерил                                   погл…дел 

прост…нал                                   заб…жал

подп…сал                                     прокр…чал

выл…тел                                       пог…стил

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

1.    Игра «Помоги Незнайке найти ошибку»

-         Незнайка получил задание: записать однокоренные слова.

Он выполнил задание так:

Берег, бережок, побережье, по берегу, набережная, у берега.

-         Какую ошибку  допустил Незнайка.

-         Почему вы так думаете?

Берег, по берегу,  у берега – это форма слова, потому что изменяется только окончание.

ІV.Сообщение темы и задач урока.

     - Сегодня на уроке вы узнаете, что происходит при изменении имен существительных по вопросам. Это явление называется склонением имен существительных.

V. Изучение нового материала.

1. Знакомство с названием падежей и вопросам к ним:

(на мультимедийной доске по очереди – название падежа и вопрос к нему):

Именительный                        кто?             что?

Родительный                           кого?           чего?

Дательный                                кому?          чему? 

Винительный                           кого?            что?

Творительный                          кем?            чем?

Предложный                         о ком?         о чем?

(Учащиеся заучивают названия падежей) 

2.    Работа с учебником

·       С.102 упр. 215 (устно) 

·       Чтение Доброго совета Знайки, с.102

·       С.102 упр. 216 (выписать слово вода, изменяя по вопросам, во второй столбик в тетрадь)

·       С.103 упр.217 (устно). Составить словосочетания.

·       Прочитать названия падежей, вопросы к ним.

3.    Беседа:

-         Сколько падежей в русском языке?

-         Почему к каждому падежу относятся два падежных вопроса?

-         Что значит: просклонять имя существительное?

ОТДЫХ. Инсценировка стихотворения  Г. Граубина «Ленительный падеж»

         Спросили Лежебокина:

-         А ну-ка, расскажи,

За что ты ненавидишь,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок,

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

-         В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж Творительный

Нарочно не учу:

Трудиться, а тем более

Творить я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем – нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится придумывать

Какой – нибудь предлог.

А на падеж Винительный 

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

-         Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

-         Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Губительный,

Ленительный,

И, наконец, Простительный!

VІ. Закрепление нового материала

    1.Работа с учебником с.104, упр.219.

Просклонять существительные ученик, класс ( комментирует ученик с места)

-         Что  нужно сделать, чтобы правильно определить падеж

имени существительного?

2. Памятка на мультимедийной доске.

1.    Найти слово. От которого зависит имя существительное и поставить от него вопрос.

2.    По вопросу определить падеж имени существительного.

3. Работа в группах.

- Измените имя существительное зима по вопросам и определите падеж.

       Скоро придет (что?) зима. Лесные звери уже чувствуют приближение (чего?)… . Люди рады (...?) ... . Дети любят (…?)

… .  А за (…?) ….  придет весна. Все с радостью вспомнят (о…?)  о … . 

4.Самостоятельная работа.

- Определить падеж слова голова и объяснить значения устойчивых выражений:

    Как снег на голову; без царя в голове; свалить с больной головы на здоровую.

  На мультимедийной доске:

Неожиданно; о глупом, неумном человеке, обвинить невиновного.

VІІ. Итог урока.

1.Беседа:

- Что значит изменить имя  существительное по вопросам?

- Какая часть слова изменяется при склонении?

-  Сколько падежей в русском языке?

2. Задача – шутка.

- Как можно «склонять» голову, не опуская ее вниз? (Склонять слово голова)

VІІІ. Домашнее задание.

с.104. упр. 221, выучить названия падежей и падежные вопросы, правила.

                                    

Урок 2

Тема. Склонение имен существительных.

Цель:закреплять умение изменять имена существительные по

              падежам;

              познакомить со способами распознавания падежей; дать

              представление о несклоняемых именах существительных;

              развивать устную и письменную речь, внимание, память,

              логическое мышление учащихся;

              воспитывать эстетические чувства, честность, любовь к при-

              роде.

Оборудование: мультимедийная доска, карточки для группо-

                                 вой работы,  сигнальные карточки ( а-о, и-е),

                                «светофорики»

                                     Ход урока:

І.Организация класса.     

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.    Минутка каллиграфии:

Хо  да  лис  ло  точ   ки

-         Составить из этих слогов слова. (Холода, листочки)

Обл.тели лист.я с клена,

Клен от хол.да др.ж.т.

На д.ро.ке у балкона

З.л.той к.вер л.ж.т.

- Какие слова употребляются здесь в переносном значении?

- Прочитать выразительно, вставить пропущенные буквы, определить орфограммы,

- Почему в первом предложении стоит запятая?

- Указать падеж имен существительных.

- Списать в тетрадь четверостишие.

  2. Орфографическая разминка ( сигнальные карточки)

- С.довый, л.сной, с.сновый, ст.льной, р.чной, ст.ловый, гр.бной, в.здушный, в.селый, м.лчаливый.

- Эти слова – какая часть речи?

