Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цель: совершенствовать умение различать метафору и метонимию; повторить понятие "многозначное слово" и "омоним"; ввести понятие "синоним" с опорой на понятие "знак"; познакомить со способом нахождения ЛЗ через синоним. Ход урока I. Повторение. Задание для групповой работы. Метафорой или метонимией является значение подчеркнутых слов таких предложений: а) Он выпил два стакана, чтоб утолить жажду. б) Дул ледяной ветер, и одежда не спасала от него. в) Я люблю пить чай, а иногда и кофе. II. Проверка домашнего задания: а) повторение определения слова "омоним", способа определения главного и неглавного значений в многозначном слове; б) чтение ответов отдельными учениками из упр. №2, §14, пункт Б, В. Запись: Лист 1 - часть дерева, орган дыхания и питания растений. Лист 2 - тонкий плоский кусок бумаги. Эти слова омонимы, т .к. значения их не взаимосвязаны. Мазать - 1 окрашивать, - промахиваться, - 2 пачкать. Значения "окрашивать" и "пачкать" относятся к многозначному слову, а со значением "промахиваться" слово является омонимом. III. Задание для групповой работы: В рассказе о слове "самолет" (стр. 43 учебника) мы встретили еще одно слово "аэроплан". Вспомните, что составляет понятие "знак" и запишите ответ на вопрос: Что общего и разного в этих словах? IV. Ответы групп и запись в тетради: У слов "самолет" и "аэроплан" разная буквенная и звуковая оболочки, но общее лексическое значение "крылатая машина". V. Для этих слов есть термин "синонимы". Выпишите из учебника определение или составьте его сами. Запись. Синонимы - это слова, разные по звучанию или написанию, но одинаковые или близкие по значению. VI. Выполните упр. №1 после §17: спешить - торопиться, тушить - гасить, неприятель - противник, миг - мгновение, конница - кавалерия, передник - фартук, громадный - огромный. VII. Задание для группового обсуждения. §16, упр. 1. В данном упражнении значения слова "книга" охарактеризованы через общее и отличительное. Но явление синонимии позволяет эти же значения выразить через синоним. Сделайте это в тетради. Запись: книга - 1 журнал, том; - 2 тетрадь, блокнот, альбом; - 3 роман, поэма. VIII. Итоги урока. Оценивание удачных ответов. IХ. Домашнее задание. §17, упр. №5, §14, упр. №5. |
Автор разработки: неизвестный Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 517 | Загрузок: 206 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |