Главная » Разработки уроков » Русский язык

Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями БСП. Знаки препинания и интонация в БСП

Цель. Углубить знания учащихся о сложном предложении; научить определять смысловые отношения между частями БСП, а также расставлять знаки препинания; рассказать о роли интонации в данных конструкциях; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем; формировать умение обобщать, делать выводы, вырабатывать навыки грамотного письма; работать над развитием и культурой речи в рамках темы «Есть в русской природе усталая нежность»; воспитывать любовь к природе, умение видеть и чувствовать прекрасное.

Тип урока. Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

ХОД УРОКА

І. Психологический настрой.

Слово учителя. Здравствуйте ребята, гости!

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу.

Улыбнитесь друг другу, себе.

Приятного вам учебного дня!

Скажите, ребята, а вы умеете мечтать, а фантазировать? Кто скажет чем мечта отличается от фантазии?                                           (ответы учеников)

Мечта́(меня чтить) — заветное желание, исполнение которого сулит счастье.

Фанта́зия (греч. φαντασία — «воображение») — ситуация, не соответствующая реальности. Фантазия это импровизация на свободную тему. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять.   

Мы сегодня отправимся в мир фантазии, в весенний лес и за цветами, и за фантастическими впечатлениями. Итак, вперед! Но сначала, чтобы попасть в мир фантазии, нужно записать свою мечту.

(Ученики на листиках записывают свою мечту) (Картина о весне)

- Прием «кроссворд» (при  решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)

Бессоюзное

1.     Приставка в слове беспокойный (бес-)

2.     Корень – часть речи, при помощи которого соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного (союз)

3.     Суффикс в слове сонный (-н-)

4.     Окончание прилагательного в среднем роде единственного числа.

Учитель: В результате у нас получилось слово? (ответы учащихся)

ІІ. Постановка учебной цели, создание ситуации вызова

Учитель: Тема нашого урока «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями БСП. Знаки препинания и интонация в БСП»

Прием «Цель и цели»

Учитель. Сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:

- Познакомиться с…

- Учиться …

- Уметь …

Учащиеся формулируют цели.

1.     Познакомиться с БСП.

2.     Учиться определять смысловые отношения между частями БСП.

3.     Правильно расставлять знаки препинания в БСП.

4.     Делать синтаксический разбор БСП,  составлять схемы этих предложений.

Учитель. Действительно, мы сегодня должны усвоить БСП, научиться определять смысловые отношения между частями БСП, расставлять знаки препинания; делять синтаксический разбор и составлять схемы предложений, работать над развитием и культурой речи в рамках темы «Есть в русской природе усталая нежность».

Задача нашего урока: «сравнивать, изучать, закреплять». А поможет нам изучить эту тему творчество выдающихся русских поэтов, которые, воспевая красоту родной природы, уводили читателя в свой фантастический поэтический мир.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности школьников

1.     Работа с эпиграфом. Клип о природе, составление ассоциативного круга.

- Что вы увидели на картинках? (природу)

- Как называется картина природы? ( пейзаж)

- Что такое пейзаж? 

Словарная работа (пейзаж)

 ПЕЙЗА'Ж, а, м. [фр. paysage].

1.     Картина природы, вид какой-н. местности (книжн.). Взорам путников

 открылся чудный пейзаж.

      2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей.  3.Описание природы в литературном произведении (лит.). Пейзаж в романах Тургенева.       («Толковый словарь» Ушаков, 1935-1940 г.)

Учитель. Природа очаровывает своей безмятежностью, и время как-будто останавливается. Все теряет смысл рядом с такой красотой. Это отличное состояние просто смотреть на картины природы наслаждаться образами. Она приветствует нас  теплом солнечного луча, легким дыханием весеннего ветра, ароматом цветов, свежестью воздуха, пением птиц и пчелиным оркестром над цветение деревьев. Каждый из вас в душе немножко поэт и художник, только не все об этом догадываются. Именно мир природы со своим очарованием поможет вам открыть в себе это дарование, если вы будете внимательними, наблюдательными, спокойными.

- Прием «Знаю-не знаю» (Слайд)

          

Сложносочиненное предложение 

1. Ветер не шелохнет даже  листочка молодых осинок, березок.

Простое предложение

  1. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Сложноподчиненное предложение

  1. Идет весна, поет весна,

Умы дыханьем кружит.

