Главная » Разработки уроков » Литература

Методическая разработка цикла уроков литературы в 10 классе по теме «Ф. М. Достоевский»

Уроки № 1-2

Тема: Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. «Преступление и наказание». Суровая правда жизни обездоленных людей.

Цели урока:

1.     Знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя, сложностью и противоречивостью его мировоззрения, гуманистическими идеями.

2.     Раскрыть многоплановость и сложность социально - психологического конфликта романа.

3.     Воспитание философского восприятия жизни.

Оборудование: фотоальбом по творчеству Достоевского, видеофильм «Жизнь и творчество Достоевского».

Ход урока

I. Объяснение новой темы.

Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. (Из письма брату Михаилу, 1837г.)

1. Слово учителя.

Отец писателя - выходец из обедневшей дворянской семьи, мать - купеческого рода. Достоевский воспитывался в религиозных традициях. Большое внимание в семье уделялось чтению. А.С.Пушкина будущий писатель чуть ли не всего знал наизусть. Выучил французский язык, латынь.

1837-1843 - Петербургское Военно - инженерное училище. 1837г. - смерть матери.

1839г. - смерть отца. Первый припадок эпилепсии.

1844 г. - ушел в отставку из инженерного корпуса. Начинает литературную деятельность как переводчик. 1846г. - первый роман «Бедные люди», с 1847 г. - член кружка Петрашевского.

23.04.1849г. — 37 участников кружка оказываются в Петропавловской крепости, они приговорены к смертной казни.

1849-1854г. - в Омском остроге.

1854г. - солдатская служба в Семипалатинске.

1859г. - возвращение в Петербург.

с 1861г. - издает журнал «Время», после его запрещения - журнал «Эпоха».

1861г. - «Униженные и оскорбленные».

1862г. - путешествует по Западной Европе.

В конце 60-х - начинает работу над романом «Преступление и наказание», одной из самых сложных книг в истории мировой литературы. Закончен роман в 1866г.

1868г. - «Идиот».

1870г. - 1871г. - «Бесы».

1878г. - 1879г. - «Братья Карамазовы».

XX век - время подлинного признания гениального писателя

2. Просмотр видеофильма.

II. Опережающая работа над содержанием романа.

1.     Групповая работа: составить план I и II частей романа.

2.     Слово учителя.

У Достоевского нет случайностей. Значение имени Раскольникова:

Раскольников                  Родион        Романович

      ↓                                      ↓                       ↓

раскол                              родины       Романовых

Раскол - течение в русской церкви 17 века (старообрядство) против новшеств патриарха Никона.

3.Беседа по прочитанным главам:

1.Какой исторический период развития России изобразил Достоевский?

2.Какие краски преобладают в изображении города?

3.В романе нет сцен эксплуатации. Как же передается мысль об унижении и бесправии петербургского люда?

4.Как влияет окружающая среда на главного героя?

5.Что представляет собой жилище Раскольникова?

6.Чем он занят? Есть ли куда ему пойти?

7.Каковы мотивы его преступления?

8. Как автор относится к своему герою?

9.Как он чувствует себя после преступления?

10. Что делает с украденным?

11.Почему он приходит на место преступления?

4. Проверка индивидуального задания.

III. Подведение итогов урока.

«Все, что несет беззащитному большинству существующий порядок, Достоевский сосредоточил в жизни и судьбе семьи Мармеладовых. Семья Мармеладовых - фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного, эксплуататорского общества, и, как «сладок» этот мир, рисуется уже горько - иронической фамилией...»

ІY.Домашнее задание: инд. (до 6 баллов) - стр.240-264, анализ 3, 4 частей по вопросам.

 

Уроки № 3-4

Тема: Боль за человека - основа авторской позиции. Истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории.

Цели:

1.     Раскрыть смыл индивидуалистического бунта Раскольникова против бесчеловечности общества.

2.     Развитие умений и навыков работы с текстом художественного произведения.

3.     Воспитание гуманистического мировоззрения.

Оборудование: портрет Достоевского, альбом иллюстраций к роману.

Ход урока

I.  Групповое самостоятельное задание:

1.   Подготовить ответы на вопросы:

В чем смысл теории Раскольникова?

Кто такой Порфирий Петрович? Проанализируйте сцену его встречи с Раскольниковым.

2.    Составить план к 3,4 частям романа.

II.                       Развернутая беседа с элементами анализа текста:

-    Какое событие связывает 2 и 3 части романа?

-    Как складываются отношения Родиона с семьей?

-    Кто помогает налаживать отношения Родиона с его родными? - Кто такой Разумихин? Оправдывает ли он свою фамилию?