- Кр.чит, б.жал, п.ет, п,щал, м.тут, ст.ял, уд.вил, зв.нил, тр.щит, д.рил.

- К какой части речи они относятся?

- З.рно, .кно, гл.за, н.га, зв.зда, ч.сы, с.ло, гр.бы, с.дло, х.лмы.

- Эти слова какой части речи?

3. Диктант с грамматическим заданием.

- Определить падеж существительного правда.

Таблица на мультимедийной доске:

Именительный                        кто?             что?

Родительный                           кого?           чего?

Дательный                                кому?          чему? 

Винительный                           кого?            что?

Творительный                          кем?            чем?

Предложный                         о ком?         о чем?

   Кто за правду горой, тот настоящий герой. Кто правдой живет, тот честным слывет. Без правды не житье, а горе. Правде всюду должно быть место. Правда шутки не любит. В правде наша сила.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.

На мультимедийной доске:

Раз, два, три , четыре, пять –

Будем слово кот склонять.

У норы добычи ждет,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Убегая от кота.

Крыса старая и та,

Видя грозного кота,

Убежит скорей под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте.

-         Сегодня мы познакомимся со способами распознавания падежей имен существительных, а также с предлогами, которые употребляются с этими падежами и узнаем, что есть несклоняемые имена существительные.

ІV. Изучение нового материала

1.Работа по таблице.

Таблица на мультимедийной доске:

        Падежи

       Вопросы

       Предлоги

Именительный                       

     кто?             что?

               -

Родительный                        

    кого?           чего?

без, возле, для, у, до,

из, около, от, с

Дательный                               

    кому?          чему? 

к, по

Винительный                        

    кого?            что?

в, за, на, про , через

Творительный                         

    кем?            чем?

за, между, над, перед, под, с

Предложный                        

    о ком?         о чем?

в, на, о, об, при

Беседа:

- В каком падеже   имена существительные употребляются без предлогов?

- С каким падежом  употребляется только два предлога?

- Какие предлоги употребляются с одним падежом и никогда с другими?

- В каких падежах к существительным ставятся одинаковые вопросы?

2. Чтение правила, учебник (с.106).

V.Физкультминутка.

     1.Упражнения на внимание «Делай, пожалуйста, так.

2.    Игра «Да – нет!»

·       В русском языке 6 падежей.

·       Все падежи употребляются и с предлогами, и без предлогов.

·       Начальная форма имени  существительного – это форма именительного падежа.

·       Имя существительное в именительном падеже в предложении выступает в роли подлежащего.

·       В дательном падеже имя существительное употребляется всегда без предлога.

VІ. Закрепление нового материала.

1.    Комментируемое письмо ( у доски и с места)

     Стоял осенний денек. Вдруг потянул легкий ветерок. Небо закрыла темная тучка. Пошел мелкий холодный дождь.

-         Каким членом предложения выступает имя  существительное

В именительном падеже?

2.    Работа с учебником, с.107, упр.226.

-         Какие имена  существительные  не изменились?

-         Выписать их и дописать свои:

Шоссе, метро, кино, пальто (кофе, какао, такси, радио, ателье, депо, кафе, фойе, шимпанзе, кенгуру, пенсне…)

3.Работа в группах.

-         Записать сочетания слов, раскрывая скобки. Обозначить падеж имен существительных.

Выехать из (город).

Выйти из (класс, магазин).

Работать на (фабрика), в (больница).

Идти на (почта), в (библиотека).

Бежать по (дорога, шоссе).

   4.Самостоятельная работа.

      С.106, упр.225.

VІІ. Итог урока.

1.    Беседа:

-         В каком падеже имя  существительное всегда употребляется без предлога?

-         Форма какого падежа является начальной формой имени существительного?

-         Как определить падеж несклоняемых  существительных? ( по

падежным вопросам и предлогам)

VІІІ. Домашнее задание.

         С.107-108, упр.227.

 

Урок 3

Тема.Три склонения имен  существительных.

Цель: дать представление о трех типах склонения имен  сущест-

             вительных, познакомить со способами распознавания типа

             склонения существительного по окончанию ( в начальной

             форме) и по роду; формировать умение выделять и  сопос-

             тавлять существенные признаки слов – названий предметов;

             развивать зрительную и слуховую пам'ять учащихся;

             прививать интерес к урокам русского языка;

             воспитывать любовь к природе.

Оборудование:  мультимедийная доска, карточки для группо-

                                 вой работы,  карточки 1,2,3, карточки опроса.

Ход урока:

 І.Организация класса.     

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.    Минутка каллиграфии:

.ст.рожно вет.р

Из к.литки выш.л,

П.стучал в .кошко,

Пр.б.жал по крыш. .

-         Объясните орфограммы.

-         Определите падеж имени существительного.

2.    Игра «Лишнее слово»

Лошадь, рысь, конь

Фасоль, морковь, картофель

Работа, труд, награда

          Море, океан, озеро.

3.    Карточки опроса.

