Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цели: дать понятие о БСП со значением перечисления; Оборудование: таблица для самопроверки «Знаю – не знаю»; отрывки из романа «Евгений Онегин», повести «Дубровский»; мультимедийная презентация. Ход урока. І. Организационный момент. ІІ. Проверка домашнего задания. Метод «Я хочу спросить»: ученику, читающему свою работу, одноклассники задают теоретические вопросы, вербально оценивают его ответ. ІІІ. Мотивировка учебной деятельности. На сегодняшнем уроке мы будем знакомиться с бессоюзными сложными предложениями. А поскольку каждая деятельность имеет свою цель, сформулируйте важные для вас цели сегодняшнего урока, используя слова: познакомиться с… ІV. Актуализация опорных знаний. Живыми речевыми примерами на сегодняшнем уроке вновь будут произведения А.С. Пушкина (слайд № 1). Метод «Знаю – не знаю»: установите соответствие между определениями предложений и примерами в таблице (при проверке используется слайд № 2). V. Изучение нового материала. Метод «мозговой штурм» Как вы думаете, почему предложения называются бессоюзными? Предполагаемый ответ. Бессоюзное сложное предложение - это предложение, части которого соединяются бессоюзной связью и интонационно. Между частями БСП может быть смысловое равноправие, части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный. Между частями БСП ставится запятая. Например: «Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки». Если внутри частей БСП есть знаки препинания, между частями предложения ставится точка с запятой. Например: «Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Между частями БСП могут быть и другие отношения: вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно); Но наша цель – практическая работа над БСП, которые содержат перечисление. VІ. Закрепление материала. Составьте «гроздь» по теме «Бессоюзное сложное предложение» (слайд № 3). Соедините простые предложения так, чтобы получилось БСП (тексты отрывков из романа «Евгений Онегин» на партах учащихся): Вот наш герой подъехал к сеням. Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням, Расправил волоса рукой, Вошёл. Полна народу зала. Музыка уж греметь устала. Толпа мазуркой занята. Кругом и шум, и теснота… Два дня ему казались новы Уединённые поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья. На третий роща, холм и поле Его не занимали боле. Потом уж наводили сон. Потом увидел ясно он, Что и в деревне скука та же… Прочитайте предложенные отрывки с простыми предложениями, а затем с БСП вслух. Какую функцию, по-вашему, выполняют БСП? Предполагаемый ответ. Когда читаешь простые предложения, пауза между ними длиннее. В бессоюзном сложном предложении паузы между частями короче, и это создаёт ощущение динамики, быстрой смены картин и событий. Спишите предложения из повести А.С. Пушкина «Дубровский», расставьте знаки препинания, поясните правила их расстановки (текст у каждого ученика). Через три минуты текст будет на экране. Проведите взаимопроверку выполнения задания (даются критерии оценивания). «Дубровский ехал берегом широкого озера из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами на одном из них над густой зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями. Дубровский узнал сии места он вспомнил что на сем самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой которая была двумя годами моложе его и тогда уже обещала быть красавицей.» Перед вами картина русского художника Николая Ге «Пущин у Пушкина в Михайловском». Сделайте краткое описание картины, назвав её героев, определив настроение и колорит, используя среди прочих бессоюзные сложные предложения. Творческое задание: на основе знаний о БСП составьте синквейн (первая строка – имя существительное, вторая строка – два прилагательных, третья строка – три глагола, четвёртая строка – предложение из четырёх слов, пятая строка – существительное, содержащее вывод) Примерный синквейн: Предложение; сложное, бессоюзное; перечисляет, поясняет, противопоставляет; ставится запятая и точка с запятой; динамика. VII. Рефлексия. Обратитесь к тем целям, которые вы поставили перед уроком. Достигли ли вы их? VIII. Домашнее задание (по уровням). Первый уровень. Выпишите из произведений А.С. Пушкина 5 – 6 БСП, докажите, что это БСП. |
Автор разработки: Черепанова Людмила Васильевна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 3727 | Загрузок: 275 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |