Главная » Разработки уроков » Литература

Народные традиции, верования и обряды в повести Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»

Цель: познакомить с народными традициями, верованиями, обрядами в повести «Вечер накануне Ивана Купала», развивать речь учащихся, прививать интерес к изучению произведений Н.В. Гоголя о прошлом нашего народа.

Эпиграф:                     Истинная народность состоит не в описании

                                    сарафана, но в самом духе народа

                                                                       Н.В. Гоголь

Оборудование: мультимедийная доска, диски с записанными колядками, высказывания:

Народность – идейно-художественное качество литературного произведения, связанного с духовными интересами широких кругов общества, с культурными традициями.

                                Краткий словарь литературоведческих терминов

У повісті Гоголеве слово наснажене духом українського народу, наповнене ароматом рідної мови.

                                                                        О. Вишня

Учитель:

Писатель в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» создал образ особого мира – мира традиций, верований и обрядов украинского народа и поэтому эпиграфом к уроку послужат слова самого Н.В. Гоголя.

А.С. Пушкин отмечал в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» настоящую веселость, искреннюю и непринужденную. «А местами какая поэзия, какая чувствительность», – восклицал поэт.

Группа театралов подтвердит слова Пушкина, а мы полюбуемся гордостью Оксаны, верностью Вакулы, любопытством деревенских женщин Параски, Ткачихи, Переперчихи.

Итак, «Ночь перед Рождеством» (звучит запись колядок).

 

Театралы:

Вакула:

Вышел я из хаты сам не свой, все во мне волновалось, и думал я только об одной Оксане. Пошел домой, посидел – посидел – не сидится мне. Чудится мне голос Оксаны.

Оксана:

Если принесешь мне те самые черевички, которые носит сама царица, то вот мое слово: выйду за тебя замуж.

Вакула:

Чудится мне голос Оксаны. Смотрит и вправду она, как царица, и блестит черными очами. Прощай, Оксана! Пойду утоплюсь в проруби.

Переперчиха:

Пропащая душа! Пойду расскажу, как кузнец повесился!

Ткачиха:

Утонул, ей-богу, утонул! Вот чтобы я не сошла с этого места, если не утонул!

Баба Параска:

Что же, разве я лгунья какая? Разве я у кого-нибудь корову украла? Разве я сглазила кого, что ко мне не имеют веры? Вот чтобы мне воды не захотелось пить, если старая Переперчиха не видела собственными глазами, как повесился кузнец!

Учитель:

Я вижу вам понравилось выученное произведение «Ночь перед Рождеством».

Сегодня мы продолжаем работать над произведением Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Дома вы читали повесть «Вечер накануне Ивана Купала».

Ребята, почему автор повторяет слово «вечера». Какой смысл он вкладывает? Как вспоминает о вечерах своего детства?

(Вечерами в доме Гоголя слушали рассказы о чудесах: «Тут и бывали настоящие "Вечера на хуторе с легендами и поверьями..." »).

Учитель:

Почему Гоголь затрагивает тему украинской деревни, описывает традиции, быт народа?

Биограф:

Н.В. Гоголь вырос на Украине. Ему был близок мир простого украинского народа с детства. Писатель был влюблен в старинные легенды, песни, шутки. В Васильевке, где жил писатель, устраивались ярмарки. Гоголь наблюдал за жизнью народа. Таким – влюбленным в родной край и народ –  воспитала Гоголя его Полтавщина – красочная, щедрая и добрая.

Учитель:

Давайте вспомним, к кому обращается Гоголь с просьбой прислать ему сведения об украинских обычаях к матери. Как он пишет об этой просьбе?

(Почтеннейшая маменька, Вы имеете тонкий наблюдательный ум, вы знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и поэтому, я знаю, вы не откажитесь сообщить мне их в нашей переписке. Несколько слов напишите о колядках, об Иване Купале. Множество носится между простым народом поверий, страшных преданий...).

Учитель:

У нас на уроке присутствует корреспондент. Она хочет взять интервью. Корреспондент:

Уважаемый писатель Гоголь, всем очень интересно узнать, почему на титульном листе авторов «Вечеров» обозначен Рудый Панько и от чьего имени написано данное произведение.

Гоголь:

По совету друзей я выпустил сборник не под своей фамилией, а использовал литературную маску вымышленного издателя – пасичника Рудого Панька, человека простонародного происхождения. Эта маска, я так надеялся, вызовет в представлении читателя образ украинского сельского дедушки в белой свитке и соломенном брыле, седого и с усами, щедрого на присказки.

Корреспондент:

Вам это удалось сделать. Спасибо.

Учитель:

Автор действительно создает целостное произведение, исполненное любви к людям. Маска помогла писателю задать «народный» тон всей книге.

А вот, кстати, у нас еще один гость на уроке.

Рудый Панько:

Я – Рудый Панько, пасечник из Диканьки. Часто накануне праздничного дня собираются ко мне добрые люди. Это у нас вечорницы. Они похожи на бал, только туда вы едете, чтобы повертеть ногами и позевать, а у нас девушки веретеном шумят, льются песни, идут танцы и заводятся такие шутки, что и рассказать нельзя. А сколько рассказывается всяких диковин !..

