Главная » Разработки уроков » Литература

Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Цели:

обобщить и систематизировать материал о помещиках;
доказать, что помещики у Гоголя тоже мёртвые души;
повторить литературные термины: «литературный тип», «типический характер»;
формировать представление об истинных человеческих ценностях.

Оборудование: 1) оформление доски: 1часть – портрет Н.В. Гоголя и цитата: «Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна»; 2 часть – портреты помещиков («лесенкой») и под ними слова Гоголя: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого»;

2) презентация (ноутбук, экран и проектор);

3) предметы для аукциона потерянных вещей;

4) тексты поэмы.

Тип урока: урок обобщения изученного материала с использованием ИКТ.

… Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… - вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу.

                                                                         А.И. Герцен

 

Ход урока.

І. Организационный момент.Слово учителя.

Сегодня продолжаем работу над поэмой Гоголя «Мёртвые души».

 - Объясните смысл названия поэмы.

 - Какое выразительное средство используется в заглавии? (Оксюморон.)

Тема урока (слайд №2).

Эпиграф – слова А. И. Герцена (слайд №3).

 - Исходя из темы и эпиграфа, попробуйте определить цели нашего урока.

(Ответы учащихся.)

 - Мне бы хотелось, чтобы сегодняшний урок заставил нас задуматься об истинных ценностях в жизни человека. (Слайд №4.)

ІІ. Актуализация.

В чём особенность композиции поэмы?
Какой приём использует автор?
Что это даёт?
Какие сюжетне линии переплетаются?(1. 2.  3.)
Какая сюжетная линия нас сегодня интересует?
Попробуем  композицию представить в виде схемы (слайд № 5).
Над какими главами будем сегодня работать?(2 – 6 гл.)
О чём идёт речь в этих главах?  (Слайд №6.) С какой целью отправляется Чичиков в путешествие?

ІІІ. Работа над темой урока.

Индивидуальное сообщение «Историческая справка о ревизской сказке». (Приложение 1.)
Слово учителя. А теперь мы проследим, как автор вслед за Чичиковым ведёт читателей от одного помещика к другому. И чем дальше, тем неприглядней картины жизни и нравы владельцев крепостных душ. Опираясь на примерный план (слайд №7), выступающие дадут краткую характеристику представителей дворянского сословия, от которых зависело и экономическое, и культурное развитие государства.

Задание классу. Слушая выступающих, класс оформляет обобщающую таблицу (слайд №8). На основании прочитанного текста и выступлений выделить и записать основные черты, присущие помещикам.

Выступления учащихся.

А) Манилов (слайд №9).

5. Инсценировка отрывка «Чичиков и Коробочка». Образ следующей героини-помещицы  попробуют раскрыть наши ученики, они разыграют один из диалогов.

 (Приложение 2.)

Б) Коробочка (слайд №10).

В) Ноздрёв (слайд №11).

Г) Собакевич (слайд №12).

Д) Плюшкин (слайд №13).

6. Проверка выполненного классом задания. (Например, Манилов – бесхозяйственность, лесть; Коробочка – мелочность, тупость; Ноздрёв – праздность, грубость, враньё; Собакевич – обман, мошенничество, обжорство; Плюшкин – мелочность, скупость.)

7. Индивидуальное задание. Слово учителя. А если бы наши помещики были честными перед самими собой и могли объективно себя оценить, как бы они представились, например, в визитках.

 Демонстрация и комментирование визиток помещиков. (Гиперссылка от слайда №13).

8. Индивидуальное задание. Аукцион потерянных вещей. С каким помещиком и как именно связана каждая вещь? (Аукцион проводит один из учеников. Можно взять такие предметы: трубку, шахматы, коробку, связку ключей и т.п.)

9.  Работа по теории литературы. Слово учителя. Посмотрим ещё раз на получившуюся таблицу. Обратите внимание, что помещики обладают индивидуальными, неповторимыми чертами. Как в литературе называется образ человека, в котором воплощены индивидуальные, неповторимые черты? (Литературный тип.) (Слайд №14.)