Бессоюзное предложение

  1. Когда я смотрел кверху, мне чудилось, что месяц – бледный образ какого-то мистического видения.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

  1. Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о чем.

Предложение с однородными членами

  1. Ель хороша только при сильном солнечном свете.

2.     Синтаксический разбор предложения на доске

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Это сложноподчиненное предложение с придаточным времени, где придаточная часть присоединяется к главной при помощи союзного слова корда.

Главная  часть  - односоставное, определенно-личное, полное, распространенное, не осложнено.

Придаточная часть- двусоставное, полное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженное деепричастным оборотом.

·        Прием «Согласен – не согласен» ( В форме диалога ученики ображаються друг к другу с тезисами, которые можно принять или не принять. )

Возможные тезисы:

- Сложные предложения делятся на сложносочиненные и двусоставные (нет);

- В сложносочиненном предложении части неравноправны между собой (нет);

- Сложноподчиненные предложения состоят из двух равноправных частей (нет);

- Соединительные, противительные, разделительные союзы связывают части сложносочиненных предложений (да);

- В сложносочиненном предложении есть указательные слова (нет);

- Смысловые отношения в союзных сложных предложениях выражаются при помощи интонации и союзов, поэтому отношения четкие и определенные (да);

- В сложноподчиненном предложении придаточная часть присоединяется к главной при помощи союзов или союзных слов (да);

- Части БСП соединяются в устной речи при помощи интонации, а в письменной при помощи , ; - : (да).

Учитель. Видите, в вашей памяти это хранится, значит вам это нужно. Составим кластер

ІV. Восприятие и усвоение учебного материала. Стадия осмысления

1.     Работа в группах.

Учитель. Запишите ключевые вопросы, которые позволяют представить тему: «Знаки препинания в БСП и смысловые отношения между частями БСП», а также решить задачу урока.

Возможные вопросы в группах:

1.     Какие смысловые отношения между частями БСП, когда ставим запятую и точку с запятой?

2.     Какое значение имеет БСП, когда части предложения разделяются двоеточием?

3.     Какие смысловые отношения между частями БСП при постановке тире?

В этом вам помогут сложные союзные предложения. У вас на карточках ССП и СПП. Ваше задание: преобразовать эти предложения в бессоюзные, опустив союз или союзное слово и поставив соответствующий знак.

І группа

1.     Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.

2.     Январский день уже приближался к концу, и вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря.

ІІ группа

Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная, потому что ряска к зиме опустилась на дно. (причина)

Вокруг слышим, что во все горло кричат чибисы. (пояснение)

Замри и услышишь в сиреневой мгле, что светлое утро идет по земле. (дополнение)

(Двоеточие ставится между частями БСП, если оно имеет значение причины (потому что), пояснения, дополнения (а именно, что…)

ІІІ группа

Солнце дымное встает, так что будет день горячий. (следствте, вывод)

Деревья гибнут, а лес не умирает. (противопоставление)

Если хочешь душу леса постигнуть, найди лесной ручеек и отправляйся его берегом. (условие)

Раздувается млечная накипь облаков, как будто небо сбежало, как молоко. (сравнение)

Когда я смотрю на глубокое небо, мысли и душа сливаются в сознание одиночества. (время)

(Тире ставится между частями БСП, если имеет значение следствия, противопоставления, условия, времени, сравнения)

2.     Оформление кластера

Учитель. Родную природу можно видеть не только реально, ее можно представлять совсем иной, фантастической. Картины родной природы не только воспевали поэты и изображали художники, она вдохновляла композиторов на создание прекрасной музыки. Русский композитор Петр Ильич Чайковский написал фортепианный цикл «Времена года». В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины городских пейзажей, и сцены из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

3.     Чтобы упрочить ваши знания, даю творческое задание

По стихам можно не только представить природу во всей красе, а и проследить смену времен года и время суток. Постарайтесь построить БСП, используя отрывки из стихотворений русских поэтов.

«Мороз и солнце день чудесный!»

«Тройка борзая спешит»  (А.С. Пушкин)

«Люблю грозу в начале мая...»

«Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят

Они гласят во все концы

Весна идет, весна идет...»

«Есть в осени первоначальной

Красивая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны облака»    

«И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон»   (Ф. Тютчев)

«Песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий...» (В. Жуковский)

«Белая черемуха

Под моим окном

Обсыпает ветки

Новым серебром»

«Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком»   (С. Есенин)

«Цветы! Цветы!