Учитель:

А почему в произведениях часто описывается ночь? (ответы детей). Учитель:

Послушаем, как нам об этом расскажет народознавец.

Народознавец:

Повесть «Ночь перед Рождеством» Гоголь описывает такую ночь, когда вся нечесть (черт, ведьма) активизирует свои силы. Черт крадет месяц. А по языческим верованиям месяц – «князь» ночного мира, ясновидящий. Родственник черта – Пузатый Пацюк, от взгляда которого вареники скачут прямо в рот, еще и знахарь в округе.

В Иванову ночь ведьмы наиболее опасны. Они превращаются в собак и кошек. В ночь на Ивана Купала деревья переходят с места на место, разговаривают между собой, перешептываются листьями. Главным героем в ночь на Ивана Купала становится папоротник, с которым связывались предания о кладах. Папоротник в полночь цветет несколько мгновений и тогда можно видеть клад, как бы глубоко в земле он не находился.

О поисках клада и рассказывается в «Вечерах...». Без нечистой силы –  дьявола и ведьмы не обошлось, но интересен факт, что автор называет это былью. Гоголь рассказывает нам о поверьях народа.

Учитель:

Ребята, вспомним, что мы говорили о поверьях, как пишет словарь об этом?

(Поверья – это представления народа о природе, о явлениях, о деятельности народа на основе своеобразного национального миропредставления с элементами мифологического мышления, веры, табу (запрета) и предсказания наперед (Толковый словарь)).

Учитель:

Скажите, а ведьм боялись?

Народознавец:

Ведьмы опасны. Поэтому перед Рождеством дорогу к дому посыпают маком (пока ведьма соберет – уже и утро), а в Купальскую ночь на пороге кладут вместо венка – крапиву. В Купальскую ночь готовили чучело богини зла и жгли его, потому что оно соломенное.

Учитель:

А сейчас мы послушаем интересный миф, с которым нас познакомит фолькльорист.

Фолькльорист:

Богиня зла – Марена приказала девушке Яруне очаровать бога летнего солнца – Купалу, влюбить в себя и задушить. Но вышло так, что Яруня и Купало полюбили друг друга. Купало показал свою девушку парням. Всю купальскую ночь они веселились, танцевали, жгли костры. Сокол струсил золотое перо и бросил влюбленным. И превратилось оно в цветущую папороть. Когда Яруня уснула, Купало сжег ее змеиное убранство. Превратилась Яруня в радугу, поднялась на небо и смотрит на землю.

Ищет молодежь в купальскую ночь цвет папороти, а зацвела она единый раз для любви Яруни и Купалы.

Учитель:

Мы вплотную подошли к произведению «Вечер накануне Ивана Купала».

Я пригласила к нам на урок всех героев произведения, чтобы познакомиться, но многие не смогли приехать. Угадайте их:

«Если ты мне когда-нибудь покажешься в хате или хоть только под окнами, то слушай, Петро, пропадут твои черные усы и оселедец твой, не будь я» (Терентий Корж, отец Пидорки).
«В этом хуторе показывался человек... Понаберет козаков: хохот, песни, деньги сыплются... Пристанет к девушкам, надарит лент, серег и монист. Не взять – нельзя, а взять ... так на другую ночь и тащится в гости к тебе приятель из болота, с рогами на голове, давай душить за шею, та монисто, кусать за палец, когда на нем перстень» (Басаврюк, дьявол в человеческом облике).
«Глядь, вместо кошки – старуха, с лицом, сморщившимся, как печеное яблоко, вся согнутая в дугу; она вырвала цветок из рук Петра, вспрыснула какой-то водой, пошептала. Искры сыпались у нее изо рта» (Ведьма).

Учитель:

А вот герои, которые приехали к нам на урок. Угадайте их имена:

«Ох, любила б его карие очи, белое личико, да не велит судьба моя. Не один рушник вымочила горючими слезами. Родной отец – враг мне, неволит идти замуж за любого ляха» (Пидорка).
«А я думал, несчастный, идти в Крым, навоевать золота и с добром придти к тебе. Да не быть тому. Недобрый глаз поглядел на нас» (Петро).

Учитель:

Ребята, в повести «Ночь перед Рождеством» черт не приносит особой беды. Его деяния безвредны, он даже помогает принести черевички Вакуле, а в повести «Вечер накануне Ивана Купала»?

Внимательный читатель:

В повести «Вечер накануне Ивана Купала» темные силы (Басаврюк – дьявол в человеческом образе и ведьма) помогают Петрусю найти клад, но золото добыто нечистыми руками (от рук Петруся гибнет невинный ребенок), Петрусь расплачивается жизнью – он сходит с ума, погибает. А Пидорка уходит из дома.

Народ верит в то, что связь с темными силами, не приведет к добру, не даст счастья.

