Главная » Разработки уроков » Литература

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» как воплощение нового типа художественного мышления. Символика названия романа

Цель урока:

выяснить значение романа «Преступление и наказание» в творчестве Достоевского, раскрыть семантическое и символическое  значение его названия, формировать у детей навыки аналитического мышления, воспитывать стремление к самосовершенствованию.

Учащиеся должны:

Выражать личное отношение к проблемам, которые поднимаются в произведении, аргументируя свою точку зрения примерами из текста, высказывать суждения по поводу символики названия романа и объяснять смысл и символику названия «Преступление и наказание»: по христианской доктрине и законам справедливости преступление должно быть наказано

Эпиграф к уроку:

                                     Ужасные последствия преступления живут значительно дольше, чем сами преступники

Вальтер Скотт

ХОД УРОКА

1.Актуализация опорных знаний.

Наш урок сегодня – это возможность заглянуть в душу. Душу великого писателя Ф.М. Достоевского, душу его героев и, возможно, в свою собственную душу.

-Почему Ф.М. Достоевского относят к людям, которые изменили ход истории?

Давайте ответим на этот вопрос цитатной дорожкой:

«Достоевский – это не просто писатель. Это имя России. Это совесть русского народа.» (Б.Гачев)

«В сегодняшнем мире тревожный набат Достоевского гудит, непрерывно призывая к человечности и гуманизму» (Чингиз Айтматов»

«Достоевский был не только учителем русского народа. Он был единственный, кто учил Россию, Запад, по крайней мере, лучшую ее читающую  часть.» (Д. Рогозин»

«Достоевский дает мне больше, чем какой-либо мыслитель.. его цель заключалась в том,  чтобы обратить наше внимание на загадку духовного бытия» (Эйнштейн)

«Достоевский – единственный психолог, у которого я мог чему-то научиться, знакомство с ним я засчитываю до наипрекраснейших моментов своей жизни!» (Ф.Ницше)

«Если хочешь узнать о жизни ВСЕ, прочитай «Братьев Карамазовых» (К.Воннегут)

«Достоевский – это Микеланджело в литературе».

-Давайте составим

Ассоциативный портрет Достоевского:

Душа России,

пророк,

Микеланджело в литературе

Мудрец

Философ

Псилог

Гениальный писатель

- Фотовикторина  (Жизнь и творчество Достоевского)

Мотивация:

 Сегодня в вашей жизни произойдет важное культурное событие: встреча с гениальным романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Почему мы изучаем класическую литературу? Зачем это современному человеку?
Зачем мы изучаем творчество Достоевского, в частности,  роман «Преступление и наказание»?

Объявление и запись темы урока, эпиграфа, цели урока:

 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» как воплощение нового типа художественного мышления. Символика названия романа.

Эпиграф

 1 группа «Писатели»

 история написания романа «Преступление и наказание».

Истоки романа « Преступление и наказание» ведут к временам каторги.

9 октября 1859 года он пишет брату Михаила из Твери: « В декабре я начну роман…  Все сердце мое с кровью ложится в этот роман. Я задумал  его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения»

Но в 1959 году роман не был начат. Замысел писатель вынашивал 6 лет.

За это время он написал «Униженные и оскорбленные»,  «Записки из мертвого дома», главной темой которых есть тема бунта и героя-идивидуалиста.

Схема «история написания романа»

Каторга 1859 год Замысел: роман- исповедь

Вторая половина 1865 года. Достоевский взялся за работу  над «психологическим отчёта одного преступления».

«Молодой человек которого исключили из студентов университета, мещанин за происхождениям и живёт в крайней бедности решился убить одну старуху решился убить одну старуху, которая даёт деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна …Издеваясь с домработницы свой младшей сестры»

1866 год. Публикация романа «Преступление и наказание»

2 группа «Читатели»

Отзывы о романе после его публикации

 Роман сразу же вызвал отзывы о нем. М.Катков назвал Раскольникова «выразителем  социалистических идей». Д.И. Писарев осуждал деление людей на «послушных и бунтарей», упрекал Достоевского за призыв  к покорности. И одновременно в статье «Борьба за жизнь» Писарев утверждал: «Роман Достоевского оказал на читателей глубоко потрясающее впечатление, благодаря тому точному психическому анализу, которым отличаются произведения этого писателя. Особенно точно он замечает болезненные явления, предает их наисуровейшей    оценке и словно переживает их на самом себе»

Беседа:

- Кто прочитал роман?

-Какое впечатление на вас произвёл роман?

-Кто из героев вас поразил?

 Тест на проверку знания текста романа:

1.Кто из героев «…куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»?

А)Свидригайлов

Б)Лужин

В)Зосимов

Г)такого персонажа в романе нет.

2.Вставьте недостающие слова во фразу: «Я не тебе поклонился, я…поклонился»

А)«всем страдающим женщинам»

Б) «всему страдающему человечеству»

В)«всем униженным и оскорбленным»

3.В чьих глазах Раскольников предстал человеком гордым, властным и нетерпеливым: «Я вас во всяком случае за наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?

А)Порфирия Петровича

Б)Петра Петровича

В)ни в чьих

4.Кто из героев романа принимает любовь за «странное и ужасное ощущение»? Речь идет о двух героях сразу – мужчине и женщине: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он смотрел…и чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят. Да, это было странное и ужасное ощущение».

А)Разумихин и Авдотья Романовна

Б)Свидригайлов и Марфа Петровна

В)Раскольников и Софья Семеновна

5.Вставьте недостающие слова во фразу: «Разве я старушонку убил?...а не старушонку убил!»

А)«…я Лизавету убил»

Б) «…я двоих убил»

В)«…я мать свою убил»

Г) «…я себя убил»

ключи

1б 2б 3а 4в 5г

-Почему роман имеет название «Преступление и наказание»?

В названии романа три слова.Что следует непосредственно за преступлением?Еще не наказание.Что же?Странный момент,когда преступление совершено,а преступник еще не наказан

Просмотр презентации «Роман «Преступление и наказание»

Задание группам «Писатели» и «Читатели»:

-Каждая группа по материалам презентации готовит другой группе вопросы. Группы по очереди задают вопросы и отвечают на них.

-Кто из героев романа нарушил христианские заповеди? Какие заповеди?

-Какую книгу читает Соня Мармеладова Раскольникову? (Евангелие)

-По христианской доктрине и законам справедливости преступление должно быть наказано.Какое наказание понес Раскольников за собственные преступления, грехи?

-Ощущение одиночества, разрыва с человечеством «я себя как будто ножницами от всех отрезал в эту минуту»

-Муки совести, душевные страдания, страшные сны

-Гибель матери

-Всенародное высмеивание( смех толпы, непонимание Соней его теории, ненависть к нему каторжников)

-Каторга как юридическое наказание, как очищение через страдания

Подведение итогов урока «Выбери позицию»

1.«Наибольшее поощрение преступления – безнаказанность» (Цицерон)

2.«Кто прощает преступление, тот становится соучастником» (Вольтер)

3. «Наказывать нужно не только за вину, но и за намерение»(Периандр)

4. «Лучше не наказать преступников, чем наказать невинных (Ф. де Рокас)

Оценивание ответов учащихся

Домашнее задание:

Знать содержание романа, объяснять смысл и символику названия произведения. Подобрать цитаты для иллюстрации эволюции образа Раскольникова.

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» как воплощение нового типа художественного мышления. Символика названия романа

Скачать конспект (2.09 Mb)



Автор разработки: Гальчанская Галина Ивановна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1796 | Загрузок: 221 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Достоевский

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»