10. Проверка домашнего задания. Слово учителя. Но Гоголь, описывая помещиков, прямо указывал на типичность образов. Дома должны были найти эти указания в тексте. Проверим, что получилось.

Вывод. Значит, таких, как Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин, много, т.е. они типичные представители своей среды. Как в литературе называется такое явление? (Типичный характер.) (Слайд №14.)

Вывод. Значит, герои Гоголя сочетают индивидуальные черты и типические. (Это придаёт достоверность.)

11. Продолжение работы с таблицей. Слово учителя. Мы сказали, что каждый помещик – типичный образ. Образ кого?

Задание. Заполните оставшуюся графу в таблице, используя данные словосочетания, т.е. дайте меткую характеристику помещикам. (Слайд № 15.)

12. Наблюдение за стилем автора. Слово учителя. У  Гоголя есть ещё одна особенность стиля: он сравнивает героев с животными или предметами. У некоторых это проявляется в фамилии. Приведите примеры. (Коробочка, Собакевич, Плюшкин.)

О чём говорит такое уподобление? (Что отличает человека от других существ? Способность мыслить, внутренний мир, развитие. А помещики не развиваются, застыли, у них нет духовной жизни. Это указание автора на их духовную смерть.)

Вывод. Это ещё одно доказательство, что Гоголь считал помещиков мёртвыми душами.

13. Работа с доской. Слово учителя. И ещё одна деталь. Обратите внимание на доску. Портреты помещиков расположены лесенкой не случайно, а по степени духовного оскудения личности. Как в литературе называется такой приём? (Градация.)  Это традиционная трактовка. Её подтверждают слова Гоголя: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». Но я не буду  против, если вы сейчас поспорите и со мной, и с традиционной трактовкой. Например, образ Плюшкина  последний в галерее, т.к. самый плохой? Но чем он хуже, например, Ноздрёва? Не случайно Плюшкин единственный из помещиков наделён биографией. Мне искренне жаль героя: по сути, это одинокий, всеми забытый, никому не нужный старик. И дочь всего дважды приезжает к нему ради чего?

Вывод. Вот это и есть те настоящие духовные ценности, о которых заставляет задуматься Гоголь: никакие материальные блага, деньги не заменят семью, друзей, любовь, нормальные человеческие отношения.

Хотя, чего уж говорить, в наше время живут  и процветают именно чичиковы.

Итог. Прав ли был Гоголь, утверждая: «Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна»? В чём актуальность поэмы Гоголя? О чём заставляют задуматься его герои? (Они  будто кричат со страниц поэмы: «Не станьте  такими, как мы! Не превратитесь в «мёртвые души»!)

ІІІ. Объяснение домашнего задания (слайд 16).

ІV. Выставление и комментирование оценок.

Литература:

http://financeandwe.ru/entry.php?b=60
http://s_92.bar.edu54.ru/p103aa1.html
http://www.licey.net/lit/gogol/rus
http://soshinenie.ru/pomeshhiki-v-mertvyx-dushax-manilov-nozdrev-sobakevich-korobochka-plyushkin/

 

Приложение 1

Современный анализ бизнес-плана Чичикова

В 19 веке предприимчивые люди может и не знали таких умных слов как «бизнес-план», «анализ» и т.п., но тем не менее, как показывает практика и история, ещё как умели делать деньги.
Случайно обнаружил в одной из питерских газет за прошлый год занимательную статью сотрудника ОАО «Банк «Санкт-Петербург» Андрея Белых с его современным анализом бизнес-плана Чичикова — главного героя поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Честно сказать, очень понравился нестандартный подход автора к данному произведению через призму кредитно-финансовых отношений! Вот как он пишет:

«Русская литература почти не интересовалась предпринимателями — внимание уделялось дворянам, лишним людям, нигилистам. Единственное исключение — Николай Васильевич Гоголь, 200 лет со дня рождения которого мы отметили в этом году. Всем известен сюжет великой поэмы — Чичиков скупает мертвые души. Опросы знакомых показывают, что немногие знают, зачем он это делает. Между тем, проект Чичикова представляет значительный интерес и для современного периода экономического кризиса.