Учитель:

Какими изображает Гоголь своих героев? Какими чертами характера наделил Петра и Пидорку? (верными, честными).

Учитель:

Гоголь хотел видеть любовь всегда счастливой и взаимной, красоту гармоничной и нетленной, а добро побеждающим зло, поэтому темные силы у Гоголя никогда не побеждают. В это верит народ, что и показывает нам писатель.

Учитель:

Произведение носит народный характер. Согласны ли вы с высказыванием Гоголя об истинной народности? Дадим слово лингвисту (языковеду).

Языковед:

Очень точно Гоголь пишет об истинной народности, которая и есть в самом духе народа. Нельзя не зачитать слова земляка О. Вишни «У повісті Гоголеве слово наснажене духом українського народу, напоєне ароматом рідної мови».

Речь произведения народная. Земля Полтавщины одарила Гоголя талантом языкового мастерства – красочной образностью, богатейшим плодом народного духа.

Произведение пересыпано просторечиями – своеобразной лексикой. Интенсивность использования украинизмов придает произведению достоверность изображаемого, подчеркивает желание передать «местный колорит» (парубки, девчата, хата, добре, комора, оселедец, переполох и другие).

Гоголь создает словарь, в котором дает толкование словам. Находясь в Нежинской гимназии Гоголь собирал слова для будущего русско- украинского словаря, но так его и не выпустил.

А тепер вам, читатели, задание! Дайте толкование данных слов:

гопак – украинский танец;
оселедец – длинный клок волос на голове, заматывающийся на ухо;
немец – чужеземец.

Учитель:

А вы обратили внимание на одежду гоголевских героев?

Дизайнеры:

Гоголь был знатоком не только человеческих душ, но обрядов, традиций (как уже сказали), да и быт народа он хорошо знал. Писатель обращается с просьбой к матери прислать сведения об украинских обычаях и поверьях. Гоголя интересовали и подробности свадебного обряда, и детали «полного наряда деревенского дьячка».

Читаем в повести как описаны украинки на Рождество: «пожилые женщины в белых монистах, в белых суконных свитках крестятся у церковного входа. У девчат намотана целая лавка лент, а на шее – монист, крестов, дукатов».

А еще мы помним о черевичках, которые на ногах у Одарки и те, что носит сама царица. «Боже мой, что за украшение!» – восклицает автор, получив башмачки в Петербурге.

А знаете ли вы украинскую национальную одежду?

Нижняя юбка из шерстяной клетчатой материи (плахта);
верхнее платье, наподобие кафтана (жупан);
полукафтан (свитка);
дукат (медальон на шее);
куда складывали одежду? (в сундук или скрыню).

Учитель:

Цветовая гамма у Гоголя своеобразная? Цвета повторяются? Художник:

Цветовая гамма у Гоголя подобрана не случайно. Преобладают красные, синие. Хата у Вакулы расписана красными цветами, также и сундук для Оксаны. Это цвет любви и красоты. Одежда красного и синего цвета (шаровары). Синий – цвет верности. Золотой (черевички) – мудрость, постоянство. Левый крылос церкви – зеленый (цвет надежды, весеннего возрождения, молодости, райского сада на земле).

Цветовая гамма в повести говорит еще раз о народности произведения. Гоголь подчеркивает данными красками мечту украинцев о любви да о мире.

Учитель:

Мы наблюдали за героями произведения. А присутствует ли на страницах произведения такой образ, как «образ еды»?

Технолог:

Да, конечно. В повести «Ночь перед Рождеством» Пацюк ест галушки. Девушки выгружают из мешка наколядованное (вареники, пироги, колбасу).

В повести «Вечер накануне Ивана Купала» Гоголь пишет: «Заварили свадьбу, разрезали каравай, напекли шишек».

А Рудый Панько говорит о таких угощениях: «грушевый квас с терновыми ягодами, варенуха с изюмом...». Кроме того пасечник приглашает нас к себе в гости попробовать эти угощения.

Гоголь – настоящий гурман и знаток славянской кухни, к еде он относился с уважением.

Еда, описанная Гоголем, приготовленная настоящими украинскими кухарками из Полтавщины, она ароматно пахнет со страниц повести и тает во рту.

Учитель:

Молодцы. И народознавец, и художник, театралы, дизайнер, читатели, технолог, языковед – все вы доказали, что книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» – истинно народное произведение.

Мне остается лишь добавить, что книга Гоголя – это энциклопедия народных традиций, верований и обрядов.

Домашнее задание:

Подготовиться к внеклассному чтению: перечитать повесть В.Астафьева «Васюткино озеро»;

высокий уровень – написать сочинение «Каким я представляю озеро?»;
группа художников – нарисовать озеро Васютки;
группа географов – составить карту «Как найти Васюткино озеро?»

Народные традиции, верования и обряды в повести Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»

Скачать конспект (58.2 Kb)



Автор разработки: Четвертак Надежда Михайловна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 3824 | Загрузок: 248 | Комментариев: 1

Ключевые слова: Гоголь

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»