Главная » Разработки уроков » Литература

Н. В. Гоголь: сведения о писателе; его связь с Украиной. Тема, идея повести „Тарас Бульба”

Цели урока: повторить ранее изученные произведения, факты биографии писателя, углубить знания учащихся о Н.В. Гоголе; уточнить сведения о его связи с Украиной; совершенствовать навыки работы с планом; воспитывать интерес к литературе и личности писателя.

Оборудование: презентации к уроку по биографии и творчеству Н.В. Гоголя, презентация литературного блиц-кроссворда, сборник  «Миргород», компьютер, интерактивная доска.

 

Ход урока

I.Актуализация опорных знаний.

Слово учителя о Н.В. Гоголя: « На этом уроке мы будем говорить о писателе, творчество которого одинаково дорого и украинцам и русским. Писателя, который с теплотой, любовью, тонким юмором рассказал об Украине, ее обычаях, традициях и легендах, открытых, добрых, искренних людях, трогательно – поэтично описал украинскую природу. Его мистические повести захватывают сильнее, чем самые страшные сюжеты фильма ужасов. И нет равных ему в изображении героического духа украинского казачества. Вы уже догадались, о каком авторе будет идти речь на ближайших уроках.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя писателя Н.В. Гоголя?
Расскажите о любимых произведениях Н.В. Гоголя.
Что же вы помните о жизни писателя?
Восстановить логику событий, правильно пронумеровав предложения в задании.

Задание: восстановите логическую последовательность событий, правильно пронумеровав предложения (детям раздается на заранее распечатанных листах, приложение к уроку (задание.doc)).

1. Родился Н. В. Гоголь в 1809 году в семье небогатого украинского помещика в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Пол­тавской губернии.

2. Известность Н. В. Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831).

3. В 1821 году Николай Васильевич  поступил в гимназию в городе Нежине и проучился там до 1828 года.

4. Отец, Василий Афанасьевич, умел занимательно рассказывать и сочинял комедии на украинском языке. Он привил сыну любовь к театру и литературе.

5. Первоначальное образование Н. В. Гоголь получил в Полтавском уездном учили­ще.

6. Уже в гимназии обнаружился сатирический и литературный та­лант будущего писателя: Н. В. Гоголь многих с успехом пародировал, играл в гимназическом театре, создавал театральные декорации, на­чал писать.

7. Согласно семейному преданию, писатель происходил из старинного украинского казацкого рода и был потомком известного казака Остапа Гоголя.

8. В доме Гоголей, в с. Васильевка, был собственный домашний театр; ставились произведения, написанные от­цом Н. В. Гоголя.

9. Мать будущего писателя, Мария Ивановна, была красивой, доброй и очень религиозной женщиной, часто рассказывала мальчику в раннем детстве истории о загробной жизни, о Страшном Суде.

10. После окончания нежинской гимназии Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Он часто бывает на литературных вечерах, знакомится с Василием Андреевичем Жуковским и Александром Сергеевичем Пушкиным. В Петербурге Гоголь начинает свою литературную деятельность.

Проверка заданий посредством презентации «Литературная визитка по биографии Гоголя Н.В., часть1». (Опережающее задание первой группы учащихся).
Беседа с учениками о выполнении предложенного задания.
Дополнения учащихся по биографии писателя (интересные сведения: увлечение Н.В. Гоголя историей древнего Рима, римской архитектурой, ботаникой, благоговейное отношение Н.В. Гоголя к книгам, кондитерские пристрастия писателя).

 

II.Постановка целей и задач урока. Изучение нового материала

Продолжим знакомство с биографией Н.В. Гоголя, расширим свои знания о его жизни и творчестве, найдем ответы на предложенные вопросы в материале презентации по теме «Н.В. Гоголь. Связь с Украиной. Сборник «Миргород» («Литературная визитка по творчеству Гоголя Н.В., часть2)».

- Что повлияло на увлечение Н.В. Гоголя украинской историей?

- Какие замыслы в связи с этим увлечением вынашивал писатель?

- Дайте краткую характеристику сборнику «Миргород».

(вопросы записаны на доске)

Презентация по теме «Н.В. Гоголь. Связь с Украиной. Сборник «Миргород» («Литературная визитка по творчеству Гоголя Н.В., часть2)». (Опережающее задание второй группы учащихся).

Беседа по выявлению уровня восприятия по ранее предложенным вопросам.

            Слово учителя о повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Беседа о первых впечатлениях после прочтения повести.
Объединение учащихся класса в группы (по рядам в малые группы). Первый ряд – работа над составлением плана повести (Работа на компьютере с последующей демонстрацией составленного плана на интерактивной доске). Второй ряд – работа над определением темы произведения. Третий ряд – работа над определением идеи, основной мысли повести.
Проверка и обсуждение результатов работы групп с последующей записью в тетради плана, темы, идеи повести, представленных на интерактивной доске.
Беседа с элементами дискуссии по вопросу: насколько исторична повесть.
Работа с учебником над статьей об историчности повести для обобщения мнений учащихся.

 

III.Рефлексия. Подведение итогов работы.

Блиц-кроссворд по теме урока.

Вопросы блиц - кроссворда: (если правильно разгадать кроссворд, то по вертикали (выделенный прямоугольник) получите имя героя повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1.Имя отца Остапа и Андрия.

2.Город, в котором Н.В. Гоголь учился в гимназии.

3.«Вечера на хуторе близ …»

4.Город, в который направился Н.В. Гоголь после учебы в гимназии.

5.Второй сборник повестей Н.В. Гоголя.

6.Название одной из повестей сборника Н.В. Гоголя «Миргород».

 

IV.Домашнее задание (представлено на интерактивной доске).

Для всех.

Перечитать 1-4 главы повести «Тарас Бульба».

По вариантам:     1 вариант – подготовить рассказ о степи.

        2 вариант – подготовить рассказ о Запорожской Сечи в мирное  время.

Индивидуально:    историческая справка о Запорожской Сечи (возможна презентация).

 

Рекомендации по подготовке урока. Опережающее задание: две группы получают задание подготовить литературные визитки с презентациями по биографии и творчеству Н.В. Гоголя (см. материалы урока). Для всех: найти интересные факты из жизни Н.В. Гоголя, перечитать повесть «Тарас Бульба».

Н. В. Гоголь: сведения о писателе; его связь с Украиной. Тема, идея повести „Тарас Бульба”

Скачать конспект (9.98 Mb)



Автор разработки: Рябошапка Наталья Богдановна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 951 | Загрузок: 185 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Гоголь

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»