Чичикову нужен стартовый капитал, и основа его бизнес-плана — получение кредита под фиктивный залог умерших крепостных крестьян. Эту инновационную идею (как основу для сюжета) подарил Н.В. Гоголю никто иной, как А.С. Пушкин. Сведения о крестьянах находились в ревизских сказках — переписях населения. В промежутках между переписями умершие по документам считались живыми, а банки работали с документами. Поэтому скупка мертвых душ — процесс формирования залоговой массы. Правда, в залог можно было отдавать крестьян с землей, а земли у Чичикова не было. Но в то время для освоения Херсонской и Таврической губерний земли помещикам предоставлялись бесплатно, поэтому Чичиков покупает крестьян «на вывод», с переселением. Для банка он предоставил бы свидетельства о собственности на землю, должным образом зарегистрированные купчие крепости (договоры о покупке крестьян), судебные решения о переселении крестьян. При необходимости он был готов предоставлять дополнительные справки о крестьянах от капитана-исправника (несомненно, за взятки). Кредит Чичиков собирался брать в Опекунском совете Воспитательного дома — небанковском финансовом институте, осуществлявшем, в том числе, ломбардное кредитование.

Попробуем оценить эффективность проекта, исходя из данных, приведенных в книге. Цена ревизской души — до 500 руб., залоговая стоимость — 200 руб. Издержки Чичикова нельзя точно оценить — нет данных о структуре покупки. У Коробочки он купил 18 душ за 15 руб. всего, у Плюшкина — 198 по 32 коп. за штуку. Манилов души подарил, но цифра не приведена, нет данных и по Собакевичу, известна лишь цена – 2,5 руб. за душу. Разумно считать, что у них куплено по 100 душ (нет данных о различиях в смертности в двух поместьях) — это дает 416 душ (из текста известно, что всего было более 400). Тогда средняя цена — 70 коп. за душу при залоговой стоимости в 200 руб. Блестящий результат, но высокая прибыль, как известно, связана с высоким риском.

Чичиков совершает крупную ошибку — его маркетинг слишком агрессивен. Совершенно не нужно было пытаться покупать души у Ноздрева и Коробочки. Ноздрев просто не надежен, а у Коробочки куплено всего 18 душ — 4.5% от общей суммы. Самый сильный переговорщик — Собакевич, по-видимому, сразу понял бизнес-идею Чичикова, поскольку предложил стартовую цену в 100 руб., то есть половину залоговой стоимости. Однако, пользуясь монопольным положением покупателя, Чичиков жестко ведет переговоры с Собакевичем и сбивает цену до 2,5 руб. Кстати, в последующих обсуждениях именно Собакевич высказал аргумент, которым защищался бы и Чичиков — в момент покупки крестьяне были живы, но вполне могут умереть от болезней при переселении.

Вторая крупная ошибка — временные рамки проекта. Первый этап прошел хорошо — неделя в городе на предварительное изучение рынка, три дня поездок для переговоров с помещиками, завершение оформления документов на следующий день. Транспортные проблемы (пьяный кучер, поиск дороги) были несущественными. Однако Чичиков остается в городе еще на несколько недель и теряет контроль над рисками — о скупке мертвых душ становится известно как от Ноздрева, так и от Коробочки.

Проект вступил в кризисную фазу, но Чичикову повезло. Во-первых, провинциальные чиновники не были знакомы с банковскими операциями и не могли понять, зачем нужны мертвые души. Во-вторых, российская Фемида была нерасторопна по отношению к предпринимателям. Более того, прокурор, вместо оперативного заведения уголовного дела против Чичикова, думал-думал да и умер от сомнений. Случай, бесспорно, уникальный в истории бизнеса. Чиновники, озабоченные изменениями в вертикали власти (в губернию ехал новый генерал-губернатор), вряд ли будут вспоминать об истории с мертвыми душами. В финале птица-тройка несется по российской равнине, увозя Чичикова с комплектом документов. Он едет в банк за кредитом в 80 тыс. руб. на стандартных для того времени условиях — 6% годовых на 24 года.