3.    Проверка самостоятельного задания.

4.    Аналитическая работа:

-    Как понимать слова героя: «Я себя убил, а не старушонку»?

-    Какие условия привели к зарождению теории Раскольникова?

-    Кто такой Лужин?

-    Каков основной принцип его жизни?

-    Почему он решил жениться на Дуне?

-    Что вы можете сказать о Соне?

-    Почему Раскольников увидел в ней все «страдание человеческое»?

-    Зачем Раскольников приходит к Соне?

-    Почему Соня - «великая грешница»?

-    Во что верит Соня?

-    III Подведение итогов:

Соня и Раскольников - две идеологии, каждый хочет привлечь другого на свою сторону. Достоевский сочувствует Соне, казнит Раскольникова одиночеством за его сатанинскую гордость. Но Достоевский любит Раскольникова, хотя его преступления внушает автору ужас и отвращение. Достоевский столь же осуждает своего героя, сколько и оправдывает.

IV. Домашнее задание: дочитать роман, инд.: 1. определить стадии наказания Раскольникова. 2. Характеристика Свидригайлова.

 

Уроки № 5-6

Тема: Психологизм, глубина раскрытия характеров героев и поставленных проблем. Проблема личной ответственности человека за свою жизненную позицию.

Цели:

1.     Раскрыть причины, заставившие главного героя раскаяться в совершенном преступлении.

2.     Подвести итоги изучения творчества Достоевского, подготовить учащихся к контрольному сочинению.

3.     Формирование социальной компетентности.

Оборудование: карточки для групповой работы.

Ход урока

І. Индивидуальное задание:

1. Составить план к 5 и 6 частям.

2. Инсценировка эпизода «Признание Раскольникова» (5 часть, 4 глава).

ІІ.Работа творческих групп.

Карточка № 1

■  Что нового вы узнали о Лужине? Он уходит со страниц романа победителем или побежденным?

■  Кому Раскольников признается в преступлении?

■  Что испытывает он после признания?

■   Как Раскольников объясняет причину своего преступления?

■  О чем он больше всего боится сказать Соне?

Карточка № 2

■  Что чувствует Раскольников после похорон Катерины Ивановны?

■  Почему Порфирий Петрович не арестовывает его?

■  Что главное для Достоевского - показать процесс преступления или процесс наказания?

■  Как чувствует себя Раскольников на каторге?

■  Почему он по-прежнему одинок?

Карточка № 3

■  Как происходит перелом в Раскольникове?

■  Вызывает ли Раскольников в вас сострадание? Почему?

■  Мысли Раскольникова о преступлении автор называет «мечтой». Совместимы ли понятия «преступление» и «мечта»?

■  Понимает ли Соня бесчеловечность теории Раскольникова?

■  Почему же она сочувствует ему, жалеет, любит его?

III.                      Проверка домашнего задания:

1. Индивидуальное сообщение о Свидригайлове.

2. Сообщение «Стадии наказания Раскольникова».

IV.                     Проверка индивидуальных заданий.

V.                       Подведение итогов:

-проанализируйте состояние Раскольникова, почувствовавшего любовь Сони: «... ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят...»

-  согласны ли вы с мнением белорусского поэта Дашкевича? (Из сборника «Индивидуальные задания по русской литературе», стр. 66, № 11).

-    кому будет легче на суде над Раскольниковым - судье или адвокату?

VI.                     Домашнее задание: учебник, стр.240-264, подготовиться к контрольному сочинению, цитатная характеристика Раскольникова.

 

Урок № 7

Тема: Контрольное сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание».

Цели:

1.     Проверка знаний учащихся по изученной теме.

2.     Развитие аналитических умений и развитие речи учащихся.

3.     Формирование нравственных идеалов.

Оборудование: выставка творческих работ учащихся по изученной теме.

Ход урока

I.  Целеполагание.

II.                       Подготовительный этап работы:

1.   Знакомство с темами:

-                       Слушается дело Родиона Раскольникова (речь адвоката на суде).

-                       Теория Раскольникова и его «наказание».

-                       Судьба Сони Мармеладовой.

2.    Проверка цитатных характеристик.

3.    Составление планов к работам.

III. Написание работ учащимися.

IV.                     Самопроверка работ.

V.                       Домашнее задание: Л.Н. Толстой (индивидуальное сообщение), роман «Война и мир».

Методическая разработка цикла уроков литературы в 10 классе по теме «Ф. М. Достоевский»

Скачать конспект (13.4Kb)



Автор разработки: Грибачева Светлана Александровна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 415 | Загрузок: 60 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Достоевский

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»