тр.пинка                   л.сник                           п.терка   

ш.повник                  св.сток                         г.лубка  

ж.лток                       т.мнота                        л.сток                  

с.довник                   бр.сок                          м.ряк

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

-         Орфографическая задача. Определить падеж выделенных слов. Почему у этих  существительных разные окончания, хотя они стоят в одном падеже?

Машина проехала по улице Пушкина и по площади Свободы.

ІV. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы познакомимся с тремя типами склонений имен существительных, выясним, почему у существительных разных склонений окончания разные в форме одного и того же падежа.

V. Изучение нового материала.

1. Таблица склонения имен существительных (на мультимедийной доске):

Паде-

жи

1 склонение 

2 склонение

 3склонение

ж.р.

м.р.

м.р.

ср.р

ж.р.

И.

звезда

земля

папа

дядя

слон_

конь_

село

поле

лошадь_

степь_

Р.

звезды

земли

папы

дяди

слона

коня

села

поля

лошади

степи

Д.

звезде

земле

папе

дяде

слону

коню

селу

полю

лошади

степи

В.

звезду

землю

папу

дядю

слона

коня

село

поле

лошадь_

степь_

Т.

звездой

землей

папой

дядей

слоном

конем

селом

полем

лошадью

степью

П.

 о звезде

о земле

о папе

 о дяде

о слоне

о коне

о селе

о поле

о лошади

о степи

- Почему имена  существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, - я отнесены к одному склонению?

- Какие имена существительные относятся ко второму склонению?

- Почему существительные мужского и среднего рода относятся к одному склонению.

- Какие имена существительные относятся к третьему склонению?

Вывод: Что надо знать, чтобы определить склонение имени существительного? 

     Надо определить род и окончание имени существительного.

2.    Таблица на мультимедийной доске:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

ж.р.    -а, -я

             

 м.р.   -а, - я

м.р.       --

ср.р.   -о, -е

ж.р.   --

- Какие имена существительные относятся к 1 склонению?

                                                                                ко 2 склонению?

                                                                                 к 3 склонению?

3.Игра «Угадай склонение» (показать карточки со склонением 1,2,3):

   Сосна, дрозд, яблоко, герань, лето, осень, зима, весна, гроза, дед, дедушка, сельдь, селедка, солнце, рожь, двор, метель, вьюга, буран, лисица.

4.У доски и в тетрадях (определить склонение существительных І столбика):

      1 скл.                3 скл.

    морковка  -      морковь  

    кроватка    -      кровать

    ладошка    -      ладонь

    колыбелька -  колыбель

    тетрадка       -   тетрадь

    гармошка   -     гармонь 

-         Изменить существительные, чтобы они относились к 3 склонению.

VІ. Физкультминутка «Хлопки»

1 хлопок – упражнение для рук,

2 хлопка – упражнения для ног.

VІІ. Закрепление нового материала.

1.Работа в группах.

- Подобрать к именам существительным синонимы, но другого склонения.

Зной – 2 скл.            -         жара – 1 скл.

Холод – 2 скл.         -         стужа - 1 скл.

Граница – 1 скл.     -         рубеж – 2 скл.

Труд – 2 скл.             –         работа – 1 скл. 

Лошадь – 3 скл.       -          конь – 2 скл.

Алфавит – 2 скл.      -          азбука – 1 скл.

Вьюга – 1 скл.           -         метель – 3 скл.

2.Самостоятельная работа.

С.111, упр.233.

Чтение правила, с.111.

3.    Проверка самостоятельной работы.

4.    Работа над решением орфографической задачи.

     - Почему в слове (по) улице окончание –е, (по) площади - -и?

(Эти существительные относятся к разным склонениям).

     - Почему нужно научиться определять, к какому склонению относится имя существительное? (Чтобы правильно определять окончания существительных. Падеж может быть один и тот же, а окончания разные).

    5. Комментируемое письмо.

       В лесу на высокой сосне белка построила гнездо. Весь день с сучка на сучок, с дерева на дерево прыгает зверек.

-         Найти главные члены предложения. Определить  падеж имен существительных.

VІІІ. Итог урока.

1.    Беседа:

- Какие имена существительные относятся к 1 склонению, ко 2, к 3 склонению?

- Как определить склонение имени существительного?

Памятка  на мультимедийной доске:

 Как определить склонение имен существительных

1.   Поставить существительное в И.п.  в ед.ч.

2.  Выделить окончание существительного.

3.   Определить род.

4.  По роду и окончанию определить склонение.

-         У каких существительных нельзя определить склонение?

ІХ. Домашнее задание.

С.111, упр.234 – всем

С.110, упр.232 – сильным учащимся.

Изменение имен существительных по  вопросам. Падежи. Названия падежей. Склонение имен существительных

Скачать конспект (36.8 Kb)



Автор разработки: Бурлака Елена Григорьевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2078 | Загрузок: 252 | Комментариев: 0

Ключевые слова: имя существительное, падежи

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»