Уроки этой истории просты. Предпринимателям надобно правильно выбирать контрагентов и не терять времени, а банкам следует внимательно изучать заемщиков и тщательно оценивать и проверять залоги — кризис показал, что слишком многие заложенные активы оказались сродни мертвым душам.»

Источник:  http://financeandwe.ru/entry.php?b=60

 

Приложение 2

Чичиков и Коробочка

   - Матушка, скажите, у вас умирали крестьяне?

 - Ох, батюшка, осьмнадцать человек! И умер такой всё славный народ, всё работники. Народ мертвый, а плати как за живого. На прошлой недели сгорел у меня кузнец, такой искусный кузнец!

   - Разве у вас был пожар, матушка?

     - Бог приберег от такой беды, сам сгорел, отец мой. Внутри у него как-то загорелось, чересчур выпил; только синий огонек пошел от него, весь истлел, истлел и почернел, как уголь; а такой был преискусный кузнец!

     -  На всё воля божья, матушка!.. Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?

     -  Кого, батюшка?

     -   Да вот этих-то всех, что умерли.

   -  Да как же уступить их?

     -  Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.

     -   Да как же, я, право, в толк-то не возьму? Нешто хочешь ты их откапывать из земли?

 - Покупка будет значиться только на бумаге и души будут прописаны как бы живые.

     -  Да на что ж они тебе?   (выпучив на него глаза) 

 - Это уж мое дело.

     -   Да ведь они ж мертвые.

    -   Да кто же говорит, что они живые? Потому-то и в убыток вам, вы за них платите, а теперь я вас избавлю от хлопот. Понимаете? Да еще дам вам пятнадцать рублей. Ну, теперь ясно?

     -  Право, не знаю. Ведь я мертвых никогда еще не продавала.

 -  Еще бы! Это бы скорей походило на диво, если бы вы их кому-нибудь продали. Или вы думаете, что в них есть какой-нибудь прок?

      - Нет, этого-то я не думаю. Что ж в них за прок. Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые.

    -   Ну, баба, кажется, крепколобая!   (в сторону)   "Послушайте, матушка. Да вы рассудите только хорошенько: ведь вы разоряетесь, платите за него как за живого...

  -  Ох, отец мой, и не говори об этом!

 - Так что ж, по рукам, что ли?

 - Право, я боюсь, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того... они больше стоят.

    -   Послушайте, матушка... Ведь это прах. Понимаете ли? это просто прах. Ну, скажите сами, на что оно нужно?

- Да ведь меня одно только и останавливает, что ведь они уже мертвые.

     -  Эк ее, дубиноголовая какая! Вы, матушка, не хотите понимать слов моих. Я вам даю деньги: пятнадцать рублей ассигнациями. Понимаете ли? Ведь это деньги. Вы их не сыщете на улице.

     -  Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам.

     -  Страм, страм, матушка! просто, страм! Ну, что вы это говорите, подумайте сами! Кто ж станет покупать их! На что они им?

     - А может, в хозяйстве-то как-нибудь понадобятся

      - Мертвые в хозяйстве! Воробьев разве пугать по ночам в вашем огороде, что ли?

     -  С нами крестная сила! Какие ты страсти говоришь!   (Крестится)

     -  Куда ж еще вы их хотели пристроить? Ну, так что же? Как же? Отвечайте!

      - Право, я всё не доберу, как мне быть; лучше я вам пеньку продам.

Образы помещиков  в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Скачать конспект (2.70 Mb)



Автор разработки: Кочанова Лина Васильевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1460 | Загрузок: 205 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Гоголь

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»