Вовсю цветут, качаясь,

Как бы гирляндой рощу огибая»  (А. Прокофьев)

«Чародейкою зимой околдован лес стоит –

И под снежной бахромою неподвижною,

Немою, чудной жизнью он блестит»     

4.     Чтоб знанья закрепить сполна,

Проведем разминку для ума

·        Прием «Ключевые слова»

Человек с Горячим Сердцем, Человек с Холодным Сердцем, море, цветок (ученики составляют текст, используя ключевые слова)

- Работа с текстом «Человек с Горячим Сердцем»

- Прием «Чтения с остановками»

·        По названию текста предположите, о чем будет рассказ.

Узкой тропой шли два спутника. С одной стороны тропы играло синее море, с другой – стояли синие горы.

·        Какие ощущения у вас возникли?

Они шли долго, искали Красоту. Одни из них был Человек с Горячим Сердцем – другой Человек- с Холодным Сердцем.

·        Какие ассоциации вызывает у вас слово красота?

·        Предположите, о чем дальше будет рассказ.

Человек с Горячим Сердцем посмотрел на море, глаза его стали ласковыми. Он сказал:

- Какое оно сильное, красивое и вечное!

       А Человек с Холодным Сердцем сказал:

·        Как вы думаете, что ответил Человек с Холодным сердцем?

Действительно, много воды.

       Подошли спутники к серому камню. В Человека с Горячим Сердцем радостно засверкали глаза:

·        Почему у него засверкали глаза?

Смотри, какой прекрасный цветок. Это и есть Красота,  которую мы ищем!

-Где ты видишь цветок? – удивился Человек с Холодным Сердцем. Это просто серый камень. Вот и трещина в нем, пылью покрытый камень…

- Да, камень, но там, внутри, цветок розы, - дотянуться, освободить его из каменного плена.

·        Что было неожиданным для Человека с Холодным Сердцем?

·        А что дальше будет делать Человек с Горячим Сердцем?

   Человек с Горячим Сердцем несколько дней долбил и резал серый камень, а Человек с Холодным Сердцем сидел на берегу и печально смотрел на море.

    Наконец из осколков камня появился цветок невиданной красоты. Казалось, все вокруг затаилось, всматриваясь в Красоту, которую освободил человек из каменного плена.

·        Что вы почувствовали? А что почувствовал Человек с Холодным Сердцем?

Даже горы поднялись выше, даже волны морские притихли; бескрайнее море стало, будто зеркало.

Только Человек с Холодным Сердцем был равнодушным. Он дотронулся к чудесному цветку и сказал:

-Да, крепкий камешек…

·        Как бы вы закончили рассказ?

- Творчески интерпретируем информацию. Прием «Рафт»

Напишите письмо от своего имени Человеку с Горячим Сердцем или Человеку с Холодным Сердцем.

ІV. Рефлексия

Молодцы ребята.

Справились с этим заданием. Напишите на листиках свои впечатления, используя опорные слова:

Я узнал (а)…

Я научился (сь)…

Мне понравилось…

Было трудным задание ….

Самым интересным…

Я достигла или не достигла цели…

Я узнала , что такое БСП, какие знаки препинания ставим в БСП.

Я научилась определять смысловые отношения в БСП.

Я усвоила, что отношения в БСП выражаются менее четко, чем в союзных, потому что в союзных отношения

Прием «Синквейн»

Определение домашнего задания

Чтоб упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

По уровням. Обязательно выучить правило на ст.160, упр.245

Составить 6-7 предложений о весенней природе, используя БСП.

Составить кроссворд «БСП»

Слово учителя.

Сегодня мы с вами совершили прогулку в сказочный фантастический лес. Вы увидели родную природу глазами русских поэтов, художников, композиторов, а еще увидели мир фантазии. Сбылись ли ваши мечты? Из леса мы пришли не с пустыми руками, мы принесли цветы, и, конечно, веселое настроение.

Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями БСП. Знаки препинания и интонация в БСП

Скачать конспект (2.75Mb)



Автор разработки: Жовницкая Лариса Григорьевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 493 | Загрузок: 60 | Комментариев: 0

Ключевые слова: бессоюзное сложное предложение

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»