Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель урока: Образовательная: – сформировать представление учащихся о морфемах слов русско языка, их роли и значениях; – формировать навыки деления слов на морфемы; Развивающая: – способствовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; – способствовать развитию связной речи; – обогащать словарный запас учащихся; Воспитательная: – способствовать воспитанию внимания школьников. Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, интерактивная доска, рисунки, поделки на осеннюю тематику. Тип урока: комбинированный. Ход урока.
Проверка готовности учащихся.
1.Проверка домашнего задания: сочинение – миниатюра на тему: «Золотая осень», «Поздняя осень» по вариантам. (3-4 человека). – Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень? Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки: Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Всем этим строчкам можно найти подтверждение в ваших сочинениях, а также в выставке на эту тему. (выставка рисунков и поделок) 2.Разминка: Индивидуальная работа по карточкам. Карточка №1 Найди значение слова(соедини стрелкой)
Карточка №2 Найди значение слова (соедини стрелкой) Карточка №3 Подобрать антонимы к прилагательным. Ранняя весна – …, письменная работа – …, веселая музыка – …, сердечный, добрый человек – …, незнакомая тропинка – …, скучный рассказ – …, спокойные волны – …, будничный вечер – … Карточка №4 Синтаксический разбор предложения. (ученик у доски) Три д.вицы (под) окном пряли поз.но в.ч.рком. В это время с классом: Запись на доске: 1) очарованье, угрозы, увяданье; 2) редкий, пышное, варежка; 3) седой, пора, луч. Учитель: Прочитайте написанные на доске группы слов. Найдите в каждой из них слова, которые можно объединить по одной из изученных орфограмм. (слайд №1 с разобраными словами по составу после ответа учащихся)
II. Мотивация учебной деятельности. Учитель:
(слайд №2) Из чего строятся слова? 1). Слово учителя. Вы помните: заголовок – это не просто слова. Эти слова – всему голова. Задумайтесь над заголовком. О чем, по-вашему, поййдет речь в этой главе? Разумеется, о том «строительном материале», из которого создаются слова нашего языка. Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака из множества водяных капелек. Есть даже шуточная песенка, в которой рассказывается, «из чего сделаны мальчишки и девченки». (аудиозапись песенки) Мы надеемся, что мальчишки понимают шутки и не обижаются. А слова сделаны из своего «строительного материала» «Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс, окончание. Вот, например, морфема -ш-. Вам понятно, что она обозначает? Сознайтесь, что нет. А теперь прочитайте слова с этой морфемой: шла, прошли. Вдумайтесь в их смысл. Нетрудно понять, что корень -ш- обозначает движение. Причем не всякое движение, а движение человека пешком. А в одиночку без других морфем этот корень ничего выразить не может. Правда, многие другие корни и в одиночку могут справиться с выражением смысла. Например, -слон-, -дом-. Но мы специально взяли такой «беспомощный» корень, чтобы было видно, как хорошо морфемы работают вместе. Каждая из них вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». И получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое колличество слов, что из них складывается весь язык. Приставкины «смыслиночки» Предлагаю сыграть в игру. В ней будут такие участники: вы, два веселых человечка, дорога, два домика – один в начале дороги, другой в конце, а на дороге – мостик через речку и большая лужа. (слайд №3) А еще в игре будут участвовать морфемы. Во-первых, корень -ш-, который обозначает движение. Во-вторых, суффикс -л-, в глаголах он обозначает прошедшее время. В-третьих, окончание -и. Соединив морфемы, вы получите слово ШЛИ. (слово получаем на экране доски). А в-четвертых, в игре будут участвовать разные приставки, которые вы вспомните сами. Ваша задача в игре – описать действие веселых человечков, образуя от слова ШЛИ другие слова с разными приставками.(слова записываются на экране доски) Как видите, приставки помогли вам из одного слова ШЛИ сделать целый «дорожный рассказ». «Смыслиночки» суффиксов. Большую строительную работу выполняют в словах и суффиксы. Даже две работы. Во-первых, они из одних слов делают другие. Например, из слова УЧИТЬ суффиксы могут сделать и учителя, и ученика, и училище, и учение. (слайд№4 слова с выделенными суффиксами) Во-вторых, суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например, показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или противный. Угадайте, о каких людях идет речь, о больших или маленьких, в книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе»: Козявкин, Букашкин, Таракашник, проферсорша Мордочка. Ясно, это малыши. Если бы они были великанами, у них были такие фамилии: Тараканищин, Букашинищин. А проферсорша,наверное, была бы Мордища. Фотодиктант. Назови животных, изображенных на фотографиях ласково. (слайд №5) «Смыслиночки» окончаний. Окончания тоже вносят свой вклад в смысл слова. Они сообщают нам, сколько предметов – один или много: КОШК -А – КОШК-И. Окончание может рассказать, в каком роде стоит прилагательное: (слайд №6) С помощью окончаний образуются различные формы слова, а с помощью приставок и суффиксов – чаще всего новые слова. IV Закрепление изученного.
(слайд№7) В сад пришел поработать садовник: посадил он цветы и шиповник. Взял большую садовую лейку и поставил ее на скамейку. А по саду ворона гуляла, за садовником тем наблюдала. «Вот в посадке садовника нету, и цветов не посадят там к лету!» – с огорченьем ворона сказала и по саду гулять перестала.
1.Вода, наводнение, водить, водяной. 2. Пахнуть, запах, пахарь, пахучий. 3. Морить, море, морской, моряк. 4.Пара (лошадей), париться, запарился, испарения.
«любить» – корень: «водить» – суффикс; «бегал» – суффикс; «река» – окончание. (слайд №9) ВОЗЛЮБИЛА.
V. Итог урока. Рефлексия. – Что нового узнали сегодня на уроке? VI. Домашнее задание. К словам: лес, осень, рыба, холод, город подобрать однокоренные слова, разобрать их по составу. Использованная литература:
|
Автор разработки: Задко Алина Анатольевна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 947 | Загрузок: 201 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |