Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели урока: повторить ранее изученные произведения, факты биографии писателя, углубить знания учащихся о Н.В. Гоголе; уточнить сведения о его связи с Украиной; совершенствовать навыки работы с планом; воспитывать интерес к литературе и личности писателя. Оборудование: презентации к уроку по биографии и творчеству Н.В. Гоголя, презентация литературного блиц-кроссворда, сборник «Миргород», компьютер, интерактивная доска.
Ход урока I.Актуализация опорных знаний. Слово учителя о Н.В. Гоголя: « На этом уроке мы будем говорить о писателе, творчество которого одинаково дорого и украинцам и русским. Писателя, который с теплотой, любовью, тонким юмором рассказал об Украине, ее обычаях, традициях и легендах, открытых, добрых, искренних людях, трогательно – поэтично описал украинскую природу. Его мистические повести захватывают сильнее, чем самые страшные сюжеты фильма ужасов. И нет равных ему в изображении героического духа украинского казачества. Вы уже догадались, о каком авторе будет идти речь на ближайших уроках. Задание: восстановите логическую последовательность событий, правильно пронумеровав предложения (детям раздается на заранее распечатанных листах, приложение к уроку (задание.doc)). 1. Родился Н. В. Гоголь в 1809 году в семье небогатого украинского помещика в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. 2. Известность Н. В. Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831). 3. В 1821 году Николай Васильевич поступил в гимназию в городе Нежине и проучился там до 1828 года. 4. Отец, Василий Афанасьевич, умел занимательно рассказывать и сочинял комедии на украинском языке. Он привил сыну любовь к театру и литературе. 5. Первоначальное образование Н. В. Гоголь получил в Полтавском уездном училище. 6. Уже в гимназии обнаружился сатирический и литературный талант будущего писателя: Н. В. Гоголь многих с успехом пародировал, играл в гимназическом театре, создавал театральные декорации, начал писать. 7. Согласно семейному преданию, писатель происходил из старинного украинского казацкого рода и был потомком известного казака Остапа Гоголя. 8. В доме Гоголей, в с. Васильевка, был собственный домашний театр; ставились произведения, написанные отцом Н. В. Гоголя. 9. Мать будущего писателя, Мария Ивановна, была красивой, доброй и очень религиозной женщиной, часто рассказывала мальчику в раннем детстве истории о загробной жизни, о Страшном Суде. 10. После окончания нежинской гимназии Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Он часто бывает на литературных вечерах, знакомится с Василием Андреевичем Жуковским и Александром Сергеевичем Пушкиным. В Петербурге Гоголь начинает свою литературную деятельность. Проверка заданий посредством презентации «Литературная визитка по биографии Гоголя Н.В., часть1». (Опережающее задание первой группы учащихся).
II.Постановка целей и задач урока. Изучение нового материала Продолжим знакомство с биографией Н.В. Гоголя, расширим свои знания о его жизни и творчестве, найдем ответы на предложенные вопросы в материале презентации по теме «Н.В. Гоголь. Связь с Украиной. Сборник «Миргород» («Литературная визитка по творчеству Гоголя Н.В., часть2)». - Что повлияло на увлечение Н.В. Гоголя украинской историей? - Какие замыслы в связи с этим увлечением вынашивал писатель? - Дайте краткую характеристику сборнику «Миргород». (вопросы записаны на доске) Презентация по теме «Н.В. Гоголь. Связь с Украиной. Сборник «Миргород» («Литературная визитка по творчеству Гоголя Н.В., часть2)». (Опережающее задание второй группы учащихся). Беседа по выявлению уровня восприятия по ранее предложенным вопросам. Слово учителя о повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Беседа о первых впечатлениях после прочтения повести.
III.Рефлексия. Подведение итогов работы. Блиц-кроссворд по теме урока. Вопросы блиц - кроссворда: (если правильно разгадать кроссворд, то по вертикали (выделенный прямоугольник) получите имя героя повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 1.Имя отца Остапа и Андрия. 2.Город, в котором Н.В. Гоголь учился в гимназии. 3.«Вечера на хуторе близ …» 4.Город, в который направился Н.В. Гоголь после учебы в гимназии. 5.Второй сборник повестей Н.В. Гоголя. 6.Название одной из повестей сборника Н.В. Гоголя «Миргород».
IV.Домашнее задание (представлено на интерактивной доске). Для всех. Перечитать 1-4 главы повести «Тарас Бульба». По вариантам: 1 вариант – подготовить рассказ о степи. 2 вариант – подготовить рассказ о Запорожской Сечи в мирное время. Индивидуально: историческая справка о Запорожской Сечи (возможна презентация).
Рекомендации по подготовке урока. Опережающее задание: две группы получают задание подготовить литературные визитки с презентациями по биографии и творчеству Н.В. Гоголя (см. материалы урока). Для всех: найти интересные факты из жизни Н.В. Гоголя, перечитать повесть «Тарас Бульба». |
Автор разработки: Рябошапка Наталья Богдановна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 951 | Загрузок: 185 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |