Главная » Разработки уроков » Литература

Н. В. Гоголь „Тарас Бульба”. Семейство Тараса. Первое знакомство с героями

Цель: сформировать умение работать с текстом, комментировать отдельные отрывки, высказывать свое мнение, выразительно читать отрывки из произведения; развивать творческие способности детей; привить чувство любви к Родине, воспитывать любовь к родной природе как ее части.

Оборудование: слайды с иллюстрациями к произведению, портретом Н.В. Гоголя, текст повести.

Ход урока

І. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Сообщение учащихся о жизни и творчестве Н.В. Гоголя (слайд 1).
Инсценировка фрагмента приезда сыновей Тараса Бульбы – Остапа и Андрия из бурсы (слайд 2).

ІІ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Объявление темы и цели урока учащимися на основании увиденной инсценировки (слайд 3).

ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Слово учителя.

Давайте мысленно перенесемся во времена Запорожской сечи, прочтем описание степи и дополним ваши представления об изображаемой эпохе. Смешение русского и украинского народов на территории Белгородщины происходило во времена борьбы запорожцев с польскими панами и турецкими завоевателями (слайды 4, 5, 6).

Дома вы должны были провести мини-исследование и подготовить сообщения о вашей родословной: из каких деревень прибыли в село Стальное ваши родители, бабушки и дедушки; о значении ваших фамилий; об обычаях и традициях вашего народа; отметить особенности ведения хозяйства, оформления и украшения жилища.

2. Сообщения детей мини-исследований.

3. Выводы. Во многих селах Джанкойского района живут потомки украинцев, русских, крымских татар. Названия этих сел поэтичны: Перепёлкино (Алёшка хуторы), Озерки (Татар барыны), Многоводное (Эрмени барыны), Стальное (Немсе барыны). Расположены они вдоль реки Сиваш, поросшей камышом.

До недавнего времени в селах существовал добрый обычай – всем селом крыть крышу, обмазывать хаты цветной глиной.

Убранство украинских комнат – рушники, украшенные народным орнаментом. Обычно дома утопают в зелени, возле каждого разбит сад, в котором обязательно растут вишни, груши, черешни, алыча, абрикосы.

IV. ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Давайте перенесемся вместе с сыновьями Тараса Бульбы в светлицу, куда пригласила их мама.

Ответы на вопросы:

Опишите светлицу, куда Бульба завел своих сыновей. Какие приметы времени встречаем мы здесь? (слайд 7)
О чем мечтал Тарас Бульба?

Выразительное чтение описания степи (слайды 4, 5, 6).
Демонстрация картины степи.
Беседа. Работа с текстом.

1) Что в последний раз увидели казаки, когда покидали родной хутор? (слайд 8)

Ответ: «Две трубы от их скромного домишка», «одни только вершины деревьев, по сучьям которых они лазили», дальний луг, где «катались по роскошной траве его», «шест над колодцем с привязанным вверху колесом телеги».

2) Почему в этой картине мы не видим красок, не слышим звуков, не чувствуем запахов?

Ответ: Казаки с грустью покидали родной хутор, они видели только то, что в первую очередь напоминало родное гнездо. Особенно грустное настроение было у Остапа и Андрия, ведь они прощались с детством. Поэтому Гоголь и не использует красок.

3) Какой предстает природа перед казаками, когда они выехали из дому? (слайд 9)

Ответ: «День был серый; зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то в разлад».

Анализ описания степи.

Как подействовала степь на казаков? Отчего «встретились, как птицы» их сердца?
В какое время суток степь наиболее привлекательна для казаков? Для автора? Для вас?

Ответ: степь всегда по-своему прекрасна, в каждое время суток есть своя, особая привлекательность.

Что прежде всего поразило казаков и вас в картине дня? У вас она вызвала такие же чувства? Из текста, пользуясь рекомендациями для самостоятельной работы, найдите художественно-изобразительные средства.
Покажите богатство красок, используемых при описании степи.

Ответы: «Брызнули миллионы разных цветов» – метафора. «Встрепенулись, как птицы» – сравнение.

Чем особенно привлекает степь в вечернее время? Как менялось время? Как автор выразил свое отношение к ней? (Ученики выразительно читают свои ответы из текста: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»).
Сопоставление описания хутора и степи.

Только ли грустным настроением казаков во время отъезда объясняется разница двух описаний?

Ответ: родной хутор, отчий дом, милы не красками, а особым уютом, ощущением родного гнезда.

Степь как символ большой Родины для автора прекрасна «ничто в природе не могло быть лучше», и он создает великолепную, дорогую и милую для сердца каждого человека картину.

Слово учителя. К картине степи мы будем возвращаться, когда Тарас будет говорить речь о товариществе, выделим слова казаков перед смертью о земле-матери!

Мы и не представляем землю-матушку без степи. Степь – символ родины и свободы. Силу Остапу и Тарасу выстоять в смертный час дала степь. Степь стала для казаков символом той земли, к которому падал былинный богатырь, чтобы набраться сил в трудных испытаниях.

7. Литературный диктант.

Отсутствие еды, царившее в окруженном городе казаками? Голод.
Определение дня, данное автором, когда отец и сыновья отправились в Сечь? Серый.
Знаменитый древнерусский поэт, имя которого упоминает Бульба? Горацио.
«Вот ваша матерь!» Назовите то, о чем идет речь. Сабля.
Чувство, которое больше выражалось в чертах лица «меньшего» сына? Нежность.
То, что изменило «ее когда-то прекрасное лицо». Морщины.
Ваша … – чистое поле да добрый конь: вот ваша …! О чем идет речь? Нежба.
Тот, кто не спал в ночь перед отъездом в Сечь. Мать.
Действие, которое по христианскому обычаю нужно производить перед дорогой. Присесть.
«Немалая река», на которой «много заводей, густых камышей, отмелей, глубоководных мест». Днестр.
Место, где «нет лучшей науки для молодого человека». Сечь.
То, как Тарас «обыкновенно называл жену свою». Стара.
Предмет, стоявший «под образами в парадном углу». Стол.
В старину: светлая парадная комната в доме (в нее повел сыновей Бульба). Светлица.
«Она с жаром, со страстью, со слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими». Мать.
Тот, кто «в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу». Остап.
Жидкая каша с салом, которую варили путешественники, оставшиеся среди полей. Кулиш.
Количество случаев, когда, по мнению Бульбы, «всегда следует взяться за саблю». Три.
То, что чем далее, тем становилось прекраснее. Степь.
Цвет казакина, что был на сыновьях Тараса в день их отъезда в Сечь. Алый.
Место, где легли спать Тарас и его сыновья. Двор.
«Вот то гнездо, откуда разливается воля и казачество на всю Украину!» (Назовите то гнездо). Сечь.
Чья молитва, спасет и на воде, и на земле? Молитва матери.
Тот, кто «имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Андрий.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (слайд 10).

Рефлексия (высказывание своего мнения учащимися):

что на уроке меня взволновало?
о чем, услышанном сегодня на уроке, нужно говорить всегда?
к чему никогда не будут безразличны люди?

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (дифференцированное) (слайд 11).

Подготовить сообщение «Нравы и обычаи Запорожской Сечи» (первая группа).

Прочитать и подготовить устный пересказ отрывков из глав о жизни казаков Запорожской Сечи (вторая группа).

Выполнить иллюстрации к описанию степи.

Н. В. Гоголь „Тарас Бульба”. Семейство Тараса. Первое знакомство с героями

Скачать конспект (520.1 Kb)



Автор разработки: Халилаева Эмине Талятовна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1140 | Загрузок: 240 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Гоголь

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»