Главная » Разработки уроков » Русский язык

Правописание безударных гласных в окончаниях имён существительных

Цель.Познакомить учащихся с написанием орфограммы «Правописание безударных гласных в    окончаниях имён существительных», научить находить зту орфограмму в тексте, правильно писать её; совершенствовать умения определять склонения имён существительных, их падежные формы; развивать культуру речи учащихся; воспитывать нравственные  качества.

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: учебник, компьютер, таблица, дидактический материал.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в малых группах.

Ход урока

І.Организация класса.

1.Создание эмоционального настроения

-Все мы знаем песню о дружбе:

«С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба начинается с улыбки.

-Улыбнитесь друг другу, и если есть обиды,- простите.

-Садитесь.

ІІ.Проверка знаний учащихся

1.Работа с тестами на компьютере(4 человека)

2.Работа у доски (1ученик)

Хороший человек на добро отвечает добром.

-Определить падеж и склонения имён существительных.

-Подчеркнуть главные члены предложения.

3.Распределительный диктант.

-Распределить по склонениям имена существительные: комната,крайность, тревога, голос, усталость,поле, песня, нежность, растеряха, торт, молодость, мышь, квартира, столик, лекарство,тишь, усталость, окно, сито, сирота,честность,вьюга.

ІІІ.Актуализация опорных знаний учащихся

 1.Работа с высказыванием

Поведение – зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

                                                                                             И.В.Гёте

Осмысление высказывания:

  • Каким может быть поведение человека? (Хорошим и плохим)
  • В чём проявляется поведение человека? ( В его поступках)
  • О высокой нравственности и о положительных поступках людей мы будем говорить сегодня на уроке.

2.Раскрыть скобки, поставить в нужной форме имёна существительные.Обозначить окончания

   имён существительных.Поставить ударение.

Хлеб ( нога) топтать – народу голодать.(Язык) болтай, а(руки) воли не давай.Он глядит чужим(глаз), слушает чужим (ухо).

ІV.Постановка целей и задач урока

     Мотивация учебной деятельности

1. Пятиминутка понимания

Задание

Задание

Фамилия, имя ученика

1Что я знаю по теме урока

Развёрнутый ответ

В начале урока

2.Что я хочу знать

Развёрнутый ответ

В начале урока

3.Что я узнал

Развёрнутый ответ

В начале урока

4.Как применить в жизни полу-

ченные сведения

Развёрнутый ответ

В конце урока

5.Вопросы,возникшие в процесе обсуждения, но не оговоренные

Развёрнутый ответ

В течение урока или в конце

V. Изучение нового материала

1.Работа с таблицей.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

И. весна             земля

стол                    окно

степь

Р. весны             земли

стола                   окна

степи

Д. весне              земле

столу                  окну

степи

П. о весне           о земле

на столе              на окне

в степи

2.Упражнение 172.Объяснить написание безударных окончаний существительных, подставляя слова с ударными окончаниями.

3.Узелок напамять(словарная работа).

Честность, вежливость, скромность

с деньгами

{з}

VІ.Первичная проверка усвоения знаний учащихся

1.Упражнение 180

  • Списать пословицы.Использовать подстановку проверочных слов.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VІ.Первичное закрепление знаний

1.Работа в парах.Упр.181.Работа с текстом «Быть честным – не заслуга».

2.Выписать из текста(упр.181) существительные с безударными окончаниями –е, -и со словами к которым они относятся; проверить правописание окончаний, используя проверочные слова.

3.Беседа с учащимися по идейному  содержанию текста «Быть честным – не заслуга».

БЫТЬ ЧЕСТНЫМ — НЕ ЗАСЛУГА

     Шли по улице двое: старшая сестра Катя и младший брат Костя. А  впереди них шла старушка с кошёлкой.Седенькая.  Хроменькая. Шла да и выронила кошелёк с деньгами. Не заметила потери и пошла дальше.

    Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелёк, а потом побежал и догнал старушку.

— Бабушка, вы кошелёк потеряли. Вот он.         

 Старушка взяла свой кошелёк и сунула его в карман.

- Какая же я стала! Во всём свете нет большей растеряхи!..

Сказала так она и пошла себе дальше, а Костя вернулся к сестрёнке и пожаловался на старушку:

—  Какая  она неблагодарная!  Взяла кошелёк,  сунула его в карман и даже спасибо не сказала.  Не  оценила моей помощи!

Тогда старшая сестра остановилась, строго посмотрела на младшего брата и спросила:

—  А за что она должна благодарить тебя? За то, что ты честен? Так ведь быть честным — это твоя обязанность, а не заслуга. Разве можно за это требовать благодарности?..

     Не сразу понял Костя, о чём говорила его старшая сест­ра. Но зато, когда понял, запомнил на всю жизнь этот случай с кошельком.

По Евгению Пермяку

  • Почему Костя остался недоволен поведением старушки?
  • Что сказала ему старшая сестра по этому поводу?
  • Какой вывод ты сделаешь из этой истории?

4.Исследовательская работа (работа в группах)

  • Выписать  из текста «Быть честным – не заслуга» имена существительные, распределить по склонениям.

5.Найти в тексте «Быть честным - не заслуга» слово с тем же корнем, что и в словах заронить, обронить, проронить, уронить. Какими словами из данного ряда можно заменить слово, употреблённое  в тексте, а какими – нельзя?

6.Творческое задание «Советчики»( работа в малых группах)

  • Составить 4-5 связанных между собой предложений о том, что добрые поступки человек должен соверщать, не ожидая благодарности и вознаграждения.

VІІ.Контроль знаний.

Тестовые задания с использованием компьютера.

VІІІ.Итог урока.Рефлексия.

 Заполнение таблицы понимания.

Листики сдаются учителю для анализа и дальнейшей коррекции.

ІХ.Домашнее задание «На вкус и цвет» .Инструктаж.

П.28. Упражнения 278, 179,189.

Закончить предложение:

  • Когда я буду работать над упражнением, обязательно…

Правописание безударных гласных в окончаниях имён существительных

Скачать конспект (9.4Kb)



Автор разработки: Ворона Ирина Васильевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 289 | Загрузок: 49 | Комментариев: 0

Ключевые слова: имя существительное, гласные

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»