Главная » Разработки уроков » Литература |
Цель урока: помочь учащимся прочитать роман, раскрыть его особенности, разъяснить: какую роль в совершении преступления, в поступках героев играют социальные причины. Оборудование: Иллюстрации к роману, презентация к уроку Ход урока. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы начали разговор о творчестве Ф.М. Достоевского и его романе «Преступление и наказание». Какие факты человеческой и творческой биографии писателя запомнились вам? Проверка знания текста первой части романа: письменные ответы на вопросы: 1.В каком городе происходит действие романа? 2.Какое время года описывает автор? 3.Кто главный герой произведения? 4.Кем приходится Раскольникову Пульхерия Александровна и Дуня? 5.Кто такой Лужин? 6.Какое преступление совершил главный герой? 7.Кого еще, кроме старухи-процентщицы, убивает Раскольников? 8.Кто в романе произносит слова: «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти?!» 9.Кто такая Соня? 10.Какое решение вынуждена принять Соня, ради детей Екатерины Ивановны? 11.Кому отдает свои гроши Раскольников? 12.Кто такой Разумихин? Словарная работа. Опережающее домашнее задание: объяснить значение слова гуманист, гуманизм, идеология, социальный, психологизм. Давайте вместе начнем читать роман «Преступление и наказание», раскрывать его особенности, силу и мощь авторского слова. Сегодня на уроке мы поговорим о суровой правде в изображении безысходности жизни обездоленных людей, об авторской позиции в романе по отношению к ним, а также постараемся понять, какую роль в совершении преступления, в поступках героя играют социальные причины. Обратимся к эпиграфам. «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?!» Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». «Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не в праве быть им…» Н.А. Добролюбов. В конце разговора мы вернемся к ним и ответим на вопрос: почему эти слова вынесены как эпиграфы к уроку. Работа над темой урока. Слово учителя. Ф. М. Достоевский – самый беспощадный художник 19-го века, показавший жестокую правду жизни, был одержим великой любовью к людям. Как в романе изображена жизнь обездоленных людей? Чтобы ярче представить себе картины жизни героев, увидеть их страдания, почувствовать боль, предлагаю обратиться к тексту романа и поработать в группах по предложенным темам. Петербург – действующее лицо романа. (Доходные дома, квартиры: квартира Мармеладовых, Раскольникова, старухи процентщицы; трактиры, пивные, дворы-колодцы.) Работа в группах. Сообщения групп учащихся согласно предложенным темам. Вывод учителя. Вопрос: в какой части города происходит действие? Видим ли мы другой – прекрасный город? Когда? Как Раскольников чувствует себя там? (глава 6 «Проходя мимо Юсупова сада…/… и всякая гадость») Реальность и бред, явь и кошмар – все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал «городом полусумасшедших», потому что здесь можно сойти с ума от горя, нищеты, бесправия и безысходности. А как живется людям в этом городе? Достоевский показывает нам судьбы «униженных и оскорбленных», доведенных до отчаяния людей. Вот Раскольников спускается в пивную… Судьба Мармеладова и его семьи, Дуни. Общество всегда судят по положению в нем женщин, стариков и детей. В раскрытии писателем суровой правды жизни обездоленных людей «детские» страницы романа вызывают острую боль и жалость. (Сообщение по предложенной теме) Вывод: Обвиняя мир в жестокости, автор прежде всего говорит о детях – как гуманисты всех времен. Что же за будущее у этого мира? Работа с иллюстрациями. Рассмотрите иллюстрации. Соответствуют ли они вашему представлению о Петербурге и его жителях? Кто же «хозяева жизни», о которой пишет Достоевский? Встреча с Мармеладовым и его семьей… - все это потрясающе действует на Раскольникова. Такие потрясения ждут его на каждом углу. Перед ним встают вопросы, которые терзают его: а что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать. И припомнятся слова Мармеладова. Именно это ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Дискуссионный вопрос. Зависят ли поступки героев от их социального положения, от жизненных ситуаций? Отношение автора. Чьими же глазами мы видим жизнь «бедного» Петербурга и его обитателей? Обращение к эпиграфам. Как вы понимаете слова Добролюбова, вынесенные как эпиграф к уроку? Итог. Что на уроке поразило вас? Домашнее задание. Для всех: Перечитать вторую часть романа. Ответить на вопросы: Как ведет себя Раскольников после преступления? Индивидуально: Составить вопросы по содержанию второй главы Рекомендации по подготовке урока. Опережающее задание: класс объединяется в 4 группы (см. материалы урока). Группы получают задания: подобрать необходимый материал по темам с обоснованием выбора. Индивидуально: подготовить словарную работу о значении слов: гуманист, гуманизм, социальный, психологизм. |
Автор разработки: Рябошапка Наталья Богдановна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 3708 | Загрузок: 251 | Комментариев: 6 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |