Главная » Разработки уроков » Русский язык

Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Цели:

 дать понятие о БСП со значением перечисления;
работать практически над правилами постановки запятой и точки с запятой в БСП;
на примерах из произведений А.С. Пушкина показать использование БСП в речи;
формировать грамотную образную речь учащихся, развивать их творческое мышление;
продолжить знакомство учащихся с поэтическим наследием А.С. Пушкина.

Оборудование: таблица для самопроверки «Знаю – не знаю»; отрывки из романа «Евгений Онегин», повести «Дубровский»; мультимедийная презентация.

Ход урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Метод «Я хочу спросить»: ученику, читающему свою работу, одноклассники задают теоретические вопросы, вербально оценивают его ответ.

ІІІ. Мотивировка учебной деятельности.

На сегодняшнем уроке мы будем знакомиться с бессоюзными сложными предложениями. А поскольку каждая деятельность имеет свою цель, сформулируйте важные для вас цели сегодняшнего урока, используя слова:

познакомиться с…
научиться…
узнать о …

ІV. Актуализация опорных знаний.

Живыми речевыми примерами на сегодняшнем уроке вновь будут произведения А.С. Пушкина (слайд № 1).

Метод «Знаю – не знаю»: установите соответствие между определениями предложений и примерами в таблице (при проверке используется слайд № 2).

V. Изучение нового материала.

Метод «мозговой штурм»

Как вы думаете, почему предложения называются бессоюзными?
Как в таком случае связаны части предложения между собой?
Будут ли равноправны между собой части БСП, если в них идёт перечисление?
Какие знаки препинания вы бы поставили в таких предложениях?
Обобщив сказанное, дайте определение БСП, приведите примеры из произведений А.С. Пушкина.

Предполагаемый ответ.

Бессоюзное сложное предложение - это предложение, части которого соединяются бессоюзной связью и интонационно. Между частями БСП может быть смысловое равноправие, части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный. Между частями БСП ставится запятая. Например: «Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки». Если внутри частей БСП есть знаки препинания, между частями предложения ставится точка с запятой. Например:

«Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря…»
 

Между частями БСП могут быть и другие отношения:

вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно);
 вторая часть дополняет смысл первой (= что);
 вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что);
 во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий;
 вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части;
вторая часть содержит противопоставление.

Но наша цель – практическая работа над БСП, которые содержат перечисление.

VІ. Закрепление материала.

Составьте «гроздь» по теме «Бессоюзное сложное предложение»

 (слайд № 3).

Соедините простые предложения так, чтобы получилось БСП (тексты  отрывков из романа «Евгений Онегин» на партах учащихся):

Вот наш герой подъехал к сеням.

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням,

Расправил волоса рукой,

Вошёл. Полна народу зала.

Музыка уж греметь устала.

Толпа мазуркой занята.

Кругом и шум, и теснота…

Два дня ему казались новы

Уединённые поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья.

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле.

Потом уж наводили сон.

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука та же…

Прочитайте предложенные отрывки с простыми предложениями, а затем с БСП вслух. Какую функцию, по-вашему, выполняют БСП?

Предполагаемый ответ.

Когда читаешь простые предложения, пауза между ними длиннее. В бессоюзном сложном предложении паузы между частями короче, и это создаёт ощущение динамики, быстрой смены картин и событий.

Спишите предложения из повести А.С. Пушкина «Дубровский», расставьте знаки препинания, поясните правила их расстановки (текст у каждого ученика). Через три минуты текст будет на экране. Проведите взаимопроверку выполнения задания (даются критерии оценивания).

«Дубровский ехал берегом широкого озера из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами на одном из них над густой зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями. Дубровский узнал сии места он вспомнил что на сем самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой которая была двумя годами моложе его и тогда уже обещала быть красавицей.»

Перед вами картина русского художника Николая Ге «Пущин  у Пушкина в Михайловском». Сделайте краткое описание картины, назвав её героев, определив настроение и колорит, используя среди прочих бессоюзные сложные предложения.

Творческое задание: на основе знаний о БСП составьте синквейн (первая строка – имя существительное, вторая строка – два прилагательных, третья строка – три глагола, четвёртая строка – предложение из четырёх слов, пятая строка – существительное, содержащее вывод)

Примерный синквейн:

Предложение;

сложное, бессоюзное;

перечисляет, поясняет, противопоставляет;

ставится запятая и точка с запятой;

динамика.

VII. Рефлексия.

Обратитесь к тем целям, которые вы поставили перед уроком. Достигли ли вы их?
Какие задания были для вас легкими?
Что вызывало затруднения?
Остались ли нереализованные цели?

VIII. Домашнее задание (по уровням).

Первый уровень. Выпишите из произведений А.С. Пушкина 5 – 6 БСП, докажите, что это БСП.
Второй уровень. Порассуждайте на тему « БСП в произведениях поэта». Запишите ваши рассуждения, используя БСП.

Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Скачать конспект (2.29Mb)



Автор разработки: Черепанова Людмила Васильевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 716 | Загрузок: 51 | Комментариев: 0

Ключевые слова: бессоюзное сложное предложение

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»