Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели: показать учащимся связь повести с украинскими народными преданиями и поверьями; познакомить с главными героями повести, развивать умения высказывать и аргументировать свою точку зрения, обыгрывать различные эпизоды произведения; воспитывать уважение к традициям украинского народа. Оборудование: электронная презентация, декорации к инсценировке, раздаточный материал, рисунки учащихся. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Тесты 1. Н. В. Гоголь родился в А) 12 апреля 1809 года; Б) 1 апреля 1809 года; В) 1 мая 1809 года 2.С раннего детства в Гоголе проявился талант А) Артиста; Б) Кузнеца; В) Лекаря 3. В 10 лет мальчик был отправлен для учения А) В Париж; Б) В Петербург; В) В Полтаву 4.Успех на литературном поприще Гоголю принесла книга А) «Ганц Кюхельгартен»; Б) «Вечера на хуторе близ Диканьки»; В) «Страшная месть» 5.Большая часть жизни Гоголя прошла А) ВУкраине; Б) В России; В) никогда не выезжал за пределы Полтавы 6.В душе писателя никогда не переставала звенеть украинская А) струна; Б) песня; В) загадка 3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Учитель. Для россиян он стал Николаем Васильевичем, для украинцев - Миколою Васильовичем, римские друзья называли его сеньором Николо, а для человечества он просто – Гоголь, Великий чародей слова, в котором не переставала звенеть украинская струна. В самом живописном виде в «Ночи перед Рождеством» представлены украинские традиции, нравы жизнелюбивого украинского народа. И не случайно Гоголь выбрал именно ночь перед Рождеством, потому что это время невероятных чудес, исполнения желаний, щедрых угощений и веселых подарков. Сегодня у нас не обычный урок, а урок - презентация, своеобразный презентик удовольствия от прочитанного произведения. Слайд №2 - Понравилось ли вам произведение? - Назовите жанр этого произведения. (Сказочная повесть) - Что здесь от сказки, что от повести? (От сказки - элементы вымысла, от повести - повествование о событиях, связанных с реальными событиями) Слайд №3 - Обратимся к понятиям: Фантастика – это… Реальность – это … - Работа в паре: Определить, где реальные герои, где фантастические (подчеркнуть на карточках имена реальных героев) -Проверим: (слайд №4) - В основу повести лег праздник - Рождество Христово Христово Слайд №5 - Что вам известно о празднике? Слайд №6 - Сегодня ребята презентуют нам странички Рождественского календаря ( рассказ о 6, 7 января) Слайд №7 – о Рождественских традициях и обрядах Слайд №8 - Толкователи слов презентуют нам значения некоторых слов: Колядки, коляда Слайд №9 – Коляда, отворяй ворота, Выноси пирога! - Как же проходит колядование? Дадим слово творческой группе - А вот как об этом говорит Гоголь: Слайд №10 (зачитать) 4. Работа над произведением. - У Гоголя ночь перед Рождеством особенная… Докажите строчками из текста, что Гоголь восхищается красотой зимней Рождественской ночи (стр. 78) - Что же еще особенного происходит накануне Рождества? - Зачем черту нужно было украсть месяц? (Слайд №11) - За что черт мстил кузнецу? Подтвердите это строчками из текста (стр. 79) - Читаем дальше: стр.79… Несмотря на непроглядную темень, мороз и собственную лень, казак Чуб в компании своего кума отправился к дьяку. Его дочь Оксана, первая красавица села, осталась дома одна. Слайд№12 - Заглянем же в окошко и посмотрим, чем же занята Оксана? Сценка «Оксана перед зеркалом» Слайд№13 - Вакула пообещал Оксане черевички, которые носит сама царица… А пока он добивается своей цели, дадим характеристику Оксане (стр. 80, перечитываем характеристику, данную Гоголем; физкульминутка: руку на солнечном сплетении, вдох, – читаем на выдохе) - Самостоятельная работа (на карточках) (Слайд №14) - Проверим. - Как вы думаете, Вакула по-настоящему любит Оксану? (Слайд№15) ( Ради Оксаны он готов себя погубить и душу черту продать) - Давайте проследим путь Вакулы к императрице (Слайд №16) (пересказ эпизодов) -Задание командам: расставить эпизоды по местам (карточки «Сюжет») -Игра «Самый умный» - В финале повести – счастливый конец (Слайд №17) - Обратите внимание, как Гоголь любуется своей героиней: «она не договорила и покраснела» -Вот он, романтический идеал Гоголя (Слайд№18) - Главная мысль повести – победа добра над злом (что характерно для сказки), мечты над действительностью: любви Вакулы над равнодушием красавицы Оксаны (что характерно для повести, реальной жизни) - Герои обрели счастье (Слайд №19) - И хоть сегодня не Рождество, подарки дарить и получать всегда приятно. Подарки не всегда материальны. Это может быть улыбка, доброе слово, пожелание… Станем же в волшебный круг и обменяемся друг с другом пожеланиями 5. Итоги. 6. Дом. задание: *пересказ эпизодов, где Гоголь смеется над своими героями; * инсценировка эпизодов |
Автор разработки: Парфенова Алла Николаевна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1478 | Загрузок: 204 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |