Главная » Разработки уроков » Русский язык

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Цели урока:         

Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать,  систематизировать; развитие творческих способностей.

Воспитательные: способствовать воспитанию эстетического вкуса, помочь учащимся осознать суть подлинной доброты, формирование навыков контроля и самоконтроля.

Ход урока

Организационный момент.
Слово учителя.

 – Ребята, урок мы начнём со слов, которые в качестве эпиграфа написаны на доске:

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

(Л.Н.Толстой)

 – Запишите эпиграф в тетрадь. Сформулируйте главную мысль  высказывания.

 – Сегодня на уроке мы продолжим изучать бессоюзные сложные предложения, будем сопоставлять их с другими сложными предложениями, закрепим умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП, продолжим совершенствовать пунктуационные навыки, а настроиться я вас прошу на разговор о доброте.

 – Что означает это слово? (Доброта)

 – Подберите и запишите синонимы к этому слову. (Добродушие, добросердечность отзывчивость, душевность, милосердие, сострадание) (Слайд 1)

 3. Опрос.

– Какие предложения называются бессоюзными сложными предложениями?

 – Какие знаки препинания разделяют части БСП? (,;: - )

4.Синтаксическая пятиминутка. Цифровой диктант: 1- Да,0- Нет. Учитель читает утверждение.

А) Сложное предложение состоит из 2-х и более грамматических основ.

Б) В CПП одно предложение зависит от другого по смыслу и грамматически.

В) В БСП простые предложения связаны при помощи союзов и интонации.

Г) В БСП ставятся только запятые.

Д) Постановку запятой в БСП проверяем по смыслу. ( Слайд 2)

5.Повторение. Проверь себя.

 На доске написаны предложения, расставьте знаки препинания.

В каких еще синтаксических конструкциях употребляется двоеточие?

Объясните постановку знаков препинания. ( Слайд 3)

6.Проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП? (Слайд4) Сформулируйте тему урока.

Отталкиваясь от темы, поставьте цели урока. (Слайд 5-6)

7.Обьяснение нового материала. (Слайд 7,8,9)

Определить, от чего зависят знаки препинания в БСП (от смысловых отношений).

Чтобы установить смысловые отношения в БСП, какими синонимическими СПП мы заменим БСП? (Слайд 10)

8.Закрепление.                                        

 А) Пунктуационный тренинг. (разноуровневые задания)

Учащиеся 1-й группы (1-2 уровень) работают с учителем(ученик у доски записывает БСП, расставляет знаки препинания, с помощью учителя устанавливает смысловые отношения между частями БСП) 

Учащиеся 2-й группы(3-й уровень) работают (Слайд 11-12)

Учащиеся 3-й группы(4-й уровень)работают с текстом:

Ученые отметили добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы чем эгоистичный.

Последний “ломается” впадает в отчаяние. И это понятно сосредоточенный на себе он не способен найти ни в чем утешение. Добрый же находит поддержку и утешение в радости других людей во всем прекрасном светлом в любимых родных а также в любимом труде.

Задание: расставьте знаки препинания и объясните, продолжите свои рассуждения о доброте, используя БСП.

Б)Самостоятельная работа.

1-2  уровень – работа с учебником (упр 345)

3-й уровень – работа в парах по индивидуальным карточкам.

 Конструирование предложений. (Раздаются карточки на каждую парту) Соберите рассыпавшиеся предложения. Есть ли среди них БСП?

 Дороже, доброе, сердце, титулов, всех. (Дороже всех титулов доброе сердце. Альфред Теннисон). Простое предложение.

 Обрадовалась, она, в, подарки, Маша, получала, раз, очень, первый. (Маша очень обрадовалась: она в первый раз получала подарки). БСП, второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

 Меня, я, вдруг, кто-то, за, плечо, берёт, чувствую. (Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо). БСП, второе предложение дополняет первое.

4-й уровень – конструирование предложений: перестройте предложение из CПП в БСП, как изменится пунктуационное оформление? Определите сферу употребления БСП.

Давно уже заметно, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнивать ни с какими материальными благами. Черствое сердце не спрячешь, потому что оно отталкивает людей.

 Схематический диктант. Узнай тип предложения.

 Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго. (БСП)

 Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели. (СПП с придаточным определительным)

Добродетель отважна, и добро никогда не испытывает страха. (ССП)

 Мы знаем: главное предназначение человека – оставлять свой добрый след на земле. (БСП)

 – Переконструируйте это предложение в СПП, определите вид придаточного. Как это сделать? (Выявление смысловых отношений в БСП производится с помощью постановки союзов)

 Сломя  голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи. (СПП с придаточным места)

 – Какое средство речевой выразительности использовано в этом предложении? (Фразеологизм).

 9.Рефлексия. (Слайд 13)

10.Правила жизни (Слайд 14)

11.Домашнее задание (Слайд 15) 

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Скачать конспект (744.1 Kb)



Автор разработки: Дубинина Татьяна Ильинична

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1999 | Загрузок: 305 | Комментариев: 0

Ключевые слова: бессоюзное сложное предложение

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»